Соцсети описывают всевозможные техники, выполняя которые можно привлечь удачу. Многие из этих «инструментов» казахи активно практиковали в прошлом. В этом – исконная народная мудрость

4306
Зарина Москау

Соцсети пестрят видео и фото с описанием всевозможных техник, выполняя которые можно привлечь удачу, развить самые разные стороны своей личности, разбудить даже спящие таланты, стать здоровее, красивее, счастливее… По крайней мере, так обещают.

Мы уже писали о том, что многие из нынешних «техник», «инструментов» казахи знали давно, активно практиковали, причем они гармонично встраивались в жизненный график, не требуя ни дополнительного времени, ни трат. В этом – исконная народная мудрость.

Равновесие

«Төрт құбылаң тең болсын!» – это пожелание мы слышим час­то, и оно одно из лучших. Но какой конкретный в нем смысл? Мини-опрос в соцсети на своей страничке показал: в целом многие понимают, что, произнося эти слова, желают всего-всего и самого-самого. А вот подробности знают не все. Попробуем разобрать детально.

Құбыла, по словарю, это направление в сторону Киблы в Мекке, ориентир, как правило, на юго-запад. То есть это святыня исламского мира. Кибла одна, тогда почему казахи желают, «Чтобы все четыре Киблы были равны»?

Дело в том, что для казахов «құбыла» – понятие, конечно, сакральное, а также неоднозначное. То есть это не просто сторона света, где расположена святыня мусульман, а в целом категория священная, к которой относятся с почтением. Пословицу «Бет қарап түзейтін құбыламсыз» используют применительно к человеку, который, как правило, старше по возрасту, служит примером, и «с него делают жизнь» последующие поколения.

«Төрт құбыласы тең» – человек, у которого все в порядке, честь по чести, говорит словарь. Так что же включают в себя эти четыре стороны?

Во-первых, конечно, здоровье – денсаулық. Разве бывает жизнь в радость тому, кого сразил недуг? Конечно, нет, и поэтому пословиц о важности здоровья немало. «Бірінші байлық – денсаулық» – «Здоровье – первое богатство», «Ауру күліп кіріп, мысқалдап шығады» – «Болезнь заходит смеясь, а выходит с мучениями».

Во-вторых, это семья – отбасы и дети. Для казаха дети и семья были большой ценностью, настоя­щее счастье возможно, только когда у тебя есть пара, считали наши предки. И, на мой взгляд, были правы.

Ярко представлена семейная тема в фольклоре. «Бас екеу болмай, мал екеу болмайды» – «Пока ты один, ряды твоих отар не будут пополняться», «Жалғыз ағаш үй болмас, жалғыз жігіт би болмас» – «Одинокое дерево не станет домом, одинокому джигиту не стать бием». «Бала көңілдің гүлі, көздің нұры» – «Ребенок – цветок души и свет очей», «Балалы үй базар, баласыз үй мазар» – «Дом, где есть дети, подобен базару, а дом без детей словно мазар (гробница)».

Третья сторона четырех столпов полной жизни – имущество, богатство, материальный дос­таток, или, как говорят казахи, «мал-мүлік». Тучные стада были залогом сытой жизни, эквивалентом современных денег, без которых жить грустно и тяжело, как ни крути.

И четвертая – это репутация, честное имя, то есть жақсы ат, абырой. Репутация служила социальным капиталом в Степи. И хотя ее нельзя было потрогать руками и увидеть глазами, она, словно тень, следовала неотступно за человеком, грея его, помогая ему или, наоборот, бросая тень на его путь.

Итак, четыре составляющие конструкции под названием «успешная жизнь» обозначены. Обратите внимание на вторую часть фразы «тең болсын» – «пусть будут равными». Это логично: при перекосе одной из сторон говорить о том, что жизнь хороша, не приходится. Например, человек здоров, богат, имеет семью и детей, но его имя синоним нечестности, он слывет вороватым, способным на подлость. Разве можно назвать его жизнь полной, а счастье настоя­щим? Вряд ли.

«Төрт құбылаң тең болсын» – не просто пожелание, а некий код, программирующий человека на сохранение баланса. К слову, о важности сохранения баланса, гармоничности отношений, экологичности поступков и вообще соблюдении закона равнозначнос­ти во всем сегодня не говорит и не учит только ленивый.

А казахи уместили эти все понятия в четыре слова – «Төрт құбылаң тең болсын».

Цифры и люди

В казахской степи не было нумерологов, коих нынче не счесть. За определенную плату они вам высчитают финансовый код, код любви, богатства и чего угодно, подскажут, когда лучше стричься, переезжать, жениться. Верить или нет им, решает каждый сам. Кто-то соизмеряет это направление с религией, а ислам не приветствует нумерологию, о чем была издана отдельная фетва ДУМК. Другой не делает ни шага без тщательного вычис­ления самой удачной даты и живет только в соответствии с магией чисел.

Однако отсутствие нумерологии вовсе не означает, что казахи не придавали значения цифрам и их роли в жизни человека. Нач­нем с того, что шежіре – генеалогическое древо, которое наизусть должен был знать каждый мужчина с детского возраста, это в первую очередь семь предков – жеті ата.

«Он екі мүшең сау болсын» – «Пусть будут здоровы все органы», он екі мүше – это 12 трубчатых конечностей человека. Из 12 лет состоит и мүшел жас – цикл жизни человека, определяю­щий основные фазы его роста, взросления. Можно сказать, что это свое­образный переходный возраст от одного жизненного периода к другому.

Төрт түлік мал – так называют казахи четыре вида домашних животных, к которым относятся лошадь, корова, верблюд и овца. Это основные, самые важные представители домашней живности, которые испокон веков были главным имуществом казахов. Ведь богатство, как мы знаем, измерялось тогда отарами, поголовьем, количеством детей и, конечно, репутацией человека.

К некоторым цифрам отношение было особенным, их считали сакральными. Например, три, пять, семь и девять. Үш жұрт – у джигита есть три важных для него рода, считалось у казахов, и по сей день это актуально. Өз жұрты – свой род, нағашы жұрты – род матери и қайын жұрт – род жены.

«Ер кезегі үшке дейін» – «У мужчины три шанса». Есть и такое выражение, как «үш арсыз» – «три вещи, которые неподвластны совести»: это сон, еда и смех, они базируются на основных инстинктах. Потребность в еде и в отдыхе есть всегда, даже в самых тяжелых ситуациях человек ест и спит, хотя бы в малых дозах, иначе он погибнет. А смех бывает и сквозь слезы.

Үш ақиқат: қымбат – шындық, арзан – өтірік, дауасыз – кәрілік. Три истины: правда, доставшаяся дорогой ценой, дешевая ложь, неотвратимая старость.

Цифра пять – бес қару – виды оружия, которыми мужчины защищали свой народ в боях с врагом, бес парыз – пришедшие вместе с исламом в степь «пять обязательств» мусульманина.

Очень содержательно и точно назвал Абай пять качеств, которые следует избегать и которые нужно в себе взращивать.

Бес нәрседен қашық бол,

Бес нәрсеге асық бол,

Адам болам десеңіз...

Өсек, өтірік, мақтаншақ,

Еріншек, бекер мал шашпақ,

Бес дұшпаның, білсеңіз.

Талап, еңбек, терең ой,

Қанағат, рахым ойлап қой.

***

Чтоб человеком ты был,

И вровень с веком ты был,

Ты пятерых побори

И пятерых избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Безделье и мотовство –

Вот пять врагов твоих, знай.

А разум и доброта,

Упорство, скромность и труд –

Вот пять друзей, согласись!

Жеті ата – семь предков (по вертикали), жеті қазына – семь сокровищ, жеті қат көк, жеті қат жер – семь слоев земли и неба, жеті қарақшы – семь разбойников.

Жеті жетім: тыңдамаған сөз жетім; киюсіз тозған бөз жетім; иесіз қалған жер жетім; басшысы жоқ ел жетім; аққу-қазсыз көл жетім; жерінен айырылған ер жетім; замандасы қалмаса – бәрінен де сол жетім.

Семь сирот: сирота – слово не услышанное; сирота – ткань не изношенная; сирота – земля бесхозная; сирота – народ без предводителя; сирота – озеро без гусей и лебедей; сирота – джигит, лишенный земли; сирота – из сирот тот, кто остался без ровесников.

Жеті жоқ:

Жерде өлшеуіш жоқ,

Аспанда тіреуіш жоқ,

Таста тамыр жоқ,

Тасбақада талақ жоқ,

Аллада бауыр жоқ,

Аққуда сүт жоқ,

Жылқыда өт жоқ.

***

Семь несуществующих:

Земля несоизмерима,

Небо неподпоримо,

У камня нет корня,

Черепаха живет без трахеи,

У Всевышнего нет

родственников,

У лебедя нет молока,

У лошади нет желчи.

С цифрой девять связаны очень значимые события. «Тоғыз ай тоғыз күн көтерген» – «Носить девять месяцев и девять дней». Во время сватовства и других важных мероприятий дарят девять вещей, которые называют «тоғыз». Большую дорогу, или, как сказали бы сейчас, автобан республиканского значения, называют «тоғыз жолдың торабы» – «перекресток девяти дорог».

Смотри в оба!

Насмотренность – еще один новый модный термин. К примеру, насмотренность формирует вкус, говорят коучи и тренеры, призывая тех, кто хочет одеваться по последнему слову моды, следить за новинками одежды. Насмотренность помогает избежать ошибок, вторят им те, кто учит людей правильно видеть и понимать произведения искусства, картины, кино, спектакли.

По аналогии с начитанностью, когда человек, прочитавший множество разных книг, с легкостью может отделить бульварное чтиво от классической литературы, насмотренность действительно помогает быть в тренде, отсеивая ненужное и лишнее, безвкусицу.

Есть в казахском языке очень емкое, меткое выражение «түк көрмеген», которое буквально переводится как «ничего не видевший». Но смысл его гораздо глубже и перекликается с таким понятием, как сытое сознание. Корни его, как и сознания вообще, заложены в генах, а также, конечно, формируются под воздействием внешней среды и воспитания. И оно, это сытое сознание, или есть, или его нет и уже не будет.

Отсутствие сытого сознания выражается чаще всего в алчнос­ти – безграничной, принимающей уродливые формы. И если ее не обуздать, как и любой порок, она приведет к нежелательным последствиям. Кроме того, «түк көрмеген» говорят про тех, кто даже при малейшем финансовом или социальном росте начинает проявлять снобизм, ощущает себя хозяином жизни, смотрит на всех свысока, растворяясь в гордыне.

Но почему же говорят «түк көрмеген», а не, например, «түк жемеген» – «ничего не евший»? Потому что помимо насыщения физического важно насыщение ментальное, психологическое – «көз тою», буквально «наесться глазами». А это и есть насмотренность. То есть когда посредством глаз сознание наполняется, насыщается и уже переходит в режим «сытость».

«Көп сүргеннен емес, көпті көргеннен сұра» – «Спрашивай не у того, кто долго прожил, а у того, кто много видел». Человека невоспитанного, хамоватого, позволяющего себе выражаться нецензурно, да и просто поступающего не по совести, часто называют «көргенсіз» – «тот, кто не видел хорошего воспитания».

Согласно современным исследованиям, 80% всей информации человек получает через глаза. Но как об этом знали наши предки, когда не было исследований, не было ученых? А все просто: они умели видеть сердцем, чувствовать душой, обладали мудростью и понимали законы мироздания.

Популярное

Все
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
В Павлодарской области теперь ожидают регулируемый паводок
282 миллиона тенге ушли не по назначению
Налаженную цепочку купли-продажи казахстанского металла удлиняет армия посредников-перекупщиков
В сфере акушерства острая нехватка мужского понимания важности женского здоровья
Креативная индустрия Приаралья ждет реальных мер господдержки
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Что нужно для развития науки?
В Ерназаре стали выращивать клубнику
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
На фабрике шьют обувь с «мужским характером»
Ассоциация журналистов стран ЦА планирует создать руководство по применению ИИ
Алексей Луценко – победитель веломногодневки Джиро д’Абруццо
Светофоры с озвучкой разработала талдыкорганская школьница
Каждый слышал о фондовом рынке, но мало кто знает, в чем его суть
Легендарный фильм «Қыз-Жібек» вернулся на большие экраны
Аграрии остро нуждаются в сортах культур, адаптированных к местному климату
О ситуации на водохранилищах страны рассказали в министерстве водных ресурсов
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Что происходило в ресторане BAU в ночь гибели Салтанат Нукеновой, рассказала администратор заведения
На Петропавловск идет огромный поток
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
«Надеюсь, жена жива»: переписку персонала BAU озвучили в суде над Бишимбаевым
Как государство поддерживает молодых ученых
«Нукенова не могла самостоятельно получить травмы от ударов об унитаз»: судмедэксперт опроверг версию Бишимбаева
Депутаты Мажилиса держат ситуацию в подтопленных регионах на своем контроле
В области Жетысу открылась Академия информационно-коммуникационных технологий Huawei
«Портал» в другое измерение открылся в Петропавловске
Для маленьких танцовщиц весна этого года стала стартом в большой балет
Президент поблагодарил казахстанцев и глав государств за проявленную солидарность
Мошенники просят деньги от имени министров
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Школьники Кызылорды хотят превратить свой двор в зеленую зону
Пессимистический сценарий возможен в Атырау
ЛПХ необходим официальный статус
Принято решение о проведении спортивного турнира WBC Amateur TURKSOY
В центре Европы звучат казахские песни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Встретить Наурыз по-новому решили ученики столичной школы-гимназии №31
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы

Читайте также

Главе государства показали кыпчакские рукописи в армянском …
Атлас из 130 уникальных географических карт представили в А…
Сидя на коне можно завоевать империю, но нельзя ею управлят…
Связанные с историей Казахстана рукописи и документы найден…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]