
В Костанайской области зарегистрировано около 10 тыс. детей с инвалидностью. Немалая их часть живет в сельской местности. Как правило, эти дети не проходят психолого-педагогическую коррекцию и реабилитацию, упуская шанс снизить ущерб, нанесенный недугом. Да, в области есть 104 логопедических пункта, но этого количества явно недостаточно для охвата всех нуждающихся. Есть еще кабинеты коррекции, но их всего 12 при наличии 20 районов и городов, да и требуют они ежедневного посещения. То есть, если ребенок нуждается в такой реабилитации, то родителям, живущим в глубинке, необходимо искать жилье в райцентре или городе на время посещения занятий, либо приезжать каждый день. Такие возможности есть далеко не у всех. По факту некоторые ребятишки не проходили психолого-педагогическую реабилитацию ни разу. В областном управлении образования также признают, что в сельской местности, да и во всей области в целом наблюдается острая нехватка логопедов, дефектологов и других специалистов по коррекции развития детей с инвалидностью.
Частично все эти проблемы решит открывшийся в Костанае центр реабилитации для детей с особыми образовательными потребностями. На его базе действует интернат на 50 мест именно для сельских ребятишек. Имеющиеся в наличие два автобуса, по задумке властей, должны будут доставлять детей из районов, решая вопрос транспортировки, а почти 90 сотрудников центра обеспечат должный уход за каждым ребенком в отдельности. Предполагается, что на базе центра психолого-педагогическую реабилитацию смогут проходить дети с самыми различными диагнозами: нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью (в том числе в тяжелой форме), а также нарушениями речи, слуха и зрения. Впервые в области начнут работать и с теми, кто страдает расстройством аутического спектра (РАС).
– Работу будем вести индивидуально и в группах, – рассказала директор реабилитационного центра Олеся Зарецкая. – Мы опираемся на заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но когда ребенок придет к нам, на начальном этапе будем проводить оценку его актуального развития и составлять индивидуальную программу реабилитации. Свое заключение даст каждый наш специалист: логопед, дефектолог, учитель-психолог, социальный педагог, тифлопедагог, соцпедагог... Учитывая то, что наша работа подразумевает психолого-педагогическую реабилитацию, в расписание занятий включены часы занятий с хореографом, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования. Будем развивать кругозор детей, творческие навыки.
Важно, что после того, как ребенок пройдет коррекцию и реабилитацию в центре, его сопроводят рекомендациями для педагогов и родителей по дальнейшей работе с ребенком, чтобы сохранить и развить достигнутый прогресс.
По сути, здание, где расположился реабилитационный центр, стало ресурсным центром, поскольку вмещает также коррекционную школу и ПМПК. Такой формат работы, по задумке управления образования, должен повысить количество прошедших реабилитацию детей. Ожидается, что в течение года те детки, которым по заключению ПМПК необходимо пройти реабилитацию, будут бесплатно приезжать в центр. Предполагается, что в случае необходимости реабилитационную программу разобьют на несколько этапов, чередуя время нахождения ребенка в центре и дома. При этом те дети, что учатся в школе, смогут не прерывать процесс, посещая занятия в коррекционной школе. В управлении образования подчеркивают, что потенциал узких специалистов – дефектологов, тифлопедагогов при таком формате работы будет использован с максимальной пользой.
Немаловажно и то, что на открытие центра бюджет затратил лишь 20 млн тенге. Ранее в этом здании был детский дом. В прошлом году его реорганизовали, переведя детей в рудненский детский дом, а на его место переехала коррекционная школа-интернат для особенных детей. Но количество воспитанников школы сокращается, и появилась возможность открыть реабилитационный центр. Средства на его содержание – это те деньги, что ранее были предусмотрены в бюджете на содержание школы-интерната. То есть значительного увеличения финансирования не потребовалось. Те 20 млн тенге, которые были потрачены сверх имеющегося бюджета, пошли на закуп оборудования, адаптацию помещений под нужды детей с особенностями развития. Теперь в центре есть сенсорные комнаты, кабинеты ЛФК и другие кабинеты узких специалистов, а от детского дома и школы-интерната в наследство остались мастерские, где мальчики могут осваивать, например, плотницкое дело. Скоро центр получит и комнату Монтессори. Ее закупят на те 3 млн тенге, что в виде сертификата вручили директору центра от имени акима Костанайской области в подарок к открытию.
За несколько месяцев работы в рамках подготовки к открытию центра специалисты ПМПК выявили 150 детей, нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации. Обследования будут продолжать. Однако специалисты напоминают родителям, что показывать ребенка комиссии необходимо раз в год, для коррекции программы реабилитации в том числе.
Открытие реабилитационного центра – лишь один из способов повышения доступности образования и реабилитации для особенных детей. В Костанайской области будут и дальше расширять сеть кабинетов коррекции. В ближайшее время такой заработает в Рудном, на очереди Карасуский район и город Аркалык. Помимо этого, на базе школ области действует 129 коррекционных классов. В августе текущего года при поддержке фонда «Болашақ» оборудовали инклюзивный класс в школе № 29, которая начала работу этой осенью в Костанае в микрорайоне «Аэропорт». При поддержке Фонда Первого Президента подобные появятся в других районах и городах области. Вопрос обеспеченности логопедами, дефектологами и другими специалистами регион планирует решать в том числе за счет грантов акима Костанайской области.