
Проекты законов депутатам представили министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов и и. о. министра финансов Берик Шолпанкулов. Итак, расходы социальной сферы, в частности, на 2019 год запланированы в объеме 4 717,3 млрд тенге, или 44,1% ко всем расходам. На поддержку развития реального сектора экономики на 2019 год предусмотрено 1 608,8 млрд тенге с ростом на 70,2 млрд тенге. На реализацию Пяти социальных инициатив Президента в проекте бюджета предусмотрено 102,5 млрд тенге.
Цена на главный экспортный «продукт» – нефть – при базовом сценарии определена в размере 60 долларов.
Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9% в 2019 году с последующим ростом до 4,6% в 2023 году. Среднегодовой темп роста ВВП составит 4,2%. МНЭ обещает, что ВВП на душу населения составит 9,9 тыс. долларов в 2019 году с увеличением до 12,9 тыс. долларов в 2023 году.
Основой движущей силой роста экономической активности в среднесрочной перспективе, как и прежде, будут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная экономика.
Обрабатывающая промышленность вырастет на 4,4%, горнодобывающая – на 3,0%. Устойчивый темп сохранится в сельском хозяйстве – 6,4%, строительной отрасли – 4,2% и торговле – 4,6%.
Объем добычи нефти увеличится с 88 млн тонн в 2019 году до 99 млн тонн в 2023 году за счет увеличения нефтедобычи на месторождении Кашаган и проекта будущего расширения ТШО.
Объем экспорта составит 56,5 млрд долларов в 2019 году с увеличением до 68,5 млрд долларов в 2023 году, импорт вырастет с 34,8 млрд в 2019 году до 41,9 млрд долларов в 2023 году.
Целевой коридор годовой инфляции Национальным банком сохранен в пределах 4–6% в 2019 году, с последующим снижением до 3–4% в 2020–2023 годах.
Прогноз бюджетных параметров выглядит так: доходы республиканского бюджета без учета трансфертов прогнозируются в 2019 году в сумме 6 809,7 млрд тенге, в 2020 году – 7 382 млрд тенге, в 2021 году – 8 024,7 млрд тенге.
Дефицит бюджета в 2019 году запланирован на уровне 2018 года – 1,5% ВВП, с последующим сокращением в 2020 году до 1,4% ВВП и в 2021 году – до 1,3% ВВП.
Прогноз расходов республиканского бюджета определен в 2019 году в объеме 10 696,7 млрд тенге, в 2020 году – 11 080,8 млрд тенге, в 2021 году – 11 427,9 млрд тенге.
При цене на нефть 60 долларов за баррель валютные активы Национального фонда по прогнозам увеличатся в 2019 году с 62,3 млрд долларов до 67,6 млрд долларов в 2021 году.
– Определенные на 2019–2021 годы размеры гарантированного трансферта из Национального фонда обеспечивают выполнение условия по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде в размере 30% от прогнозного значения ВВП, – подчеркнул глава МНЭ.
После того как были представлены основные параметры бюджета, настала очередь депутатов продемонстрировать свою хорошую память. Так, мажилисмен Аманжан Жамалов напомнил, что ровно год назад, при презентации бюджета на 2018–2020 годы, все тот же глава МНЭ обещал снизить дефицит бюджета до 1% к ВВП.
– Цитирую: дефицит бюджета в 2018 году предлагается снизить до 1,1% к ВВП. В 2019–2020 годах – определить на уровне 1% к ВВП. Это позволит удерживать долг Правительства в трехлетнем периоде на уровне не более 25%. Ваши слова. Проект республиканского бюджета на 2019-й сверстан с дефицитом 1,5%. О каком трехлетнем бюджете может идти речь, если Вы докладываете одно, а через год можете делать совсем другое? И сейчас задача не стоит удерживать долг Правительства? – возмутился депутат.
Тимур Сулейменов отрицать не стал, что действительно Правительство планировало сохранить дефицит бюджета в 2019 году на уровне 1% к ВВП.
– Это было связано с нашей оценкой общей долговой нагрузки. Вместе с тем, исходя из графиков погашений, привлечений и правительственных займов, мы полагаем, что 1,5% является допустимой величиной, – сказал глава МНЭ.
Он добавил, что долг Правительства в прогнозе социально-экономического развития в пятилетнем и в трехлетнем проекте бюджета не превышает 25%.
– Опять же, долг Правительства составляется не только из финансирования дефицита бюджета, он составлен из огромного количества других заимствований, которые могут идти на дороги, на гранты и так далее. Общий долг Правительства 25% как не превышал, так и не будет превышать в отчетном периоде, – попытался убедить депутатов министр.
Но на этом хорошая память Аманжана Жамалова не закончилась. Согласно проекту Закона «О гарантированном трансферте на 2019–2021 годы» в 2019 году трансферт определен на уровне 2 450 млрд тенге, в 2020 году – 2 300 млрд тенге и в 2021 году – 2 000 млрд тенге. В связи с этим мажилисмен напомнил, что по новой Концепции формирования Нацфонда гарантированный трансферт на 2019 год определен в размере 2 трлн 300 млрд тенге. В проекте же бюджета заложена цифра с превышением в 150 млрд тенге. В ответ Тимур Сулейменов констатировал – трансферт увеличен будет.
– Для этого в Указ Главы государства в данный момент вносятся изменения, – вновь констатировал министр.
Тревожит депутатов и рост экономики. Альберт Рау назвал этот вопрос традиционным, который народные избранники задают каждый год.
– В Концепции вхождения Казахстана в тридцатку заложен ежегодный рост ВВП 5,5%. Четыре года прошло, уже отставание накопили в 12%. Несколько лет уже сдвигается этот горизонт, когда поставлена была задача по вхождению. Когда мы это отставание будем восполнять? – поинтересовался депутат.
По словам Тимура Сулейменова, эти параметры закладываются для формирования республиканского бюджета, который традиционно является консервативным.
– Закладывая высокие темпы роста ВВП, соответственно, расширение налоговой базы, мы можем заложить себе и соответствующие расходы, которые затем не будут покрыты соответствующим ростом экономики и поступлением налогов. Поэтому прогнозы социально-экономического развития – это минимальная планка, которую мы берем в качестве стартовой точки, – аргументировал Тимур Сулейменов.
А что касается цели по достижению ежегодного роста ВВП в размере 5,5% , то, уверяет глава МНЭ, объективно этот показатель достижим.
– Вы знаете, что реализуется большое количество госпрограмм, начиная с ГПИИР, «Дорожной карты бизнеса», цифровизации, программы АПК, и все меры, которые в этих программах содержатся, обеспечены финансированием до сих пор. Надеюсь, что и в трехлетний период, бюджет которого вам представлен, также соответствующее финансирование найдут. Поэтому задача Правительством четко оценивается, – отметил Тимур Сулейменов.
С заключением по оценке проекта республиканского бюджета выступила председатель Счетного комитета Наталья Годунова. Она отметила, что в текущем году Счетным комитетом были использованы новые подходы к подготовке заключения. В частности, осуществлена оценка проекта прогноза социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также проектов стратегических планов и бюджетных программ.
По словам Натальи Годуновой, использование указанных подходов будет способствовать наибольшей финансовой устойчивости и исполнению обязательств государства, а также позволит скорректировать среднесрочные ориентиры для эффективного достижения национальных индикаторов, показателей программных документов.
Председатель Счетного комитета проинформировала депутатов о том, что анализ проведен по 10 направлениям. В частности, реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы, Государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер», Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы и «Дорожной карты бизнеса-2020». Кроме того, охвачены такие направления, как субсидирование в АПК, обеспечение населения водоснабжением и водоотведением, обеспечение достаточности и укомплектованности дневными школами, улучшение условий проживания студенческой молодежи, снижение онкологических заболеваний, закуп лекарственных препаратов в рамках ГОБМП на амбулаторном уровне, проведение исследований.
– В проекте бюджета, подготовленном Правительством, практически исключена практика рассмотрения инвестиционных проектов общим «пулом» или с отлагательным условием. Кроме того, материалы к проекту бюджета расширены и детализированы. Это привело к принятию качественных бюджетных решений и повышению прозрачности в бюджетной сфере, – подчеркнула она.
Вместе с тем, по словам председателя Счетного комитета, выявлены недостатки и резервы для повышения качества и эффективности планирования бюджетных расходов.
В частности, превышено пороговое значение гарантированного трансферта из Национального фонда и ограничение по дефициту бюджета. При формировании проекта трехлетнего бюджета также не соблюдены установленные среднесрочные ориентиры по бюджетным параметрам на 1 трлн тенге. Кроме того, в
2019–2021 годах предусматривается снижение на 45% бюджетных инвестиций в рамках государственных и правительственных программ по причине неготовности местных исполнительных органов реализовать предусмотренные мероприятия.
В завершение выступления Наталья Годунова отметила, что по итогам оценки к перераспределению на более приоритетные проекты предложено 620 млрд тенге как неэффективно запланированных расходов, из них Правительством предварительно учтено 309 млрд тенге.