Каждое пятое ДТП происходит из-за превышения водителями скоростного режима.
По информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, в минувшем 2021 году в стране зарегистрировано 13 940 аварий на дорогах, в которых пострадали 18 096 человек. Рост ДТП составил 10,2%, количество пострадавших возросло на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Неутешительные данные говорят нам о том, какова цена пренебрежения ПДД и игнорирования рекомендаций правоохранительных органов. Но обо всем по порядку…
Итак, выяснилось, что каждое пятое ДТП происходит из-за превышения водителями скорости, будь то село или город. Цена такого лихачества – оборвавшиеся жизни и тяжелые травмы. Даже с учетом проводимой работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий ситуация на дорогах страны остается сложной. Так, только с начала января текущего года дорожные аварии унесли жизни свыше 100 человек и около 400 получили ранения различной степени тяжести. В целом за все годы независимости в ДТП пострадало порядка полумиллиона казахстанцев.
А вот последние сводки от МВД. 4 января в Атырауской области водитель, управляя автомобилем Honda Odyssey, на автодороге Доссор – Кулсары – Бейнеу совершил столкновение со встречной автомашиной ВАЗ-2115. В результате погибли 5 человек и один госпитализирован.
В Кызылординской же области уже 15 января на автодороге Аральск – Казалинск водитель, управляя автомашиной Mazda NPV, не справившись с управлением в условиях гололеда, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с грузовой машиной. Погибли 8 человек…
На автодороге Саудакент – Жанатас в Жамбылской области 18 января водитель автомашины КамАЗ при развороте не уступил дорогу и допустил столкновение с легковой машиной. В ДТП погибли 4 человека и один госпитализирован.
А 19 января в Восточно-Казахстанской области на автодороге Омск – Майкапчагай водитель легкового авто, не выбрав безопасную скорость движения и не учитывая метеорологические условия (снегопад, метель), при совершении обгона допустил лобовое столкновение с другой иномаркой. Погибли 4 человека, и еще трое госпитализированы.
В МВД отмечают, что особую тревогу вызывает рост числа несовершеннолетних детей, пострадавших на дорогах, – с 1 808 до 3 334 человек, или 18,8% от общего количества. 200 несовершеннолетних в прошлом году погибли на дорогах страны…
Но как говорят правоохранители, ими проводится усиленная работа по сокращению количества ДТП. Так, по словам старшего инспектора по особым поручениям Комитета административной полиции МВД РК Актоты Борановой, на данный момент внедряются автоматизированные системы контроля за дорожным движением.
− В целом применение таких систем позволяет перейти на бесконтактный контроль за дорожным движением и способствует снижению количества ДТП,− говорит спикер.
При этом важным фактором, влияющим на безопасность и пешеходов, и водителей, является состояние дорожной инфраструктуры. Иными словами, статистика несчастных случаев зависит не только от желания водителей полихачить, выехать на встречку или других опасных маневров, но и от качества дорожного полотна, наличия светофоров, пешеходных переходов.
Старший инспектор по особым поручениям комитета административной полиции отметила, что на постоянной основе проводятся обследования дорог и улично-дорожной сети, в рамках которых выявляются определенные дефекты дорог, выдаются предписания по устранению недостатков. Аналитическая информация о дорожно-транспортных происшествиях для рассмотрения и использования в работе своевременно направляется в АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол»».
Результаты исследований между тем показывают, что в 87% случаев виновными в аварии признаны водители (7 256 фактов), из которых 322 находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Наиболее же трагичным является попутное или боковое столкновение автотранспортных средств (40,5% от общего числа погибших). На втором месте – наезд на пешеходов (26,9% от общего числа погибших). Завершает «тройку» превышение установленной скорости. По этой причине совершено 1 990 ДТП, в которых погибли 405 человек.
Не менее остро стоит вопрос о безопасности пешеходов. В полиции признают тот факт, что пешеходы – это самая многочисленная и одновременно наиболее уязвимая группа участников дорожного движения. Почти 40% аварий происходит именно с их участием. Есть проблемы и с дисциплиной самих пешеходов, чего отрицать не стоит.
...Несмотря на то что весь мир содрогается от последствий COVID-19, количество пострадавших в ДТП не уступает пандемии в своих масштабах. По информации ВОЗ, ежегодно на дорогах во всем мире погибают или получают травмы более 3 млн человек. При этом аналитики отмечают, что к 2030 году число пострадавших вырастет до 3,6 млн человек ежегодно. Больше всего травм и летальных случаев зафиксировано в Индии. На 1 млн жителей страны приходится 220 аварий. Также высокие показатели аварийности в Китае (180 аварий) и в США (114 аварий). Это значительно превышает статистику в других странах. Самыми безопасными считаются дороги в Норвегии. На 1 млн жителей страны приходится всего 20 аварийных случаев.
По мнению представителей МВД, в нашей стране существуют две основные причины, по которым на дорогах происходят ДТП. Первая – это крайне низкая дорожная дисциплина всех участников дорожного движения, и вторая – это увеличение количества автотранспорта. За годы независимости автопарк страны вырос более чем в 4 раза. В 1991 году в республике числилось 800 тыс. автомобилей, или 48 машин на 1 000 человек. К 2021 году было зарегистрировано 3 млн 824 тыс. авто.
Населению при этом принадлежит 3,45 млн легковых автомобилей, это 93,9% от общего количества.
Таким образом, в РК личным транспортным средством располагает каждый пятый. При этом почти две трети от всех зарегистрированных машин старше 10 лет. Но согласитесь, аварии на дорогах устраивает не сам «железный конь», а его жокей.
Не последнюю роль в аварийности на дорогах играет, как мы уже говорили, и качество этих самых дорог. Несмотря на возросшее количество автотранспорта в стране, дороги почти везде остались те же. В рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занял 93-е место из 141. В ходе анализа автодорог было установлено, что в стране необходимо установить свыше 23 тыс. дорожных знаков.
Однако львиная доля участников дорожного движения не желает мириться с бесчинством на дорогах. Кстати, для повышения эффективности работы по формированию негативного отношения населения к нарушителям ПДД, а также установления партнерской модели взаимодействия между населением и органами внутренних дел используются современные цифровые технологии. Так, еще в прошлом году запущено мобильное приложение «102», посредством которого граждане через аудио- или видеозвонок могут обратиться в дежурную часть ОВД по фактам совершения нарушений ПДД.
– Таким образом, в настоящее время с помощью указанных институтов в обществе формируется также и принцип нетерпимости к любым нарушениям правил дорожного движения, – заключила спикер.