Приоритетные институциональные реформы являются своеобразным ответом на вызовы, которые сегодня возникли в мировой экономике в условиях глобализации, очередной волны финансового кризиса. В этих целях для повышения конкурентоспособности бизнеса проводится работа по улучшению качества таможенного и налогового администрирования. В частности, Комитетом государственных доходов МФ РК инициированы изменения и дополнения в Таможенный и Налоговый кодексы РК. Принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК».
Отныне при таможенном декларировании товаров не является обязательным предоставление документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию, а также документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов, сертификата о происхождении товара. Документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки, предоставляется в случае отсутствия счет-фактуры (инвойса).
В целом с момента создания Комитета государственных доходов Минфина РК (август прошлого года) значительно сокращено количество документов, представляемых в таможенную службу при осуществлении внешнеторговых операций. При экспорте теперь нужно представить 3 документа вместо 10, а при импорте – 4 вместо 12. Для облегчения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) функции по проведению транспортного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, радиационного контроля сегодня осуществляются только одной службой в лице таможенных специалистов.
В настоящее время также расширяется электронный формат услуг. На стадии тестирования находятся работы по представлению таможенной декларации с использованием электронно-цифровой подписи через Кабинет налогоплательщика. Реализован публичный электронный сервис по таможенным тарифам, где каждый участник ВЭД может самостоятельно бесплатно получить справочную информацию по определению кода товарной номенклатуры, ставки пошлин и необходимости сбора разрешительных документов. Раньше это можно было сделать платно через брокера. Кроме того, сегодня ведется реформирование системы управления таможенными рисками. Происходит переход от оценки риска товара на оценку риска участника ВЭД на основе его налоговой, таможенной истории и другой информации. В результате вдвое сократится время таможенного оформления грузов и, соответственно, уменьшатся издержки для ведения бизнеса.
Сегодня осуществляется консолидация добросовестных участников ВЭД и повышение их профессионального уровня. В рамках этого процесса идет совершенствование института «уполномоченного экономического оператора» (УЭО), т. е. оператора, занимающегося ВЭД на постоянной основе. Получивший этот статус автоматически считается доверенным, и в отношении него применяются упрощенные процедуры таможенного досмотра, т. н. «зеленый коридор».
Все нововведения позволят реализовать принцип, озвученный Лидером нации: «Если предприниматель не нарушает законодательство, контрольные органы к нему не приходят». Внедрение принципа «Добровольного признания ошибок» участниками ВЭД предусматривает освобождение от административной ответственности за нарушения таможенного законодательства при их добровольном устранении до наступления таможенной проверки. Теперь такая возможность закреплена на законодательном уровне. Проводится также дальнейшая интеграция таможенной и налоговой информационных систем, при которой импортер будет отслеживаться в целях налогообложения от момента ввоза товара на территорию Казахстана до его реализации.
При этом создаются условия для облегчения ведения предпринимательской деятельности. К примеру, теперь отменены плановые проверки, им подвергаются только те лица, у которых высокая вероятность нарушения законодательства. Введена система электронных счетов-фактур, которая экономит время и сокращает затраты бизнеса, также начат переход на передачу данных в режиме реального времени с контрольно-кассовых машин без проведения проверок МСБ. Помимо этого проводится налоговая амнистия путем списания пени и штрафов, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченных по состоянию на 1 октября 2014 года. Эта мера позволит налогоплательщикам направить высвободившиеся средства на развитие и расширение бизнеса и тем самым усилит потенциал внутренних инвестиций.
Проводимая в стране акция по легализации имущества и денежных средств – это последняя возможность в преддверии всеобщего декларирования доходов и расходов легализовать имущество и деньги. Она позволит ввести в законный оборот имеющееся имущество и привлечет в экономику государства дополнительные средства.
Касательно совершенствования механизма взимания косвенных налогов предполагается замена налога на добавленную стоимость на налог с продаж, что значительно облегчит предпринимательскую деятельность.
Таким образом, сегодня бизнесу созданы все условия для честной и открытой работы. Теперь основная миссия органов госдоходов заключается не просто во взимании налоговых и таможенных платежей, а в формировании успешной бизнес-среды с тем, чтобы предпринимателям было легко и удобно платить налоги.