В истории независимости Казахской степи испокон веков огромную роль играли народные инструменты. Это призывный клич кернея, это грозный голос дауылпаза, это стремительные и воодушевляющие звуки домбры. Стихи народных акынов – искренние, пронизанные болью за судьбу народа, благодаря этим инструментам звучали особенно патриотично, оказывая огромное воздействие на людей и утверждая в сердцах любовь к Родине.
Во время праздничных концертов, посвященных Дню Независимости Казахстана, вновь звучали древние казахские инструменты. Например, в репертуаре фольклорно-этнографического ансамбля «Туран» Республиканского музея народных инструментов есть произведения, воскрешающие образы и события далеких героических времен. Наверняка прозвучали и стихи из богатырского эпоса XVII века «Камбар-батыр», подтверждающие особую значимость музыкальных инструментов в решающие моменты истории: «Девять всадников взяв с собой, / В боевую одевшись медь, / Он велел им в дудки дудеть, / Он велел в барабаны греметь… / Устремились войска, заиграл керней». Подобные строки есть в поэме «Алпамыс-батыр»: «Зазвучали керней и сырнай, / С жутким свистом ядра полетели…»
Древний легендарный керней служил сигнальным инструментом, созывая людей и на праздники, и на войну. Так, акын начала ХХ века Казангап Байбол пел: «Ты играй на свадьбе медный керней!» Наряду с кернеем в Казахской степи использовались и другие сигнальные военные инструменты. Известный этнограф XIX века Эйхгорн приводил в пример инструмент под названием «Уран», что в переводе с казахского языка означает «клич». Он издавал пронзительные, даже угрожающие звуки. В знаменитой поэме «Ер Таргын» упоминается еще один инструмент, имевший непосредственное отношение к военным действиям: «Это войско торгаутцев, их соседей – ойнаутцев. / Движется со звоном шин с барабанным боем». Шин – это и есть военный инструмент с резким вибрирующим звучанием.
А вот ударных существовало множество. Это и дауылпаз с деревянным корпусом, и шиндауыл с медным корпусом, и да́был с двойной мембраной, и дангыра. Но особое впечатление среди них производит, конечно, огромный барабан да́был. На него натягивалась кожа двух верблюдов, и в него били казахским саилом – огромной колотушкой, похожей на боевую палицу.
Все они, издавая грозные звуки, вдохновляли воинов на бой и устрашали противника. Но звучали в воинском стане и инструменты мирной жизни, как воспоминание о родных людях и доме. Выступая на фронтах Великой Отечественной войны, Ысхак Валиев играл на медном сыбызгы, а Даулет Мыктыбаев – на кыл-ко́бызе в ансамбле с гитарой и гармоникой. И в стародавние времени после военных событий певцы-сказители, жырши и жырау под аккомпанемент шертера, адырны, жетигена и, конечно же, кыл-ко́быза притчами-жоктау оплакивали погибших героев и прославляли подвиги батыров.
Изучая историю уникальных казахских инструментов, я написал стихи, которые, надеюсь, будут интересны читателю: «Урана рев на битву созывал батыров, / Кернея клич отвагой наполнял сердца. / И да́был громом устрашая, / Заставил трепетать врага. / А после битвы тетивою лука / Пропела славу павшим адырна. / И в утешенье женщин одиноких / Кыл-ко́быза заплакала струна...»