В конце января 2020 года Глава государства дал поручение – навести порядок в сфере городских пассажирских перевозок.
Срок исполнения важного вопроса был определен в два месяца.
О том, как исполняется это поручение Главы государства, рассмотрим на примере самого крупного города страны, где от стабильной работы общественного транспорта в прямом смысле зависит жизнедеятельность мегаполиса.
Стоит отметить, что пока готовился этот материал, в Алматы сменился аким, вместо Бакытжана Сагинтаева назначен Ерболат Досаев.
Алматинцы хорошо помнят, какой коллапс случился в городе несколько лет назад, когда из-за внезапных морозов в конце осени большинство автобусов не вышло на маршруты из-за отсутствия зимнего топлива. Как гласит пословица: готовь сани летом, а телегу – зимой. Ведь подготовка автопарка к зимнему периоду эксплуатации влечет за собой серьезные затраты на все расходные материалы, требует тщательной подготовки.
Как отметил член общественного совета Алматы, директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев, исполнительной власти мегаполиса необходимо руководствоваться принципом, что бесперебойная работа общественного транспорта – одно из приоритетных социальных направлений жизни города. Однако чиновников в этом приходится постоянно убеждать.
Общеизвестно, что сегодня развитый и доступный общественный транспорт, ставший символом и свидетельством процветания мегаполисов, в то же время является «лакмусовой бумажкой», характеризующей работу властей.
Мировой опыт показывает, что около 20–30% бюджета крупных городов расходуется на развитие этой сферы, которая стоит наравне с такими услугами, как медицина и образование. Имеется ли у властей Алматы конкретный план развития городского общественного транспорта? Выработан ли системный подход к развитию транспортной инфраструктуры, когда совокупно решаются вопросы парковочных пространств, развиваются все виды общественного транспорта, каждый из которых выполняет свою роль и способствует улучшению экологии?
Увы, частая смена кураторов сферы общественного транспорта, руководителей управления городской мобильности не способствует тому, чтобы чиновники досконально вникали в суть вопроса.
Наибольший пассажиропоток в Алматы приходится на автобусные маршруты. Надо признать, что многочисленные жалобы горожан касаются именно работы автобусов – люди жалуются на большие интервалы движения, нерегулярность, переполненность.
Как известно, данная социальная сфера субсидируется из бюджета города. Сегодня в мегаполисе пассажиров обслуживают 20 частных автобусных парков и один муниципальный. Все 156 маршрутов являются социально значимыми, то есть себестоимость перевозки одного пассажира превышает установленную в 2011 году стоимость в 80 тенге.
В 2022 году, согласно утвержденному маслихатом Алматы городскому бюджету в размере 1 трлн 40 млрд тенге, на субсидирование социально значимых автобусных маршрутов будет потрачено 56 млрд тенге.
– Тарифной комиссией города утверждены расчетные тарифы на проезд в городских и пригородных маршрутах Алматы, определяющие потребность субсидирования убытков в объеме 56,5 миллиарда тенге по 156 маршрутам. Таким образом, в бюджете города заложены достаточные суммы на финансирование организации автобусных перевозок, но это не гарантирует того, что субсидии будут выплачиваться своевременно и в необходимом объеме, – говорит Сабит Аманбаев.
По его словам, вызывает обеспокоенность тот факт, что уже прошел январь, но до сих пор нет договоров между автобусными парками и управлением городской мобильности по субсидированию убытков перевозчиков на социально значимых маршрутах мегаполиса. Согласно этому документу, автобусные парки обязуются выставлять определенное количество автобусов, обеспечивать безопасность движения, соблюдение графика и культуры обслуживания.
При выполнении всех этих требований бюджет выплачивает автопаркам разницу между себестоимостью и номинальной стоимостью проезда. Напомним, что, согласно законодательству, субсидии должны выплачиваться в начале каждого месяца, покрывая убытки за прошедший месяц.
– Такой договор определяет обязанности и ответственность сторон. Эти документы должны быть на руках у перевозчиков до начала года. А пока у всех тревожное состояние в связи с тем, что акимат планирует секвестировать бюджет, так как сейчас остро стоит вопрос о восстановлении городской инфраструктуры после январских беспорядков, – отметил член общественного совета.
Отсутствие договоров неминуемо ведет к срывам своевременного выхода транспортных средств на линию и понижению качества обслуживания пассажиров.
Можно сказать, что вновь не учтен опыт 2021 года, когда на выплату субсидий было заложено всего 20 млрд тенге, что значительно ухудшило финансовое положение автопарков, находящихся под бременем кредитов, и привело к срывам графиков движения. Тогда пришлось в спешном порядке корректировать бюджет и выделять дополнительно 25 млрд тенге.
Как признаются руководители автопарков, из-за этих финансовых проблем автотранспорт не был в должной мере подготовлен к нынешней зиме. И только теплая погода спасает город от коллапса.
Напомним, общественный совет Алматы в течение прошлого года провел несколько заседаний, посвященных проблемам общественного транспорта, чтобы обратить внимание акима города на эту сферу. На встречах отмечалось, что управление городской мобильности не имеет утвержденного плана работы по организации общественного транспорта и, в частности, автобусных перевозок. Однако каких-то позитивных сдвигов в работе уполномоченного органа не произошло.
Судя по бюрократическим проволочкам, чиновники не только не соблюдают законодательство, но и де-факто игнорируют распоряжение Президента РК от 24 января 2020 года. Комплекс мер по улучшению организации работы пассажирских перевозок, утвержденный Правительством, также не выполняется.
– В прошлом году акимат полгода задерживал выплаты субсидий, потом начал секвестировать субсидии, нарушая нормы Закона РК «О пассажирских перевозках», не проявляя никакой ответственности за свой участок работы. Дошло до того, что перевозчики были вынуждены подавать иски в суд на акимат. Отношение уполномоченного органа к организации работы общественного транспорта можно охарактеризовать двумя словами «хуже некуда», – сетует мой собеседник.
Разделяя озабоченность члена общественного совета, напомним, что в Алматы провозглашена программа «Город без окраин», предполагающая равные возможности для всех жителей мегаполиса, а значит и мобильности каждого алматинца, которая зависит от качественной работы общественного транспорта.
Понимают ли власти города, что качество пассажирских перевозок зависит от слаженной работы бизнеса и государства в лице акимата? Вопрос остается до сих пор открытым.