ТЭО покажет
Следует признать, что сама разработка ТЭО – это уже конкретный шаг городских властей в попытке наконец-то решить десятилетиями назревающую критическую ситуацию с экологией.
– На сегодня нам важно определиться с моделью модернизации, а затем совместно с экспертами и общественностью в открытом диалоге прийти к взвешенному, устраивающему все стороны решению. Исходить при этом будем из интересов экологии, – подчеркнул аким Алматы Бакытжан Сагинтаев в ходе совещания с участием всех заинтересованных сторон.
В ходе встречи было рассмотрено несколько вариантов – от перевода ТЭЦ-2 на газ и применения газоочистного оборудования до строительства новой станции. Но главной целью, какой бы вариант ни оказался предпочтительней, должно стать снижение концентрации до стандартов ЕС загрязняющих веществ в дымовых газах.
«КП» связалась с Асетом Наурызбаевым, одним из гражданских активистов, профессиональным энергетиком, который многие годы занимается проблемой экологии города, в частности ТЭЦ-2.
– У нас не так много запасов газа, и он гораздо дороже, чем уголь, которого в Казахстане хватит на три века, – говорит специалист. – К тому же если перейдем на газ, неизбежно повысятся тарифы на тепло и электроэнергию. Но более ясная картина будет видна только после завершения ТЭО, когда увидим цифры. В любом случае поддерживаю позицию акимата по проведению широкого обсуждения.
Активист-общественник считает, что мнение горожан будет чрезвычайно важным при оценке альтернативы – построить фильтры и сохранить угольную генерацию или все же переходить на газ, который гораздо дороже угля, а будет еще дороже, если, к примеру, поставлять его с западной части республики.
Сейчас такой газ в Нур-Султане обходится в 46 тенге за кубометр, тогда как в Алматы он будет стоить в пределах 60–70 тенге. При этом перед государством стоит выбор – продавать голубое топливо дорого на внешних рынках и зарабатывать валюту или использовать у себя по гораздо более низким ценам, то есть дотируя потребителей тепла и электроэнергии.
– Альтернатива газу есть в виде современных фильтров для угля, обеспечивающих соответствующие европейским экологическим нормам выбросы отходящих газов. Сейчас уже есть более доступные технологии для ужесточения условий фильтрации при снижении ее себестоимости. Конечно, если уголь будет сохранен в качестве топлива, то тариф для горожан будет ниже, – отметил эксперт.
По его словам, очень важным моментом является проведение независимого аудита ТЭО. В мире много инжиниринговых компаний, которые умеют оценивать работу своих коллег с профессиональной точки зрения, чтобы понять, учтены ли все моменты, не являются ли оценки затрат завышенными?
– В данном случае «Самрук-Энерго» – заинтересованная сторона, поэтому мы считаем, что независимый аудит должен быть оплачен из средств акимата, а не «Самрук-Энерго», – подчеркнул Асет Наурызбаев.
Газ или уголь?
ТЭО проекта «Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду» разрабатывает КазНИПИЭнергопром. Главный инженер Максим Васильев на вопрос, был ли в многолетней практике института пример разработки ТЭО проекта по переводу станции с угля на газ, ответил, что подобного прецедента в республике нет.
Между тем специалист уверен, что у самого крупного и квалифицированного коллектива проектировщиков Казахстана достаточно компетенций, и он справится с задачей. При этом подчеркнул: однозначного варианта по переводу ТЭЦ-2 на газ не предполагается. Ведь использование угля означает более низкий тариф.
Значит, встает дилемма: что для нас важнее – низкий тариф на тепло или экология?
– Основной источник выбросов в окружающую среду – не ТЭЦ-2, а автотранспорт. Выбросы от него составляют до 65%, тогда как от ТЭЦ-2 – менее трети. Многие горожане думают, что нас спасет только газ, но международная практика показывает: сейчас есть много технологических решений, позволяющих делать почти нулевые выбросы в атмосферу даже на заводах по сжиганию мусора. Если бы у Европы был в таком количестве уголь, как в Казахстане, это стало бы для них манной небесной, – поясняет Максим Васильев.
К сожалению, говорит он, сегодня энергетика Казахстана работает на старом оборудовании, которое доживает свой век. Если привлечь современные технологии, можно и на угле добиваться отличных показателей.
– Мы предложим многофакторный подход и планируем рассматривать все варианты. В марте будут предоставлены первые результаты нашей работы, – резюмировал специалист.
Дышать или не дышать?
Сообщения о плачевном состоянии воздуха в мегаполисе периодически появляются в СМИ. Одним из достоверных источников информации служит Национальный центр экспертизы. По мнению его специалистов, причинами ухудшения экологии являются выхлопы автотранспорта и устаревшие технологии многих производств.
«За первое полугодие 2019 года филиалом по Алматы проведено 1 576 исследований атмосферного воздуха, из них в 431 пробе было обнаружено несоответствие. Результаты свидетельствуют, что содержание диоксида азота согласно санитарным нормативам по атмосферному воздуху превышало предельно допустимую концентрацию в 2,2 раза, диоксида серы – в 1,2, оксида углерода – в 1,4 раза. Данные загрязняющие вещества в основном и определяют экологический риск, негативно влияя на здоровье человека», – говорится в официальном сообщении организации.
Специалисты поясняют, что присутствие оксида углерода в атмосферном воздухе не может ощущаться человеком по запаху либо цвету. Он способен создавать дефицит кислорода в тканях тела, что может вызывать головную боль, головокружение, тошноту, потерю сознания. Наличие в воздухе диоксида азота при взаимодействии с углеродами выхлопных газов способствует образованию смога. Диоксид азота представляет собой газ желтовато-бурого цвета, который сильно ухудшает видимость, высокотоксичен, вызывает бронхит, понижает сопротивляемость организма респираторным заболеваниям.
Еще одним неоспоримым фактом стала статья казахстанских ученых, опубликованная в научном журнале Plos Onе. В ней детально анализируются уровни загрязнения воздуха Алматы взвешенными частицами с аэродинамичексим диаметром 10 мкм и менее (РМ10) в зимнее время с использованием углубленных аналитических методов. Авторы статьи – заведующий научно-исследовательской лабораторией здоровья и окружающей среды факультета медицины и здравоохранения КазНУ им. аль-Фараби Денис Винников, научный сотрудник лаборатории Жангир Тулеков и сотрудник кафедры эпидемиологии, биостатистики и доказательной медицины Айжан Раушанова.
Как сообщил «КП» Денис Винников, исследование было проведено прошлой зимой. Проблема загрязнения воздуха Алматы и других крупных городов Казахстана – одна из актуальнейших для общественного здравоохранения.
По его словам, для исследования методом случайной выборки были выбраны некурящие охранники в разных частях города, работающие на открытом воздухе.
– Та концентрация, о которой нам сообщают мониторинговые системы, не совсем точно отражает дозу, получаемую человеком, находящимся весь день на открытом воздухе. Мы провели исследование персональной экспозиции. В нем принимали участие 12 граждан, от каждого было взято десять проб. Одна проба бралась полный рабочий день. Мы крепили на человеке специальное устройство, которое в режиме реального времени измеряет и записывает показатели массовой концентрации РМ10. Затем глубокими статистическими методами эти данные были проанализированы, – пояснил Денис Винников.
Исследователи сделали вывод, что в зимнее время уровень загрязнения воздуха в Алматы крайне высокий, почти во всех пробах отмечается значительное превышение предельно допустимой концентрации. Второй результат: очень высока разница, так называемая вариабельность между различными днями. Человек, который целый день находится на одном месте, в один день может получить троекратное, в другой – пятикратное превышение дозы.
Третий вывод – к сожалению, в силу экономической ситуации количество людей, работающих на открытом воздухе, очень большое. Из-за высокой концентрации частиц РМ10 можно говорить о том, что риск развития заболеваний, связанных с загрязнением воздуха, значительно повышен. К сожалению, общество не осознает глубины этой проблемы.
Результаты исследований требуют принятия незамедлительных управленческих решений и мер, направленных на снижение уровня выбросов от сжигания твердого топлива и нефтепродуктов. Эти факторы и должны стать определяющими в решении вопросов модернизации ТЭЦ-2.