Скажем, Федор Достоевский считал, что красота – это единственное, что может спасти мир, катящийся в пропасть греха. При этом, конечно же, великий писатель и гуманист подразумевал не голливудские стандарты, а нравственные, духовные качества.
Вместе с тем история знает немало примеров противоположного свойства, когда красота не спасала, а напротив, повергала мир в войну, потому что она – еще и страшная сила. Вспомнить хотя бы знаменитое яблоко раздора. Согласно древнегреческому мифу, богиню раздора Эриду не пригласили на один из пиров на Олимпе, и она решила отомстить богам. Как истинная женщина Эрида знала, как можно столкнуть лбами прекраснейших из прекрасных, и бросила на праздничный стол золотое яблоко, на котором так и было написано – «прекраснейшей».
Его увидели три богини – Гера, Афродита и Афина. Естественно, что каждая из них считала лучшей только себя, но так как драться публично из-за яблока на Олимпе было как-то не принято, они попытались разрешить спор цивилизованным путем, пригласив в качестве арбитра сына троянского царя Париса.
Каждая из богинь пыталась подкупить Париса (видимо, коррупция существовала уже и на Олимпе). Гера пообещала ему власть и могущество, выражаясь современным языком, контроль над Азией. Афина предлагала воинские победы и мудрость. И лишь Афродита угадала, что нужно истинному мачо – любовь самой красивой женщины. Ею была прекрасная Елена, жена Менелая, царя Спарты. И Парис отдал яблоко Афродите, которая в благодарность помогла ему похитить чужую жену.
В итоге Парис получил Елену, а мир на долгие годы утонул в кровавой войне.
Так что красота – действительно опасное оружие, и с нею, как с любым оружием, надо обращаться осторожно. Но сейчас красота стала еще и прибыльным бизнесом, зачастую криминальным, в котором напрямую реализуется тезис о том, что красота требует жертв.
Взять те же, столь привлекательные для многих, конкурсы красоты, которые пробились к нам из-за железного занавеса. Кстати, первые такие конкурсы были вполне благопристойными – участницы еще не дефилировали в откровенных купальниках и демонстрировали не только красоту, но и свои интеллектуальные способности. Постепенно эти шоу все больше становились способом зарабатывания денег, где умственные способности красоток оказались не нужными. Тем более что и раньше, и сейчас оценивают их, как правило, мужчины, которые, кстати сказать, и придумали те самые стандарты красоты: 90–60–90.
Самое забавное, что этот эталон родился довольно банально – мерилом красоты стали… примитивные манекены, которые изготавливаются по этому когда-то математически рассчитанному стандарту. Но если портной в ателье все-таки снимает мерки с реального человека, то кутюрье, создавая свои шедевры как произведения искусства, за отсутствием живой модели ориентируется на манекен. Посему изначально для демонстрации авторских платьев и подбирался такой «живой манекен» со среднестатистическими параметрами. Сколько же потом женщин пали жертвами в погоне за этим «золотым стандартом»!
Но такая красота, как мне представляется, вряд ли спасет мир. Более того, настало время спасать саму красоту, которую пытаются сдернуть с многовекового пьедестала. Однако эта подмена понятий, хочется надеяться, не должна произойти, иначе большинство представителей сильного пола не искали бы в спутницы жизни «чистейшей прелести чистейший образец».