Вместо привычного «Выйди из класса!» учитель сегодня говорит: «Выключи микрофон». А чтобы ответить на вопрос, ученику достаточно щелкнуть опцию «Поднять руку».
Вот где новая цифровая реальность действительно коснулась каждого, так это образование. Типовая школа с едиными учебниками, одинаковыми заданиями для всех, учителем – «монополистом знаний» уходит в прошлое. На смену приходят цифровые технологии, интеллектуальные решения, искусственный интеллект. И дистанционное обучение, к которому, как показывают международные исследования, в период пандемии оказались не готовы более 60% учителей.
Если раньше в сфере образования можно было иметь пятилетний план и идти по нему, то сейчас приходится импровизировать и действовать по ситуации. В мире даже новый термин придумали – «паническая педагогика». В принципе то, что творилось в образовании в самом начале пандемии, иначе как паникой и не назовешь. Неожиданный переход на дистанционку перевернул процессы обучения, с большими проблемами столкнулись и учителя, и дети с их родителями.
Помните, сколько гневных, слезных, ругательных слов мы слышали в WhatsApp-чатах, на страницах соцсетей, в личных разговорах? Учителя не спали ночами, родители не могли «врубиться», даже дети стали проситься в «обычную» школу!
То, что работало в традиционном классе, стало невозможным онлайн. Главное – пропало полноценное эмоциональное и интеллектуальное взаимодействие учителя с аудиторией. Вместо горящих глаз детей теперь перед ним монитор компьютера. Услышать в электронном шуме голос каждого ученика, а тем более разглядеть пытливый или озадаченный взгляд – весьма сложная задача.
К тому же дистанционные уроки гораздо короче по времени, мол, нельзя детям засиживаться перед гаджетами. Значит, учитель вынужден работать более концентрированно и правильно нацеливать ученика на самостоятельную работу. Но ведь далеко не каждый ребенок способен заниматься сам. Да и не все педагоги настолько собраны, чтобы каждый раз подавать тему оптимально четко.
В общем, потеряли обе стороны, но по мне – ученик гораздо больше. Ни тебе магического авторитета учителя, ни радости познания в групповой работе. Нет той заражающей друг друга энергетики, духа сплоченности и в то же время конкуренции, совместных приключений и праздников...
Я рада, что мой сын – первоклашка, и ему не с чем сравнивать. А вот дети постарше в прошедшем году испытали реальный стресс. Исследование Национальной службы здравоохранения Британии показало, что психическое здоровье детей значительно ухудшилось. Они скучали по школе и друзьям, чувствовали страх. У многих появились проблемы со сном и проявления интернет-зависимости.
А ведь, по мнению ученых, именно психическое здоровье и психологическое благополучие станут самыми актуальными в ближайшие 50 лет. Поэтому нам нужно больше внимания уделять благополучию детей во всех его смыслах.
В той же Великобритании, например, даже пытаются включить предмет «Благополучие» в учебную программу наряду с математикой, английским языком и другими науками. Британцы считают, что главное сейчас – учить молодых людей, а также их родителей и учителей быть сильными, жизнерадостными, позитивными, а значит, гибкими, что крайне необходимо в мире, который постоянно ставит перед нами новые вызовы.
Прошел год, страсти по дистанционке поутихли. Кажется, все уже свыклись с тем, что она прочно вошла в нашу жизнь. И даже начали извлекать определенные выгоды. Пандемия преподнесла образованию бесценные уроки, которые, я надеюсь, хорошо выучат и школа, и ученики.