
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении в Мажилисе Парламента поручил Правительству разработать комплекс мер по борьбе с инфляцией.
Попытки прежнего состава Правительства обуздать инфляцию в 2021-м не увенчались успехом. Да и во многих других странах она побила многолетние рекорды.
Несмотря на заявление председателя Национального банка РК Ерболата Досаева о том, что целевой коридор годовой инфляции в 2022-м будет сохранен в пределах 4–6%, в 2023–2024 годах – на уровне 4–5%, а в 2025–2026 годах – в районе 3–4%, большинство экспертов не разделяли подобных ожиданий. И в конце минувшего года, делая прогнозы, утверждали: продвижение к 4–5-процентному коридору затянется надолго.
Локдауны и сбои в мировой логистике поставок товаров, вероятно, сохранятся и в нынешнем году, а значит, удержаться даже в пределах 6–7,5-процентного порога инфляции будет непросто.
Центробанки балансируют
Действительно, в нынешнем январе глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева предупредила страны о возможных больших экономических потрясениях в 2022 году. Она считает, что из-за роста инфляции, сбоя цепочек поставок и общественно-политической нестабильности в мире возрастают экономические риски.
Согласно прогнозам МВФ, в текущем году вырастет число государств, обращающихся в фонд за кредитами, поскольку центробанки ужесточают денежно-кредитную политику, а многие страны увеличили свой государственный долг.
По словам Кристалины Георгиевой, центральные банки пытаются балансировать между борьбой с инфляцией и поддержкой экономического восстановления. При этом побочный эффект от ужесточения денежно-кредитной политики усилит разрыв между развивающимися и развитыми экономиками.
– Уровень инфляции в Казахстане снизился с 8,9% в сентябре до 8,4% в декабре прошлого года, но это все равно высокий показатель, – признал на заседании Правительства новый Премьер-министр РК Алихан Смаилов.
В свою очередь министр национальной экономики Алибек Куантыров проинформировал, что разработан комплекс мер по удержанию инфляции.
– Приняты следующие меры: заморожены тарифы на коммунальные услуги, введен запрет на вывоз с территории Казахстана некоторых товаров, установлены предельные цены на ГСМ, введен полугодовой запрет на вывоз бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов, – сообщил он.
Контрцикличные меры
– Инфляция в целом является не разовым скачком, а постоянным устойчивым процессом, на который влияет множество внешних и внутренних факторов. Ее рост – проблема для всех стран, включая развитые. Основной причиной при этом выступают нарушение мировых цепочек поставок, вызванное пандемией, а также рост цен на энергоносители, – считает старший консультант Группы стратегического и операционного консультирования KPMG в Центральной Азии Галым Аманжолов.
По его словам, текущее регулирование цен выступает краткосрочной мерой, позволяющей сгладить социальную напряженность и подготовиться к более масштабным действиям со стороны Правительства и Национального банка.
– Необходимо усилить координацию между Правительством и Нацбанком. При этом последний должен быть независимым. Его основной целью должно оставаться обеспечение стабильности национальной валюты. Так, контрцикличная бюджетная политика все еще не внедрена в стране, что не позволяет избавиться от «голландской болезни», снижает резервы Национального фонда и усиливает инфляционное давление. Только комплексный подход к снижению импортной зависимости, росту несырьевого экспорта, внедрение контрцикличной фискальной политики, рост производительности труда помогут стране побороть инфляцию, – отмечает эксперт. – Причем целевой коридор в 3–4% к 2025 году вполне достижим.
Бремя для бюджета
– Основная проблема в ближайшем будущем будет заключаться в высоком уровне инфляции, которая продолжит давление на стоимость денег, кредиты. С наступлением режима ЧП в Казахстане и ростом курса доллара Национальный банк принял нестандартное, в самом отрицательном смысле, решение о повышении учетной ставки до 12%, – заявляет доктор экономических наук главный научный сотрудник Института экономики КН МОН РК Мадина Халитова.
Такие меры, отмечает эксперт, принимаются для удорожания кредитов, снижения покупательской способности и уровня производства. Причем принимаются нечасто, поскольку влекут за собой повышение инфляции через определенное время. Дело в том, что удорожание денег влечет за собой наложение их стоимости на произведенные товары и услуги, поскольку производитель включает дополнительные расходы в стоимость. Поэтому в такой экономике, как казахстанская, которая стремится к повышению уровня производства внутри страны и увеличению предпринимательской активности, принятие подобного решения, мягко говоря, странно.
Буквально через несколько недель базовая ставка была снижена до прежнего уровня – 9,5%. Но ее снижение – решение запоздалое.
– С началом кризиса даже передовые экономики пошли на беспрецедентные меры и допустили минимальные ставки для поддержки предпринимательства. Для Казахстана также важно сейчас сохранить и увеличить рост предпринимательской активности и, на наш взгляд, снижение базовой ставки должно быть очень важным инструментом. При осторожной политике снижение должно быть на уровне инфляции, при прогрессивной – до 4–5% годовых, – считает Мадина Халитова.
Причем основная цель должна состоять в поддержке малых и средних предприятий, которые со временем призваны составить значительную часть экономики. Также можно применить дифференцированный подход к кредитам с учетом отраслевой принадлежности и целевого назначения. В принципе, данный механизм уже применяется для аграрных предпринимателей и обеспечения жильем населения, но дотация процентной ставки ложится определенным бременем на государственный бюджет.
Как отмечает эксперт, в Казахстане разница между инфляцией, учетной ставкой и процентами за кредит довольно большая. В развитых странах максимальный шаг составляет 3,75%, тогда как у нас – почти 7%. До кризиса Национальный банк Казахстана предоставлял займы под процент на 4 процентных пункта выше уровня инфляции, а банки – на 7%. В целом разница между инфляцией и процентом за кредит составляла почти 10%.
– Это очень много. Такая политика не могла стимулировать бизнес и предпринимательство, а тем более в направлении увеличения наукоемкой составляющей, – говорит Мадина Халитова. – Банковский сектор, Национальный банк были оторваны от реализации государственной политики диверсификации экономики.
С наступлением кризиса ситуация в экономике изменилась. Особенно это касается роста курса валюты, так как импорт дорожает, а он составляет основную часть потребляемого населением продовольствия, одежды, товаров первой необходимости. Следует учесть и принятую некогда политику импортозамещения и повышения конкурентоспособности казахстанской продукции. В рамках этой политики были повышены таможенные пошлины, что привело к удорожанию импортного товара, а казахстанский на прилавках так и не появился.
Проблема стимулирования казахстанского производства так и осталась самой актуальной на сегодня. В итоге вместо роста экономики получился рост цен. Поэтому пора задуматься о мерах по снижению уровня инфляции путем инструментов таможенно-налогового регулирования.
На принципах прагматизма
Государства делают выбор между прямыми и косвенными налогами. Решение в пользу той или иной системы налогообложения в значительной степени зависит от экономического развития страны, и чем он ниже, тем больше государство стремится пополнять казну за счет взимания косвенных налогов. Ну а в развитых экономиках значительна роль налогов прямых.
– На наш взгляд, сейчас необходимо провести мониторинг системы налогообложения и таможенных платежей, выделить налоги и платежи, которые оказывают влияние, к примеру, на уровень инвестиционной, предпринимательской, инновационной активности, на изменение инфляции. То есть следует определить круг вопросов, которые можно решить посредством налогообложения в том числе, – предлагает доктор экономических наук главный научный сотрудник отдела региональной экономики и инновационного развития Института экономики КН МОН РК Фарида Альжанова.
По мнению эксперта, одним из налоговых инструментов снижения инфляции может выступить снижение ставки НДС, которая, с одной стороны, уменьшает прибыль производителя, а с другой – увеличивает стоимость товара и бременем ложится на плечи населения. Снижение НДС серьезно скажется на ценах и потянет инфляцию вниз, поскольку взимается через цену товара.
– Понятно, что снижение ставки НДС снизит и наполняемость государственного бюджета. Но НДС является тем налогом, который обеспечивает выполнение определенных функций государства, а точнее – финансирование армии, полиции, государственной, административной службы. Выход в том, чтобы эффективно использовать уже имеющиеся бюджетные средства по принципу прагматизма, – предлагает Фарида Альжанова.
К примеру, о том, что в стране государственный административный аппарат сильно раздут, говорится уже давно. В 2019 году 98 726 государственных служащих приходилось на чуть больше 18 млн казахстанцев. Для сравнения, в Японии 128 млн населения обслуживают 9 тыс. чиновников.
В Казахстане количество чиновников сравнимо с развитыми странами, но они могут себе это позволить. Малая экономика должна быть более прагматична в использовании чиновничьего потенциала.
Вообще, стимулирование посредством бюджетно-налоговых инструментов должно быть ощутимым. Ложная экономическая политика снижает уровень доверия населения, а значит, и инвестиционную активность, уровень накоплений, давит на инфляцию. Ложная – это такая политика, когда заявленные меры оказываются невыполнимыми в силу незаявленных или умалчиваемых условий или дополнительных оговорок их осуществления. К сожалению, это была довольно распространенная практика в Казахстане.
– Например, при осуществлении программы по обеспечению жильем малоимущих казахстанцев выяснилось, что рассчитана она отнюдь не на бедных... Пришлось срочно вносить изменения или разрабатывать дополнительные программы, но к тому моменту у населения уже появились сомнения и недоверие к власти, – заключила Фарида Альжанова.