Реализации этой стратегической задачи способствует принятие КНР программы «Экономический пояс Шелкового пути». Эти и другие направления развития транспортно-логистической инфраструктуры, геологической отрасли и недропользования, а также План законопроектных работ на 2017 год рассматривались на заседании Правительства, прошедшем вчера под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева.
Драйвер развития
В своем выступлении министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек отметил, что запланированные проекты по развитию евразийских транспортных коридоров и созданию благоприятных условий для перевозок полностью корреспондируются с программой КНР «Экономический пояс Шелкового пути». В текущем году для координации работы между Казахстаном и КНР Министерством нацэкономики подписан План сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути». Обеспечение синергии в реализации основных программ развития двух стран придаст еще больший импульс возрождению Шелкового пути.
Глава МИР остановился на основных трендах по всем отраслям транспорта. Так, в железнодорожной сфере в последние годы мировая практика показывает переход на контейнеризацию грузов и развитие контейнерных перевозок. В этом плане принимаемые Казахстаном меры позволили достичь положительной динамики. Так, за 9 месяцев текущего года по направлению Китай – Европа – Китай перевезено 66 тыс. контейнеров, что в 2 раза больше объема перевезенного груза за аналогичный период 2015 года.
На сегодня проводятся реконструкция и строительство большого количества автодорог. По примеру платной дороги от Астаны до Щучинска в целях снижения нагрузки на госбюджет и обеспечения самоокупаемости содержания дорог планируется поэтапно внедрить платную систему на всех автомобильных коридорах, прошедших реконструкцию.
Говоря о развитии придорожного сервиса, министр привел статистику: в республике функционирует порядка 2,5 тыс. разрозненных объектов сервиса, расположенных в основном вблизи населенных пунктов, из которых 80% не отвечает требованиям Национального стандарта. Согласно программе «Нұрлы жол», до 2020 года на основных автодорогах первоначально будет размещено 260 объектов сервиса, соответствующих стандарту.
В области гражданской авиации за последние 5 лет наблюдается стабильный рост основных показателей. В настоящее время отечественными авиакомпаниями через территорию Казахстана в год перевозится 250 тыс. транзитных пассажиров, что в 10 раз больше показателя 2010 года.
По словам руководителя МИР, в порту Актау наблюдается рост объемов перевалки сухих грузов. В частности, объемы перевалки металла выросли на 25%, а зерна и паромных грузов – более чем в 2 раза.
Резюмируя, Ж. Касымбек отметил, что реализуемые проекты и принимаемые меры к 2020 году позволят увеличить протяженность реконструированных автомобильных дорог до 7 тыс. км. Мощность портов на Каспийском море будет доведена до 23,5 млн тонн. Ожидается увеличение контейнерных транзитных перевозок в 10 раз, в 3 раза – транзита пассажиров воздушным транспортом. В целом до 2020 года на объектах строительства транспортной инфраструктуры будет задействовано 100 тыс. человек.
Заслушав информацию, Премьер-Министр обратил внимание на снижение качества автодорог и портовой инфраструктуры несмотря на то, что в их развитие вкладывается все больше средств, и поручил принять соответствующие меры. Заметив, что в сфере гражданской авиации увеличивается транзитный потенциал, Б. Сагинтаев поставил задачу о пересмотре тарифов на авиаперевозки внутри страны.
В свою очередь президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев доложил о направлениях корпоративной стратегии компании, предусматривающей рост в сегменте транзитных и мультимодальных транспортно-логистических услуг. Рост, по его словам, связан с модернизацией транспортно-логистической инфраструктуры, развитием новых компетенций и интеграцией услуг в единый логистический сервис, выходом на новые сегменты рынка, предложением новых транспортных продуктов.
Руководитель компании сообщил, что на сегодня завершено строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай, сухого порта, инфраструктуры на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», расширение порта Актау в северном направлении.
По итогам доклада первый заместитель Премьер-Министра Аскар Мамин подчеркнул, что в рамках исполнения задач, поставленных Главой государства по развитию транзитного потенциала и формированию Казахстана как регионального транспортно-логистического хаба, ведется активная работа. Он высказал мнение, что эта отрасль становится драйвером экономики. Доходы в среднесрочный период только от транзита могут вырасти к 2020 году до 4 млрд долларов. Логистические услуги могут приносить дополнительно 1% ВВП. По утверждению первого вице-премьера, отрасль находится в развитии, важно, чтобы эта динамика сохранялась.
Подытоживая обсуждение вопроса, Премьер-Министр отметил, что за последние годы в транспортно-логистической сфере страны введены крупные проекты международного уровня, эта работа будет продолжена. В целом за 25 лет независимости в стране построено 2,5 тыс. км железных дорог, 75 тыс. км автомобильных дорог, что способствует развитию бизнеса, созданию новых рабочих мест.
Б. Сагинтаев поручил в ходе внедрения международных стандартов на объектах придорожного сервиса не допускать изъятия или сноса этих объектов, поскольку за ними стоят люди, их семьи. Этот вопрос должен отрабатываться совместно с местными исполнительными органами. Касательно развития транзитного потенциала Премьер-Министр предписал усилить эту работу.
Осваивая недра
Казахстан по богатству своих недр входит в группу стран – мировых лидеров. Это обусловило приток инвестиций в страну. Из 231,5 млрд долларов, привлеченных за последние 10 лет, на горнорудный и нефтегазовый секторы направлено более 132 млрд долларов.
На вложение инвестиций в открытие новых месторождений, обеспечивающих восполнение минерально-сырьевой базы, акцентировал внимание в своем выступлении по вопросу развития геологической отрасли министр по инвестициям и развитию Ж. Касымбек. По его словам, необходимо создать привлекательные условия для частных инвесторов, реформируя действующее законодательство, увеличить государственное финансирование ранних стадий геологоразведочных работ, улучшить качество их проведения с применением самых современных технологий.
Сейчас разрабатывается Кодекс «О недрах и недропользовании». К концептуальным нововведениям документа относятся: применение принципа «Первый пришел – первый получил», оптимизация госрегулирования, применение международных стандартов CRIRSCO, свободный доступ к геологической информации, обеспечение функционирования рынка юниорских компаний и возможности привлечения капитала.
– Проведенные реформы за последние 3 года позволили привлечь в Казахстан ряд крупных транснациональных компаний, однако для продолжения работы в данном направлении необходимо обеспечение государственного финансирования ранних стадий геологоразведки, – заметил глава МИР.
По его словам, ежегодное выделение бюджетных средств в сумме порядка 30 млрд тенге позволит повысить геологическую изученность, увеличить глубинность исследований и ежегодно наращивать ресурсную базу. Учитывая мировой опыт, Министерство по инвестициям и развитию предлагает создать в городе Алматы геологический кластер – центр компетенции геологической отрасли, который будет решать стратегические задачи, такие как развитие и подбор технологий для трудноизвлекаемых руд, подготовка и переподготовка специалистов, хранение и интерпретация геологической информации.
В продолжение темы разработки Кодекса «О недрах и недропользовании» министр энергетики Канат Бозумбаев заметил, что в его концепцию заложено внедрение принципа дифференцированных механизмов предоставления права недропользования на участки с учетом их перспектив, упрощение процедур по разработке и утверждению проектных документов на этапе разведки и прочие поправки, которые обеспечат приток инвестиций и сохранят адекватный уровень государственного регулирования. В рамках кодекса планируется реализация 74-го и 75-го шагов Плана нации, по которым Минэнерго совместно с международными экспертами и специалистами ЕБРР проводит работу по внедрению более понятной для иностранных инвесторов международной системы стандартов отчетности по запасам углеводородного сырья.
Все высказанные на заседании предложения глава Правительства поддержал. Б. Сагинтаев поручил первому вице-премьеру взять на контроль вопросы возможного открытия центра развития геологоразведки, а также обсуждения Кодекса «О недрах и недропользовании» совместно с экспертами, общественностью.
На заседании министр юстиции Марат Бекетаев представил проект Плана законопроектных работ Правительства на 2017 год. Он предусматривает разработку и внесение в Парламент 33 законопроектов. Намечено разработать 8 новых законодательных актов. Это законы «О естественных монополиях», «Об административных процедурах», Административный процессуальный кодекс и другие. В целом в предстоящем году госорганами планируется совершенствовать законодательство в 23 сферах.