Как используются и не используются государственные деньги, выделенные для финансирования высшего и послевузовского образования, сколько и каких не хватает специалистов в регионах и кто будет возмещать расходы государства, потраченные на студентов, отчисленных за неуспеваемость? На заседании звучали эти и другие не менее злободневные вопросы, адресованные Министерству образования и науки.
С докладом выступил член Счетной комиссии Совхозбек Кулмаганбетов. Согласно перечню аудиторских мероприятий на II квартал 2016 года, Счетным комитетом проведен контроль эффективности управления активами государства в сфере высшего образования, использования средств республиканского бюджета, выделенных на финансирование высшего и послевузовского образования. Замер контроля эффективности проведен как в МОН, так и в 16 подведомственных ему государственных предприятиях, 7 акционерных обществах, 1 товариществе с ограниченной ответственностью. Общий объем охваченных средств и (или) активов составил 214 933,9 млн тенге.
Аудитом выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 845,4 млн тенге. В ходе контроля восстановлено 918,1 млн тенге, из них путем оценки земельных участков, числящихся на балансе в двух вузах, в сумме 815,5 млн, восстановлены по данным бухгалтерского учета выполненные работы на 102,6 млн, возмещено в доход республиканского бюджета 252,8 млн тенге.
Кроме того, аудитом установлены процедурные нарушения в количестве 119 ед. на сумму 12 519,6 млн тенге. Сумма неэффективно использованных средств составила 7 049,4 млн тенге, в том числе исключены по различным причинам 366 человек (затрачено средств 938,9 млн); на разработку образовательных программ выделено 2 886,4 млн, которые не соответствуют целям ГПИИР; приобретенное оборудование на 394,7 млн в рамках исполнения научно-технических проектов не используется; мероприятия по инвестированию проектов, предусмотренные в ФЭО, не выполнены на сумму 1 455,9 млн тенге.
Итоги аудита показывают, что в вопросах использования бюджетных средств и активов государства, выделяемых на развитие системы высшего образования, сохраняется ряд системных проблем.
По действующим нормам абитуриент вправе выбрать вуз по нескольким специальностям, при этом направление выпускника на отработку согласно потребностям заявителей не отрегулировано, что приводит к дефициту по одним регионам и их переизбытку по другим. В своем докладе С. Кулмаганбетов, в частности, указал, что в Северо-Казахстанской области по выпуску 2016 года наблюдается дефицит по дошкольному обучению и воспитанию – 10 человек, русский язык – 34, математика – 48.
Немного другой взгляд на этот вопрос у руководителя управления образования СКО Шолпан Кариновой.
– В нашем регионе следует учитывать особенности организации учебно-воспитательного процесса. В области действуют 533 общеобразовательные школы, определенная часть которых расположена в отдаленных селах, и школы, как правило, малокомплектные. Следовательно, не всегда возможно обеспечить педагогов согласно Закону РК «Об образовании» минимальной нагрузкой в 18 часов. И педагогов, желающих ехать в глубинку, не имея минимальной нагрузки, найти не так просто, – говорила Ш. Каринова. – Для малокомплектных школ необходимо готовить педагогов смежных специальностей: учитель биологии и химии, истории и географии, физики и информатики. Подобный подход позволил бы решить проблему нехватки учительских «часов», которая существует в малокомплектных школах.
По словам Ш. Кариновой, дефицит педагогических кадров на сегодня составляет 340 ваканский. На данный момент свыше 200 выпускников педагогических вузов изъявили желание трудиться в сельских школах СКО. Молодые специалисты будут направлены в села по программе «С дипломом в село!» «Полагаю, что к началу учебного года мы произведем оптимальную расстановку сил и закроем вакансии», – отметила руководитель ведомства.
Кадровый дефицит существует и в Восточно-Казахстанской области. Возрастающую потребность в учителях профильный университет не может удовлетворить даже на 50%. К примеру, на 2014/;2015 учебный год потребность в кадрах составила 986 специалистов, фактически выпуск – 209, или меньше необходимого в четыре раза. В 2015/;2016 учебном году при потребности в 1 221 выпуск – 236 человек. При этом данные по мониторингу трудоустройства выпускников, обучившихся по государственному образовательному заказу, не отражают специальности и не сопоставимы с существующей потребностью.
Актуальным является и вопрос омоложения кадров, в особенности имеющих научную степень доктора. Государственный образовательный заказ на подготовку специалистов со степенью «доктор философии (PhD)» или «доктор по профилю» ежегодно порядка 500–600 человек, что не покрывает имеющуюся потребность профессорско-преподавательского состава. Количество преподавателей пенсионного возраста на 2015/;2016 учебный год составляет 6 528 человек, или 17,1%, что свидетельствует о старении кадров и дефиците их замены.
Министерством не обеспечены полнота и достоверность информации и расчетов по расходам бюджетной программы 020. В целях освоения предусмотренных средств на подготовку в сфере высшего образования в конце 2015 года перечислены 361 млн тенге без фактической на то потребности, которые по истечении финансового года получателями возвращаются в доход бюджета.
В 2015 году МОН оплачены вузам за неоказанные образовательные услуги 143,9 млн тенге. Действующим законодательством не предусмотрено возмещение отчисленными студентами государственных расходов, потраченных на их обучение, что привело в 2015 году к неэффективному использованию 938,9 млн тенге. Возможно, если вопрос возмещения средств будет поставлен, это станет для нерадивых студентов значимым стимулом к прилежанию.
Министерством на приобретение лабораторного оборудования перечислены бюджетные средства трем АО без финансово-экономического обоснования. При этом остаток неиспользованных средств Национального фонда в НАО «КазНИТУ им. Сатпаева» составил в сумме 102,7 млн тенге, которые возвращены в доход республиканского бюджета.
По итогам аудита организаций образования установлены факты осуществления деятельности без утвержденных показателей, целей и задач Стратегии развития, нарушения законодательства о государственных закупках, не принимаются меры по своевременному взысканию дебиторской задолженности, не соблюдается законодательство при размещении свободных денежных средств на депозитах банков второго уровня.
Учебный корпус ВКГТУ им. Серикбаева общей площадью 1 295,5 кв. м с 1 сентября 2015 года полностью освобожден от проведения учебных занятий, здание пустует, не обеспечен возврат средств в сумме 1,3 млн тенге, перечислены средства за невыполненный объем строительных работ в сумме 3,4 млн, с момента сдачи в эксплуатацию общежитие на 250 мест пустует, произведены доплаты и выплаты стимулирующего характера в общей сумме 301,6 млн при неисполнении других показателей плана развития, приобретен интернет-ресурс на сумму 24,6 млн тенге, который не используется.
Ремонтируют по старой проектно-сметной документации, а то и вовсе без нее, без необходимого технического контроля в КазНУ им. Аль-Фараби. В этом вузе не принимаются меры по обеспечению своевременной сдачи авансовых отчетов обучающихся, недополучены средства от сдачи в аренду государственной собственности в общей сумме 1,6 млн тенге.
По реализации научных проектов в рамках грантового финансирования неэффективно использованы бюджетные средства, отмечены отсутствие коммерциализации и безвозмездная передача разработанных технологий промышленным предприятиям. То есть имеются факты отсутствия экономической выгоды от передачи разработанных технологий юридическим лицам в НАО «КазНИТУ им. Сатпаева» и ВКГТУ им. Серикбаева.
Средства республиканского бюджета, выделенные в рамках государственного заказа АО «НТЦ «Парасат», в полном объеме передаются субподрядным организациям ввиду отсутствия материально-технической базы и кадровых (научных) работников. Определенная часть полученных средств оседает в АО «НТЦ «Парасат» в виде маржи (вознаграждения), размер которой варьируется от 10 до 30%. Оборудование и материальные ценности на общую сумму 86,7 млн тенге, приобретенные в рамках государственного заказа, не используются. При убыточности на 81,4 млн тенге за 2015 год работникам выплачены премии в размере 86,4 млн. Часть средств государственного заказа в сумме 229,3 млн тенге размещена на депозитном счете банка второго уровня. Мероприятия по инвестированию проектов, предусмотренные в ФЭО, не выполнены, средства в сумме 1 455,9 млн тенге, выделенные в рамках ФЭО, размещены на счете банка второго уровня.
Дала необходимые разъяснения и ответила на вопросы членов Счетного комитета вице-министр МОН Бибигуль Асылова. В целях повышения результативности программы подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием Министерством образования и науки принимаются меры по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников вузов и его мониторингу. Прежде всего на законодательном уровне закреплена норма по отработке выпускниками вузов, обучившихся по госзаказу, по месту направления. На сегодня данная норма распространяется на выпускников педагогических, медицинских, ветеринарных специальностей. Для реализации этой нормы министерством разработана дорожная карта, предусматривающая ряд мероприятий.
После долгих лет забвения возвращается практика отработки диплома. Так, в следующем году, а точнее с января 2017-го, вступает в силу норма, обязывающая выпускников всех специальностей, обучившихся по госзаказу, проходить отработку по направлению не менее 3 лет.
Традиционными стали ярмарки вакансий, встречи, «круглые столы», которые проводят вузы и где заключаются договора, меморандумы по прохождению практики с последующим трудоустройством. В целях мониторинга достоверности совместными приказами МОН и МЗСР интегрированы информационные системы МОН и ГЦВП МЗСР.
Вице-министр также разъяснила вопрос с путаницей данных о трудоустройстве. Как показывают данные ГЦВП, в 2015 году из 138 тысяч выпускников бакалавриата трудоустроены 79,4%, что выше показателя 2014 года на 9,6% (тогда – 69,8%). Среди выпускников, обучавшихся по госзаказу, – 88%, что на 7,9% выше показателя 2014-го (80,1%). Отдельные выпускники продолжают обучение в магистратуре, некоторые – уходят в декретный отпуск, призываются в армию, выезжают за пределы страны.
Ситуация с прогнозированием и учетом потребностей в кадрах, указанная в отчете Счетного комитета, сложилась вследствие отсутствия уполномоченного органа по определению прогнозной потребности в специалистах с высшим образованием. Вопрос решен только в текущем году. Министерство здравоохранения и социального развития определено уполномоченным органом по определению потребности отраслей экономики в кадрах на краткосрочный и долгосрочный периоды. Это закреплено в статье 7 Закона РК «О занятости населения» от 6 апреля 2016 года.
Также в соответствии со статьей 8 Закона предусмотрена организация прогнозирования потребности в кадрах и выработка предложений по формированию государственного заказа на профессиональную подготовку кадров, по переподготовке и повышению квалификации. Отныне МЗСР ежегодно в марте будет представлять в МОН потребность в кадрах, заверила вице-министр.
В 11 базовых вузах по профильной магистратуре был размещен государственный образовательный заказ в объеме 1 900 мест. В целом, согласно государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы, должно быть подготовлено более 8 000 магистров. Данные вузы отбирались с учетом наличия опыта подготовки специалистов по приоритетным направлениям программы, кадрового потенциала, материально-технической базы.
Были заключены соглашения о сотрудничестве с 78 зарубежными университетами. С участием экспертов зарубежных вузов-партнеров, а также работодателей разработаны и утверждены 24 инновационных, студентоориентированных образовательных программы. Данные программы также направлены на развитие практических навыков, критического мышления и других ключевых компетенций для работы с современными технологиями и внедрение их в производство. Программы предусматривают гибкие образовательные траектории в соответствии с потребностями конкретных проектов ГПИИР-2 и потребностями производства.
В процессе разработки новых образовательных программ управленческий и академический состав из 100 сотрудников базовых вузов в июне 2015 года прошли курсы переподготовки и повышения квалификации в Назарбаев Университете. Была организована стажировка в Фонде лидерства в высшем образовании (Великобритания), в Азиатско-Тихоокеанском университете Рицумейкан (Япония), в Высшей школе образования университета Пенсильвании (США), в Национальном институте образования Наньянского технологического университета (Сингапур). 183 человека из профессорско-преподавательского состава вузов прошли стажировки в вузах-партнерах и на предприятиях.
В целях гарантийного обеспечения базами профессиональной практики и трудоустройства подписаны трехсторонние договоры между вузом, магистрантом и предприятиями ГПИИР-2, входящими в республиканскую и региональную карту индустриализации.
Аудит, то есть детальная проверка, выявил немало проблем. Какие шаги МОН последуют? Пройдет ли работа над ошибками и не будут ли они допущены впредь? По итогам заседания Министерству образования и науки поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений.
Отдельные материалы государственного аудита направлены в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений