Театр под маской

847
Елена Брусиловская

В онлайн-режиме

К сожалению, пандемия заставила немецкий театр, как, впрочем, и другие творческие коллективы страны, уйти на просторы Интернета. Вот и юбилейный сезон, судя по всему, театр вынужден будет открыть «в маске», то есть в условиях карантинных ограничений. Тем не менее, по словам художест­венного руководителя театра Наташи Дубс, работы у коллектива меньше не стало. Сейчас идут репетиции над спектаклем «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира.

– Эта постановка будет особенной не только потому, что она соз­дается в период карантина, но и потому, что у нее не один, а целых шесть режиссеров, – рассказывает Наташа Дубс. – Дело в том, что шекспировская пьеса поделена между ее участниками, и вместе они «ткут полотно» будущего спектакля.

Еще один проект, которым сейчас занимается труппа немецкого теат­ра – это праздничный спектакль-концерт Volksfest, посвященный немецким национальным праздникам и традициям, в его основе – обрядовые песни, стихи и танцы. Это своеобразный подарок театра к юбилейному, 40-му сезону.

– Наш хормейстер Галымжан Берекешев расписал музыкальные партии для актеров и занимается с ними вокалом. Одновременно в формате видеоконференции в Zoom проходят репетиции по хорео­графии, – поясняет Наташа Дубс.

Надо отметить, что во время карантина театру удалось реализовать еще одну оригинальную идею – провести образовательный курс для зрителей. Его автор – актриса Александра Биглер раскрыла многие театральные сек­реты. Например, как научиться понимать режиссерский подтекст, который, как правило, выходит за рамки пьесы, вызывая порой необычные ассоциации и приподнимая театральное действо над бытовой суетой, заставляя зрителей задуматься над глобальными проблемами добра и зла.

Одновременно был запущен и действует до сих пор в режиме онлайн театральный лекторий «Культурная среда с Ольгой Батуриной». Известный в Казахстане искусствовед Ольга Владимировна Батурина ведет цикл лекций «Живопись как театр», который уже завоевал популярность и любовь у пользователей социальных сетей.

Не забыл театр и 175-летний юбилей великого Абая, проведя серию прямых эфиров с приглашенными гостями – актерами и режиссерами других театров. Это видео условно назвали «Назидания Абая». Гости эфира рассуждали об актуальности и современности звучания абаевских назиданий, о мудрости, которая заложена в них казахским поэтом и философом. А недавно, в день рождения Абая, театр выпустил премьерный видеоперфоманс «Абай», выложенный в YouTube и ежедневно набирающий сотни просмотров.

Переводятся в онлайн-формат «лабораторные» спектакли, поставленные актерами театра: «УФО» Саши Биглер и «Тонкое движение руки» Ольги Ли.

Работа в закрытом режиме зас­тавила не только режиссеров, но и актеров искать новые формы виртуального общения со зрителями. Готовятся к эфиру новые авторские рубрики: «Сказка на ночь» Антона Дударева, «Поэтическая страница» Ирки Абдульмановой, мастер-класс по импровизации Светланы Скобиной.

Медперсоналу – «театральные» обновки

Карантин активизировал не только творческую энергию: в сложный для страны период чуть ли не все сотрудники театра стали еще и волонтерами.

По словам заместителя директора Республиканского немецкого драматического театра Марины Будиянской, их коллективу, как и всем театрам Казахстана, приш­лось осваивать новые, далекие от возвышенного искусства формы – пошив масок и спецодежды для медицинских учреждений города.

Директор театра Ева Бехер предложила поставлять маски в одну из поликлиник Турксибского района города, что оказалось крайне актуальным: заводских одноразовых медицинских масок в то горячее время на весь персонал не хватало.

Работники костюмерного цеха и добровольцы из числа сотрудников, включая и замдиректора, у которых дома были свои швейные машинки, занялись шитьем масок.

– Пошив масок укреплял чувство причастности к общему благому делу. Кроме того, это успокаи­вало: в паузах между работой с документами прострочу десяток масок и чувствую, что переключилась и отдохнула, – говорит Марина Будиянская.

Позже больницы и поликлиники попросили работников немецкого театра шить еще и медицинские шапочки. Работы театральным швеям прибавилось, но все понимали: они помогают врачам и медсестрам бороться с опасной болезнью. Тем более что в ответ получали слова благодарности и многочисленные фото­графии медперсонала больниц в «театральных» обновках.

Но запросы приходили не только от медицинских учреждений. Например, к немецкому театру обратилось Казахское общество слепых, и его подопечные в «театральных» масках также оказались надежно защищены на период пандемии.

В общей сложности немецкий театр сшил более 10 тыс. так необходимых средств защиты для поликлиник, больниц и роддомов Алматы и поселка Отеген-батыр. Волонтерская деятельность продолжается и сейчас.

– Алматинский роддом № 2 обратился к нам с просьбой шить из их материала противочумные халаты, – рассказывает Марина Будиянская. – Дело в том, что медперсонал вынужден работать в одноразовых халатах из нетканого материала. В условиях жаркого лета эта спецодежда большое испытание для людей: кожа за несколько часов, проведенных в синтетике, покрывается зудящей сыпью и болезненными волдырями. Заказать профессиональный пошив халатов для роддома очень дорого, и они обратились к нам по старой памяти – весной мы шили для них хирургические многоразовые марлевые повязки. Сейчас они привозят в театр хлопчатобумажные пеленки-простыни. Наша швея Ирина Киржаева занимается раскроем, а сотрудники, у которых есть швейные машинки и навыки шитья, шьют по образцам, собранным Ириной для примера. Мы планируем сшить 200 таких халатов.

Как заявляет руководство театра, эта техническая работа не мешает творческому процессу. Новые условия существования добавили вдохновения всей творческой команде театра. Но как же хочется вернуться к привычному творческому процессу, к репетициям и спектаклям на сцене!

Через тернии – к звездам

Мне кажется, что секрет столь плодотворной активности немецкого театра в сложное время пандемии кроется в самой его истории, ведь Республиканский немецкий драматический театр – это борец, которому довелось пережить не один сложный период.

Вспомнить хотя бы, как в лихие 90-е годы, когда разваливалась огромная империя, волна эмиграции «смыла» весь актерский костяк. Верной своей стране, свое­му теат­ру осталась только одна актриса – Лидия Ганн, которая работает в театре и по сей день, пережив все его невзгоды и успехи.

После распада Союза в стране практически не осталось немецкоговорящих актеров, потому что Москва прекратила готовить теат­ральные кадры для национальных республик, и театр буквально по крупицам вынужден был собирать новую труппу.

Чтобы поддержать немецкую культуру в Казахстане, Правительство приняло решение открыть Немецкую театральную академию при Алматинском театральном институте им. Т. Жургенова. На помощь пришла Германия – в Алма-Ату приехал господин Фрайтаг (псевдоним доцента актерского мастерства Вернера Виера Брингеля). Ему было суждено возродить немецкий театр в Казахстане. Фрайтаг ездил по городам, где тогда компактно проживали немцы, в поисках талантливых ребят, знающих язык. Так были отобраны 20 человек, среди которых была и Наташа Дубс, ставшая впоследствии главным режиссером и художест­венным руководителем театра.

В 1996 году академия выпус­тила первую немецкую группу. В этом году Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова (так теперь называется этот вуз) произвела уже седьмой набор немецкой группы по специальности «актер драматического театра и кино».

В начале 2000-х большим испытанием для немецкого театра стала потеря собственной сцены. Театр в полном смысле этого слова оказался на улице. Но, несмотря на все трудности, коллектив сумел не просто выжить, но и сохранить преемственность традиций, не растерять своего творческого потенциала.

Главная задача, которую сегодня ставит перед собой коллектив Республиканского немецкого драматического театра, – это создание высококачественных и конкурентоспособных спектаклей, отвечающих всем требованиям и новейшим тенденциям современного театрального искусства.

Ведь немецкий театр, по словам его художественного руководителя Наташи Дубс, является свое­образным культурным мостом, связывающим богатое культурно-историческое наследие Казахстана и Германии, Европы и Азии, всех народов и национальностей, населяющих наши страны.

– При всей изменчивости современных театральных форм неизменным остается одно: театр – ипостась человековедения. Всякий раз, начиная работать над спектаклем, стараюсь прежде всего понять героев, мотивацию их поступков, перевести события пьесы на визуальный язык. В этом плане наш театр, конечно, ориентирован на Европу, на стиль баухаус, в основе которого лежит функционализм: что удобно, то и красиво. Многие годы мы тесно сотрудничаем с нашими немецкими коллегами. У нас множество программ, которые позволяют обмениваться труппами, театрами, спектаклями, выезжать за рубеж, смотреть, что происходит на
театральных подмостках той же Европы. Казахстанские театры, в том числе и наш, стали уже частью большого мира.

Что же касается репертуара, то он основывается на классичес­кой и современной немецкой и немецкоязычной драматургии. Кроме того, у нас есть спектакли и казахских авторов – прежде всего это «Карагоз» по Мухтару Ауэзову и «Рух. На земле» по пьесе Аннаса Багдата.

У нас большой опыт сотрудничества с Гете-Институтом, с немецким консульством, с которыми мы сделали несколько проектов, с обществом «Возрождение» в Алматы. Так что наш театр – в фарватере мировых и особенно европейских театральных течений. Мы понимаем, что любой национальный стиль обогащает искусство в целом, – уверена Наташа Дубс.

40-й театральный сезон наверняка во многом станет значимым в истории театра, хотя, конечно, никакое, даже самое замысловатое и талантливо исполненное онлайн-общение не заменит живого дыхания зала.

– Мы понимаем, что театр – это живой организм, наполненный энергией сцены, светом, звуком, – соглашается Наташа Дубс. – Поэтому и души, и тела актеров рвутся на сцену, в ставшие родными нам теат­ральные стены на Папанина, 70⁄1. Все очень скучают по привычному репетиционному процессу. И мы очень надеемся, что в свой юбилейный сезон все-таки сможем открыть зрителям двери театра, подарив им новые спектакли.

Популярное

Все
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
В партнерстве государства и общества
Тут рождаются новые имена
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
Установки на укрепление стабильности
Идеологические столпы Справедливого Казахстана
У школы – новоселье!
В Шымкенте увековечили имя Айши Абдуллиной
В стране восстанавливают популяции редких видов животных
Лауреаты премии «Дарын» определены
Таразские мастера себя показали и других посмотрели
Расширяя деловое взаимодействие
Интеллектуальную собственность – из тени
Какой я вижу свою Родину
Сформировать культуру диалога
Тенденции и возможности цифровой эпохи
Найти и сохранить
Ресурсы нужно экономить
Магнит для денег
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Беспорядки в Танзании: сообщается о сотнях погибших
За знаниями – в новые школы
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Итоги открытого Кубка Президента РК
Новая казахстанская AI-платформа превращает ИИ в инструмент для бизнеса
Университеты должны стать "фабрикой будущего"
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Стерильно, автономно, бесперебойно
Зоозащитники предлагают
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Дом должен быть местом, где тебя любят и понимают
Заглянуть в древнюю историю тюрков
Дорожные службы готовы к зиме
В Алматинской области возрождают знаменитый «апорт»
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
Хаб больших возможностей
Обновили рекорд юношеских азиад
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Лювак для бодрости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]