Каждый вечер зал был полон. Первый настороженный прием сменился интересом, а затем и нескрываемым восторгом. В Алматы театр уже выступал чуть более двух лет назад, нынешний приезд был в некотором роде экзаменом на профессионализм всех служб и подразделений коллектива. И сегодня уверенно можно сказать: экзамен сдан на «отлично».
Гастроли проходили на знаменитой сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая. Здесь танцевали многие звезды, есть своя интересная балетная труппа, но молодые артисты «Астана-Балет» заставили говорить о себе. Три дня – три разные программы. В первый день были показаны два спектакля: Gaia (хореография – Р. Амаранте, музыка – Х. Таварес), премьера которого состоялась два месяцев назад, и фрагменты первой полномасштабной работы – балета «Алем» (хореография – Н. Дмитриевский, музыка – А. Амар, Б. Гафаров). Спектакли абсолютно непохожие. Создавалось впечатление, что молодой театр сразу хотел сказать: мы можем быть абсолютно разными, нам интересно все, мир танца безграничен…
Балет Gaia поразил виртуозной хореографией, одухотворенной, экспрессивной музыкой, изысканными воздушными костюмами, утонченной стилистикой спектакля. «Необыкновенно поэтический и нежный балет», – в антракте говорили зрители, которых просто заворожили 16 балерин. Этот балет можно назвать маленьким бриллиантом. Его огранка позволяет наслаждаться неповторимой игрой света современной неоклассики, которой пока не так много на казахстанской сцене.
Фрагменты балета «Алем» обращали зрителей к теме тюркской праистории. Здесь были явлены захватывающая драматургия, графичность сценического решения, колорит костюмов, заколдовывающая магия движений, ворожба звуков, плен света и тени, волшебство образов, обитающих где-то глубоко в народном сознании…
Своеобразный культурный шок испытала публика, познакомившись с балетом «Кармен» (хореография – М. Авахри, музыка – Ж. Бизе, Р. Щедрин). Это оригинальное осмысление мира человеческих страстей. Редкая и какая-то пристальная, благоговейно-внимательная тишина установилась в зале с первой минуты и сохранялась на протяжении всего выступления. Балет пропитан особой энергией и удивительно точен по своему эмоциональному воздействию. Артистов и постановщика балета Мукарам Авахри буквально усыпали цветами, а позже говорили о том, как можно языком танца говорить о самых сложных сторонах человеческих отношений, о познании самого себя, своей сути.
– Мы, как правило, связываем образ Кармен с Майей Плисецкой. Важно в балете и мужское начало, мужское окружение. Было интересно, какое творческое решение будет в коллективе, где одни балерины. Огромное спасибо постановщику. Такого решения, думаю, и в мире никто и никогда не предлагал. Спектакль – выше всех похвал, – подчеркнула заслуженный деятель РК Ая Калиева.
Программа заключительного концерта «Астана-Балет GALA» включала миниатюры «Аллегретто» и «Наваждение», «Калифорнийский мак» и «Танец альмей», фрагменты из балетов «Жусан» и «Клеопатра». Публика особо выделила хореографическую миниатюру «Асем коныр», которую поставила главный балетмейстер театра, заслуженный деятель РК Айгуль Тати на музыку Дины Нурпеисовой. Это поэтический и вдохновенный портрет степных красавиц, созданный с помощью пластических средств. Зрители увидели то, что всегда отличало казахских девушек: умение сохранять пламя очага, тепло семьи и дома, при этом оставаясь таинственными, прекрасными и гордыми. Красивые костюмы, легкий перезвон серебряных украшений, гибкие фигуры балерин, их выразительные руки – все отметила публика.
– Замечательный коллектив, – подчеркнул генеральный директор ГАТОБ им. Абая, заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев. – Налицо огромный профессиональный рост. Великолепная хореография, замечательные костюмы. Коллектив может показать красоту казахского танца, представить современный балет страны на любой, самой известной сцене мира.
– Фрагменты «Алема» очень интересны. Мы вечно говорим о том, что у нас проблемы с национальными спектаклями, что их непростительно мало. А вот пример такого спектакля. Это взгляд из ХХI века, – говорила балетный критик Гульнар Жумасеитова.
Специалисты отметили бережное, уважительное отношение театра к балетным традициям – и в то же время стремление их обновлять. В коллективе не одна-две солистки, а намного больше, и поэтому спектакли могут быть построены на «многоголосии», а балетный диапазон ведущих артистов разнообразен и выразителен.
Директор театра «Астана-Балет» заслуженный деятель РК Валерий Кузембаев подвел итоги: «В Алматы был представлен коллектив, который в полной мере можно рассматривать как культурный «продукт» новой столицы. Успех выступлений «Астана-Балет» как в стране, так и за ее пределами объясняется тем вниманием, которое Глава государства оказывает развитию культуры Астаны. И если раньше наиболее интересные и необычные проекты появлялись именно в Алматы, то сейчас уже Астана генерирует абсолютно оригинальные идеи в искусстве. Думаю, что «Астана-Балет» – это новое слово, смелое созидание не известных ранее путей и совершенно самостоятельное явление в культурной жизни страны и ее столицы».
– Алматы – очень важный город с точки зрения культурной, театральной жизни в Казахстане. Меня особенно тронуло доброжелательное отношение к нашему театру. Да, известные педагоги и хореографы были строги, но при этом мы постоянно чувствовали дружескую поддержку, одобрение наших творческих поисков. Они не остались равнодушными к нашей работе и не скрывали своей радости, видя наши успехи и достижения. Для всего коллектива это очень важная составляющая прошедших гастролей, – сказала художественный руководитель театра «Астана-Балет» Асель Курманбаева.
Теперь театр «Астана-Балет» ставит перед собой уже новые задачи, а это значит, что впереди – премьеры, новые гастроли, новые открытия.