Траектория роста и развития

609

В рамках встречи представителей СМИ с министрами экономического блока официальный представитель СЦК Алтай Абибуллаев отметил, что 2013 год стал периодом активной реализации целей и задач, обозначенных Главой государства в Стратегии развития «Казахстан-2050». В нынешнем году республика вошла в состав 50 наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира. Вместе с тем Президент Казахстана обозначил ряд конкретных задач перед Правительством, связанных с улучшением условий развития бизнеса в регионах, темпами жилищного строительства, повышением уровня жизни населения и другими прио­ритетами социально-экономического развития страны.

Экономическая активность в цифрах

Согласно данным, озвученным на пресс-конференции главой Агентства по статистике РК Алиханом Смаиловым, рост валового внут­реннего продукта (ВВП) Казахстана по результатам за 11 месяцев 2013 года составил 6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Краткосрочный экономический индикатор в январе – ноябре 2013 года составил 105,1%.

За этот же период объем промышленного производства в респуб­лике составил 16 477,2 млрд. тенге, что на 2,3% больше по сравнению с январем – ноябрем 2012 года. Объем валовой продукции сельского хозяйства оценивается в пределах 2 308,0 млрд. тенге и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года свидетельствует о росте на 10,9%.

Уровень розничного товарооборота составил 4 427,8 млрд. тенге и возрос на 12,6% по сравнению с показателем предыдущего года. Объем оптового товарооборота за отчетный период составил 12 203,6 млрд. тенге и увеличился на 12,5%.

Взаимная торговля со странами Таможенного союза в январе – октябре 2013 года составила 19 853,6 млн. долларов, что на 1,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Экспорт в эти страны снизился на 5,6%, составив 4 967,2 млн. долларов. Импорт и в рамках интеграции остается величиной активной – 14 886,4 млн. долларов, увеличившись на 4,3%.

Стабильная динамика роста наблюдалась в нынешнем году в сфере инвестиций в основной капитал компаний. В частности, данный показатель за 2013 год составил 5 182,1 млрд. тенге, что на 8,7% больше, чем в январе – ноябре 2012 года. В структуре инвестиций в основной капитал доля собственных средств предприятий, организаций составила 50,8%, иностранных инвестиций – 13,0%, бюджетных средств – 15,7% и заемных средств – 21,3%.

Что касается налоговых поступ­лений в государственный бюджет, то в этом плане совокупный объем составил 3 699,4 млрд. тенге с увеличением на 15,4% по сравнению с предыдущим показателем. Неналоговые поступления определились на уровне 119,9 млрд. тенге, сократившись в целом на 54,2%. Поступления от продажи основного капитала выросли на 19% и достигли 38,9 млрд. тенге. Поступления трансфертов остались на уровне прошлого года – 1 380,0 млрд. тенге.

Доходы государственного бюджета на 1 ноября 2013 года составили 5 238,2 млрд. тенге, затраты – 5 401,4 млрд. тенге. По сравнению с 1 ноября 2012 года доходы госбюджета увеличились на 7,3%, расходы – на 10,1%. При этом дефицит госбюджета составил 216,2 млрд. тенге, что значительно ниже показателя минувшего года – 508,2 млрд. тенге.

Индекс потребительских цен в ноябре 2013 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,5%. При этом уровень роста цен на продовольственные товары составил 0,7%, что немного ниже показателя минувшего года – 0,8%. Непродовольственные товары выросли на 0,4%, цены и тарифы на платные услуги – на 0,4%.

По состоянию на ноябрь 2013 года уровень инфляции в стране не превысил 4,7%, что на 1,2% ниже минувшего показателя. В годовом выражении (ноябрь 2013 года к ноябрю 2012 года) инфляция составила 4,7% против прошлогоднего показателя – 5,6%. Цены на продовольственные товары возросли на 3,4% против 4,8% к ноябрю прошлого года, на непродовольственные товары – 2,9% (3,6%), платные услуги – 8,2% (8,9%).

Численность безработных в нояб­ре 2013 года составила 468,1 тыс. человек. Уровень безработицы определился в пределах 5,2% к численности экономически активного населения.

Контролировать, не контролируя

Напомним, что работа по улучшению предпринимательского климата находится на особом контроле у Главы государства. И, как отметил в выступлении на пресс-конференции первый заместитель Премьер-Министра Бакытжан Сагинтаев, сложившаяся система государственного регулирования предпринимательской деятельности построена таким образом, что государственные органы постоянно стремятся регулировать все сферы экономической деятельнос­ти посредством запретов, разрешений, проверок, установления требований. На это неоднократно указывал Глава государства. Так, во исполнение двух его поручений Правительством проведено 2 этапа сокращения общего количества разрешений, причем каждый раз по 30%. Тем не менее практика показывает, что на смену прежним отмененным разрешениям постоянно появляются новые.

В этой ситуации Правительством было решено осуществить более радикальные реформы. В частности, необходимо было внедрить механизмы введения и отмены разрешений, систематизировать и оптимизировать их. В этих целях Правительство приняло Концепцию дальнейшего реформирования разрешительной системы до 2015 года, которая предусматривала классификацию разрешений в зависимости от объектов регулирования, а также категоризацию по степеням опасности регулируемой деятельности.

Кроме того, разработан проект Закона «О разрешениях и уведомлениях», который будет внесен в Парламент до конца текущего года. Данным законом будет утвержден исчерпывающий перечень разрешений. В приложении к проекту закона утверждается 758 разрешительных документов, из них 719 разрешений и 39 уведомлений.

Данный перечень разрешений был сформирован в результате масштабной инвентаризации разрешительной системы. С момента принятия закона все разрешения, не вошедшие в итоговый перечень, утратят юридическую силу.

В рамках данной работы в течение 2013 года было проведено 10 заседаний Межведомственной комиссии, на которых были обсуждены итоги инвентаризации. В результате было отменено 51 разрешение и 6 переведено на уведомительный порядок. Около 116 документов исключено из перечня как не соответствующие признакам разрешений, установленным законопроектом.

– После того как закон будет принят, любое новое разрешение сможет появиться в нашей стране только посредством внесения дополнений в Закон «О разрешениях и уведомлениях». Таким образом будет поставлен барьер необоснованному введению новых разрешений для бизнеса, – отметил Бакытжан Сагинтаев.

Параллельно с этой работой в соответствии с отдельными поручениями Президента осуществлялась автоматизация разрешительных процедур. В 2012 году выдача всех лицензий была переведена в электронный формат, а также автоматизирована выдача 80 наиболее востребованных разрешительных документов. В 2013 году автоматизировано 216 разрешений, а уже с 2015 года выдача всех разрешений будет осуществляться в электронном виде.

Проверки в отношении бизнеса также являются одной из проблем, на которые неоднократно указывал Президент страны. Необоснованное давление на бизнес со стороны проверяющих все еще имеет место в реальной практике, несмотря на внедрение систем управления рис­ками и других нововведений, призванных повысить эффективность государственного контроля.

В 2011 году был принят единый Закон РК «О государственном конт­роле и надзоре в РК», но государственные органы не исполняют его. Количество проверок не сокращается, государственные органы продолжают проводить большую часть проверок в отношении субъектов незначительной группы рис­ка, имеют место многочисленные факты нарушения государственными органами закона при проведении проверок.

Все это, безусловно, сказывается на развитии предпринимательства и конкурентоспособности нашей экономики. В связи с этим в соответствии с поручением Президента, данным 23 января 2013 года, Правительством выработаны подходы к дальнейшему совершенствованию государственного контроля и сокращению количества проверок.

Как пояснил по этому поводу первый заместитель главы Правительства, предлагается не проводить плановые проверки субъектов бизнеса, отнесенных к незначительной степени риска, за исключением проверок, проводимых органами налоговой службы. Исключение субъектов незначительной степени риска из плановых проверок позволит государственным органам сконцентрироваться на проверке субъектов, отнесенных к высокой и средней степени риска, и предотвратить наиболее серьезные последствия от выявленных нарушений.

В 2012 году Главой государства было поручено разработать Концепцию государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года. Данной концепцией предусматривается внедрение публичного анализа регуляторного воздействия вводимых и действующих инструментов регулирования. Любое регулирование до своего введения в правоприменительную практику должно быть полностью проанализировано на предмет возможных последствий его введения для экономики и регулируемых субъектов.

– Таким образом, все направления, озвученные выше, являются частью большой системной работы Президента и Правительства по созданию в стране благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, сокращению административных барьеров и повышению эффективности государственного регулирования экономики, – подчерк­нул Бакытжан Сагинтаев.

Развитие моногородов

Уходящий, 2013 год – период полномасштабной реализации Государственной программы развития моногородов. На ее реализацию фактически выделено 18,8 млрд. тенге, в частности, на проведение следующих мероприятий.

Напомним, что основными направлениями программы являются диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса, размещение вспомогательных и обслуживающих предприятий в моногородах. В рамках реализации программы запланировано 47 проектов с общим объемом инвестиций более 950 млрд. тенге и созданием более 25 тыс. новых рабочих мест.

Согласно данным, озвученным на пресс-конференции министром регио­нального развития Болатом Жамишевым, на сегодня из 47 запланированных проектов введены в эксплуатацию 10 новых объектов. При этом создано около 1 930 рабочих мест. В 2014 году на реализацию Программы моногородов предусмотрены расходы в сумме 15 583 млн. тенге, в 2015 году – 12 583 млн. тенге, в 2016 году – 12 583 млн. тенге. Подобная динамика роста финансовых вливаний в развитие моногородов объясняется и тем, что практически во всех малых городах имеются аварийные заброшенные объекты, что не лучшим образом отражается на настроениях людей, живущих в этих населенных пунктах.

– В целом, меры, принимаемые Правительством по развитию моногородов, предусматривают снижение социальной напряженности на основе достижения таких приоритетов, как увеличение занятости населения, создание новых предприя­тий, выдачи микрокредитов для развития предпринимательства и других целевых задач, связанных с повышением качества жизни населения малых городов Казахстана, – подчеркнул министр.

Айту СУЛТАНОВ

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного реше…
На месте неудобий заложили сад
В два техрегламента ЕАЭС внесли изменения по инициативе Каз…
Не пролететь «фанерой» над Алтаем

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]