Участок LRT будет пролегать по верхней Талгарской трассе. Заявил о себе потенциальный инвестор, с которым ведутся переговоры, также известно, что он начал разработку технико-экономического обоснования проекта.
Строительство сети LRT в мегаполисе обсуждается давно, она внесена в генеральный план развития Алматы. Но намерения внедрить новый вид общественного транспорта по разным причинам отодвигались. Теперь появились более-менее определенные перспективы: начало освоения в 2022 году части проекта строительства легкорельсового транспорта, который свяжет мегаполис и Талгар.
– В связи с тем, что основная часть железнодорожных путей будет проходить по территории Алматинской области, было принято решение о привлечении к переговорному процессу ответственных лиц от акимата Алматинской области, – сообщил заместитель акима Алматы Серик Кусаинов. – Проект масштабный, требуется проработка многих вопросов. Объем инвестиций, сроки реализации будут известны по результатам технико-экономического обоснования проекта.
Планы строительства LRT являются частью программы экологизации мегаполиса. В целом она включает несколько объемных направлений, по которым власти города постепенно продвигаются к желанной цели – максимально очистить от разного рода загрязнений окружающую среду и сделать жизнь алматинцев более безопасной.
Например, в число ближайших планов входит обновление городского электротранспорта. По словам заместителя акима, последний раз городские троллейбусы приобретались в 2012 году. Из курсирующих по городу 215 единиц в ближайшее время планируется списать 34. В акимате рассматривают возможность приобретения 190 новых троллейбусов за счет банковского кредита, который в дальнейшем будет погашать само транспортное предприятие «Алматыэлектротранс».
Что касается автобусного парка города, то здесь акцент делается на постепенный переход на альтернативные виды автомобильного топлива. На сегодня более чем из 2 440 единиц подвижного состава, обеспечивающего городские маршруты, меньше трети работают на газе или электричестве, остальные – дизельные автобусы.
Заместитель акима Алматы сообщил, что коммунальный автобусный парк ТОО «Алматыэлектротранс» планируется пополнить 300 новыми газовыми автобусами. Кроме того, частный инвестор рассматривает вопрос строительства в следующем году нового автопарка с закупом 200 автобусов на газе.
Другим объектом повышенного внимания становится трафик в мегаполис, особенно на его границах. За последнее время на въездах на его территорию установлено 15 экопостов, оснащенных специальным оборудованием для замера вредных веществ отработанного топлива. На таких контрольных точках производятся замеры содержимого выхлопных газов бензиновых, дизельных и газовых автомобилей.
Начиная с 20 марта на экопостах выполнено почти 132,5 тыс. замеров, превышение допустимых показателей в выхлопах установлено на 20 тыс. транспортных средств, к ответственности за эти нарушения привлечены более 15 тыс. автовладельцев. До конца 2021 года планируют установить еще 4 подобных пункта.
В Алматы проводятся и проверки транспортных средств внутри города, в ходе которых выявляют несоответствие автомобилей экологическим нормам. Эту работу ведут десятки полицейских и представителей акимата, со следующего года в Алматы появятся 3 передвижных экологических поста и лаборатория.
Традиционно большая ставка в Алматы делается на озеленение. В этом направлении власть ищет новые подходы и опирается на поддержку горожан. В октябре стартовала акция «Зеленый город», по условиям которой алматинцы могли получить саженцы деревьев и кустарников и посадить их, где считают нужным.
– Все желающие могут озеленить дворы многоквартирных домов и других мест общего пользования. Управление «зеленой» экономики бесплатно раздает саженцы лиственных пород деревьев для посадки, – сообщил Серик Кусаинов.
По условиям акции участники должны подписать гарантийное обязательство об уходе за посаженным молодняком в течение двух лет, указать планируемое место посадки, количество саженцев и их породный состав. После посадки необходимо отправить фотоотчет. В итоге к 15 ноября алматинцы высадили более 33 тыс. молодых деревьев и кустарников.
Специально для управления зеленым фондом в Алматы разрабатывается Дендрологический план до 2025 года. Он нацелен на то, чтобы обеспеченность зелеными насаждениями мест общего пользования достигла не менее 10 кв. м на одного жителя мегаполиса. В настоящее время этот показатель едва достигает 7 кв. м.