
В ту пору, находясь на подъеме, Барселона заявила о себе как о городе европейской значимости. Быстро развивающаяся экономика поддерживалась мощным классом торговцев, производителей и финансистов.
Принято считать, что организация и проведение Всемирной выставки 1888 года как раз и было отражением хороших отношений между восстанавливающейся монархией и каталонской промышленной буржуазией, что обеспечивало социальный мир и бурный экономический подъем.
Необходимо заметить, что с 1822 по 1888 год в Барселоне состоялось 14 выставок каталонской промышленной продукции при поддержке Junta de Comerc (Коммерческая ассамблея). Между тем достижения каталонской промышленности, культуры и искусства были представлены на всех всемирных выставках, начиная с 1851 года в Лондоне.
Всемирная выставка в Барселоне была призвана продемонстрировать промышленные, научные и культурные достижения города и страны. Инфраструктура, построенная для выставки на 115 гектарах земли Парка Цитадель, включала знаменитую Триумфальную арку, воздвигнутую по проекту каталонского архитектора Жузепе Виласека. На фризе с двух сторон вырезаны скульптурные композиции – «Барселона приветствует народы» и «Вознаграждение», а по сторонам арки установлены скульптурные композиции «Аллегории сельского хозяйства и промышленности», а также «Торговля и искусство». Таким образом, каталонская столица представляла нации, участвовавшие во Всемирной выставке, и выражала им благодарность за участие.
Триумфальная арка из красного кирпича выглядит невероятно эффектно также благодаря богатым украшениям – это и изображения ангелов на колоннах, и львы, и декоративная отделка. Она и сегодня является достопримечательностью и архитектурным памятником не только города, но и страны.
20 мая 1888 года королева-регентша Мария Кристина с Альфонсом XIII, которому было два года, возглавили церемонию открытия великой Всемирной выставки во Дворце изящных искусств Парка Цитадель.
В центральной части выставки возвышался Дворец промышленности, построенный в форме двух цилиндров на 70 000 кв. м по проекту архитектора Жауме Густа. Не менее интересными по своему архитектурному решению были и другие объекты выставки – Дворец изящных искусств, павильон испанских колоний, Дворец наук и павильон Трансатлантической компании в морском разделе экспозиции, спроектированный архитектором Антонио Гауди в нео-арабском стиле, что было очень характерно для эклектики тех лет.
Основными странами – участницами международной экспозиции наравне с Испанией были Франция, Австрия, Германия, Италия, Россия, Англия, США и Бельгия. Другие страны – Швейцария, Швеция, Голландия, Дания, Норвегия, Португалия, Япония, Китай, Турция, Боливия, Эквадор, Гондурас и Аргентина – также приняли участие в выставке, но с меньшим представительством.
Выставка, которая завершилась 9 декабря 1888 года, стала историческим событием, благодаря которому Барселона завоевала международную репутацию богатого промышленного центра. Баланс, несмотря на разумный экономический дефицит около 6 млн. песет, был положительным.
Одним из наследий выставки стал 60-метровый памятник Христофору Колумбу, построенный специально для экспозиции на месте, где великий мореплаватель ступил на землю Европы после своего первого путешествия в Америку. Эта скульптура до сих пор стоит здесь – в нижней части улицы Рамбле.
По материалам зарубежных СМИ подготовила Татьяна ОБОЛЕНСКАЯ