
Такой ответ предоставила прокуратура города на запрос депутата маслихата Нурсултана Шоканова о законности расположения цементного завода в непосредственной близости с жилыми домами. В решении суда также указано на необходимость надлежащего осуществления контроля акиматом города за процессом переноса данного объекта в промышленную зону Алатауского района.
Напомним, материал о многолетних проблемах жильцов «Вихри цементные веют над нами» вышел в газете «Казахстанская правда» еще в июле текущего года.
– Столкнувшись с этим вопросом 5 месяцев назад, погружаясь в бездну бесконечных документов, протоколов, замеров, отписок государственных органов, понял, что с 2013 года люди приводили одинаковые аргументы о том, что цементная пыль и вредные выбросы отравляют их жизнь, но это были последствия, а необходимо было выяснить причину. С первых дней изучения этой проблемы отправил депутатские запросы в уполномоченные государственные органы в области санитарно-эпидемиологического контроля. Первостепенная задача состояла в том, чтобы получить проекты сокращения санитарно-защитной зоны (СЗЗ), дабы узнать корень проблемы и выяснить основания для такого размещения, однако столкнулся с формальностями и отписками. Пришлось пробираться через тернии бюрократии, чтобы выяснить правду, – рассказывает Нурсултан Шоканов.
Далее он отметил, что помимо этого упорно прорабатывались вопросы практически со всеми управлениями городского акимата. Параллельно совместно с инициативной группой граждан Жетысуского района выяснялась законность строительства завода, поднимались и исследовались архивные документы.
Суть вопроса заключалась в том, что заводу, имеющему третью категорию опасности, разрешили сократить СЗЗ до 23 м из положенных 300. Согласно законодательству, для сокращения этой зоны необходимо в течение 3 лет проводить постоянные замеры воздуха, а у завода эта зона была сокращена с момента существования. По словам депутата было понятно, что в процедуре сокращения СЗЗ имеются нестыковки и нарушения, поэтому он начал изучать именно этот аспект. Направил ряд депутатских запросов, настоял на том, что надо не постфактум измерять загрязнение атмосферы, вибрации, а ставить вопрос о правомерности выдачи разрешения на сокращение СЗЗ.
– Мы ссылались на Орхусскую конвенцию, на Предпринимательский кодекс, но департамент СЭС по городу Алматы отказал в выдаче заключения на сокращение СЗЗ, на основании которого получают остальные разрешительные документы. Приведя все доводы, попросили разобраться в этом вопросе прокуратуру, которая отправила запрос в Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК. В итоге в иске и определении суда описаны все факты нарушений при выдаче СЗЗ и его постановлением признано недействительным решение о ее сокращении. Это значит, что завод не должен находиться в 23 метрах от жилых домов. Более того, перед началом строительства там не проводились общественные слушания и не было трехлетних замеров воздуха, – делится Нурсултан Шоканов.
– А как можно замерять выбросы до строительства завода? – интересуемся мы.
– Согласно законодательству, изначально завод должен был строиться на расстоянии не менее 300 метров от ближайшего дома. После чего в течение 3 лет промышленный объект обязан делать замеры и предоставлять данные в соответствующие государственные органы. Только потом, при соответствии всем нормам, разрешили бы сократить СЗЗ с 300 до 100 метров, – говорит депутат маслихата города.
– Может, надо ужесточать какие-то нормы законодательства, чтобы не было подобных прецедентов?
– Данная проблема в мегаполисе носит системный характер, когда предприятие находится рядом с жилыми массивами, и вопреки требованиям законодательства ему было выдано разрешение на сокращение СЗЗ. К примеру, департамент СЭС по городу Алматы игнорирует приказ министра национальной экономики РК от 20 марта 2015 года «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» для 2-й категории опасности. В нем указано, что открытые угольные склады и места перегрузки угля должны иметь СЗЗ не менее 500 метров. На наш депутатский запрос в департамент СЭС по Алматы нам присылают приложение к приказу министра здравоохранения РК от 30 ноября 2020 года, где угольные склады не входят в перечень объектов, регламентирующих СЗЗ. Такие противоречия встречаются в регламентирующих документах, – отмечает Нурсултан Шоканов.
По его словам, в связи с этим департамент СЭС Алматы выдал разрешение на размещение открытых угольных складов на расстоянии 3 м (!) от жилых домов. Это реальный случай в Турксибском районе города, с которым сейчас разбираются по обращениям граждан.
...Надо сказать, что проблема цементного завода приобрела широкий резонанс, и в этом заслуга самих жителей, которые сумели привлечь внимание общественности. Но нужно понимать, что, к сожалению, из-за таких неправомерных решений мы получаем не только проблемы со здоровьем наших граждан, но и проблемы социальной нестабильности, неустойчивой работы самого предприятия.
По мнению депутата, для решения этого серьезного вопроса необходимо создать механизмы тарифного регулирования и стимулирования промышленных предприятий при их переезде в индустриальную зону. Это своего рода компенсации, налоговые льготы.
– Нужно системно решать этот вопрос, чтобы выиграли все – бизнес получил площадку, где мог спокойно развиваться, город – социальные объекты вместо незаконно построенных производственных предприятий. Не будет пагубного воздействия на экологию, сократятся бюджетные затраты на лечение людей с болезнями дыхательных путей и не будет нанесен вред человеческому капиталу, – подытожил Нурсултан Шоканов.