Письмо из ТОО "Каменка и Д" кроме того адресовалось первому заместителю гендиректора "Гомсельмаш" И. Протуро, коммерческому директору АО "Агромашхолдинг" А. Бухметову, директору КФ АО "Агромашхолдинг" С. Могилатову. "Согласно договору № 48/;12 к Д3 К от 26 марта 2012 года, наше предприятие приобрело 24 зерновых комбайна марки "Есиль-760", своевременно произведя предоплату, – сообщал известный в стране аграрий, генеральный директор ТОО "Каменка и Д" Алексей Джейранов ("Казправда" о нем писала как о большом мастере высоких и стабильных урожаев). – Однако были нарушены сроки поставок товара, более того, он оказался сделанным из металла-сырца".
"Сырые" комбайны, за которые агропредприятие выложило кругленькую сумму в 3,7 млн американских долларов, мы увидели в работе. Дело в том, что ТОО "Каменка и Д" уже второй год убирало оставшийся с осени урожай весной. Дожди 2013 года так залили почву, что техника утопала в ней по самые "уши". Не бросать же хлеб на произвол судьбы, тем более в минувшее засушливое лето (затяжные осадки пошли только осенью) каждый гектар в среднем давал 21 центнер зерна.
Практика весенней уборочной страды в ТОО уже была, зарекомендовав себя с выгодной стороны. Зерно, пролежав зиму в пышных валках, почти не теряло качеств, факт невероятный, но очевидный, поэтому пользовалось повышенным спросом у покупателя. В цене хозяйство выигрывало минимум на 30%. Автор этих строк был свидетелем, как на центральном току, где скопились в начале мая горы золотистого зерна, собралась очередь машин с прицепами. Часть урожая вытягивала на 3-й класс, часть – на 4-й и 5-й. И, тем не менее пшеница, ячмень уходили влет.
Знатные хлеборобы, профи своего дела могут возразить: какая жатва весной, о чем говорите да еще пропагандируете? Отвечаем, рассказываем, как оно есть, однако ни в коем разе не рекомендуем делить уборку урожая на две части на постоянной основе. Джейранов, выйдя на стабильные 20 центнеров и выше, любыми способами и средствами стремится сохранить тугой колос. У него для этого есть технические силы и возможности. Так что, господа хорошие, берите его опыт на карандаш, в проигрыше не останетесь.
Кто живет в деревне – знает, по какой цене продают картошку осенью и весной: 30 тенге и 70 тенге – есть разница? Природное хранение зерновых примерно напоминает ситуацию, но, повторимся, при наличии ГСМ, классных механизаторов, техники, благоприятных погодных условий.
Напомним, "Есиль-760" собирается в Костанае, отсюда и название, а все комплектующие узлы и агрегаты производятся в Республике Беларусь. Джейранов на известный бренд и "клюнул". При Союзе именно из этой братской республики поставлялись лучшие колесные тракторы, которые пользовались спросом и в Европе. Кроме того, новый зерновой комбайн оказался широко разрекламирован, особенно привлекало в нем то, что он производился на базе российского "Дона" и был более-менее доступным по цене.
"Доны" в Каменке зарекомендовали себя с лучшей стороны, 5 лет назад в хозяйстве выдался рекордный урожай, отдельные поля давали по 60–65 центнеров зерновых. Даже мощная американская техника не выдерживала нагрузок, рвались транспортеры при обмолоте чересчур пышных валков. "Доны" с задачей справились, убрали урожай без потерь.
В 2012 году хлеб в товариществе также уродился на славу. Уберем за 20–25 дней, рассуждала агрономическая служба. Мощный технический парк, насчитывающий 54 комбайна, кроме жаток, настраивал на оптимизм. Но не тут-то было. С первых дней жатвы техника стала преподносить сюрприз за сюрпризом. Виталий Миронов с механизаторским стажем в 22 года глазам не верил: крышка подшипника разлетелась от удара рукой, словно была сделана из фанеры.
…Генеральный директор ТОО "Каменка и Д" привез нас на поле № 22, где комбайны убирали лен. Половина техники простаивала, половина находилась в работе. Простаивала из-за частых поломок, хотя ей от роду было 2 года. Рядом с механизаторами неотлучно находился главный агроном Антон Чесневский.
– "Есиль-760" с виду комбайн современный, мощный, комфортный, – отмечает он. – Но только с виду. Начинает свал, тут же все сыплется, как переспелый колос. Транспортеры, подшипники, приводы вентилятора, да что там перечислять, все детали сделаны из металла-сырца.
На край загонки подъехал комбайн № 46 под управлением Виталия Наумова. На такой технике и семью не прокормить, сетовал он, живого места нет, рвет консольные шнеки, подбарабанья, элеваторные поддоны, клавиши мотовила, протекает печка, отапливающая кабину... Виталий поведал о таком факте. При транспортировке у самоходки повредилось мотовило. Чтобы скрыть вмятину, ее заделали обычной оконной замазкой, тщательно закрасив.
О многочисленных дефектах, естественно, было сообщено заводу-изготовителю, откуда прибыла долгожданная сервисная бригада. Обследовав комбайны, та пришла к выводу: недоработки и притом массового характера имеют место.
Например, только в текущем году на 8 самоходках заменили радиаторы, однако после ремонта они вновь начинают протекать. На рабочем столе А. Джейранова скопилось более 120 (!) дефектных актов, подписанных в том числе и представителями завода-изготовителя, полностью признающими свою вину. Комбайны собирались в спешке, отсюда масса недоделок – был их признательный вердикт.
Между тем 2 гарантийных года уже истекли. Правда, на отдельные комбайны гарантия продлена, но это не выход из критической ситуации. По мнению местной инженерной службы, сервисеры тянут время, чтобы позже умыть руки. Буквально через месяц-другой все затраты по ремонту лягут на плечи ТОО. Хотя о каком ремонте можно вести речь, если все комбайны дышат на ладан. К тому же бортовые компьютеры искажают все данные, часто зависают, а то и вообще отключаются.
Посетило Каменку и руководство АО "Агромашхолдинг" – через него приобреталась скандальная техника на кредитные деньги под 14% годовых. Оно заняло сторону товаропроизводителя, но тому от этого не легче. Ладно бы, один-два комбайна попались с браком, а то все 24. И все 24 не соответствуют ГОСТу, что, кстати, признает сам завод-изготовитель. Какой же выход из ситуации?
– Мы настаиваем на устранении всех недоделок за счет белорусских машиностроителей, – говорит А. Джейранов. – Кроме всего прочего, нарушаются условия гарантийного обслуживания, сервисные бригады приезжают с неохотой, запчасти доставляются с перебоями...
Таможенный союз предусматривает единое экономическое пространство. Выходит, мы не только друзья с белорусами по жизни, но и партнеры по бизнесу. А раз так, надо соответствовать данному статусу, прежде всего уважая интересы обеих сторон. В конкретном случае речь должна идти о замене бракованного товара на качественный.