Пока же доля произведенной в Казахстане школьной формы мизерная – только 7%, притом что предприятий, которые могут отшивать образцы высокого качества, предостаточно. Конечно, для начала нужно собственные ткани научиться производить, но хотя бы частичное импортозамещение вполне реально. Пример со школьной формой привел на прошлой неделе в СЦК управляющий директор НПП «Атамекен» Евгений Больгерт, заявив о большом потенциале для отечественых предприятий. И даже сравнил этот рынок с объемами государственного оборонного заказа по пошиву обмундирования, что составляет 17–17,5 млрд тенге в год. Если продолжить системную работу хотя бы в этом направлении, предположил Е. Больгерт, то к 2020 году можно выйти на 50–60-процентное импортозамещение в таком чувствительном для населения сегменте, как школьная форма.
Сегодня в республике задействованы эффективные инструменты стимулирования импортозамещения, все больше работающих в нашей стране компаний отдают предпочтение конкурентоспособной казахстанской продукции. Глава государства уделяет особое внимание развитию обрабатывающей промышленности. При этом наши товаропроизводители находятся в условиях жесткой конкуренции как с производителями из дальнего зарубежья, так и с ближайшими предприятиями из ЕАЭС.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен», наверное, больше других заинтересована в эффективном и повсеместном импортозамещении. Ее работа в этом направлении основана на нескольких базовых принципах.
Прежде всего, это умное импортозамещение на основе детального анализа и расчетов целесообразности замещения того или иного товара в каждой отрасли. Импортозамещение рассматривается не как ограничение для зарубежных производителей, а как новые возможности для бизнеса в РК.
– Мы только приветствуем приход в Казахстан новых производителей, для них мы разрабатываем систему стимулирования для локализации производств с тем, чтобы выходить не только на рынок нашей страны, но и на единый рынок всего Таможенного союза, – говорит Е. Больгерт. – Наш подход в этом вопросе – отнюдь не вытеснение. В конкурентной борьбе при поддержке государства и палаты должен возникнуть эффект, когда, во-первых, появится доступ наших товаров к потребителям, будут устранены барьеры и, во-вторых, наши товары будут такого качества, что заказчикам не придется искать что-то за рубежом и тратиться на логистику.
Еще один принцип – это экспортоориентированное импортозамещение. Замещать импорт только для потребностей внутреннего рынка страны нерентабельно. Производимые в перспективе в республике товары должны иметь потенциал выхода на рынки других стран.
Работу по импортозамещению в НПП постарались максимально систематизировать. Для начала были выбраны десять наиболее важных для экономики отраслей: металлургия, машиностроение, химия, нефтехимия, производство стройматериалов и упаковки, пищевая промышленность.
– Мы сфокусировали анализ на закупках крупных нацкомпаний, недропользователей и госорганов, по итогам отобрали 150 товарных позиций, которые имеют наибольший импорт. Совокупный объем закупа по ним превысил 150 миллиардов тенге. Для малого и среднего бизнеса это показатель более чем интересный с точки зрения сбыта. Далее мы идентифицировали, кто является конечным потребителем этих товаров – их более 6,5 тысячи. И организовали в рамках НПП постоянно действующую площадку, где еженедельно проводим «стыковочные» встречи в формате be to be с приглашением заказчиков и отечественных товаропроизводителей. Как оказалось, почти по сотне позиций таковые имеются, но они испытывают сложности со сбытом или недозагружены. Чтобы наладить прямую работу между крупными заказчиками и нашими производителями, мы провели встречи уже по 15 товарным позициям. И системно будем идти дальше, налаживать кооперацию внутри Казахстана, – описал схему работы топ-менеджер «Атамекена».
Учитывая, что для производителей должен быть стимул стремиться к импортозамещению, в палате решили этот критерий рассматривать как перспективный и предоставлять под это дело существующие меры господдержки, такие же, как, например, используются по отношению к экспортоориентированности или производительности труда.
Разработанные НПП региональные карты развития предпринимательства позволяют принять обоснованное инвестиционное решение. Из 150 отобранных товарных позиций 50 попросту отстутствуют в РК, но 85% из них имеют перспективы. Так вот, все меры поддержки – инвестиционные контракты, расположение предприятий на территории СЭЗ, рассмотрение проектов в рамках ГЧП – могут эффективно и успешно применяться в отношении проектов, направленных на замещение импорта.
Если говорить о конкретных отраслях, то, к примеру, в стройиндустрии импорт планомерно снижается благодаря системной работе крупных застройщиков с местными производителями. По данным НПП, 74% используемых сегодня стройматериалов – казахстанского производства.
Машиностроение – одна из высокотехнологичных отраслей, которая сегодня потребляет 44% импорта. Ведется работа с крупными автосборочными производствами на предмет увеличения локализации, есть определенные планы планомерно снижать импорт по комплектующим, которые производятся в РК.
В легкой промышленности краеугольным камнем является субсидирование арендных площадей в торговых центрах с тем, чтобы снизить затраты производителей на продвижение своей продукции. Соответствующие меры поддержки предприятий, участвующих в импортозамещении, в НПП формулируют и планируют обсуждать с отраслевым Министерством по инвестициям и развитию.
– Импортозамещение может быть краткосрочным, когда мы говорим о замещении готовых товаров, которые у нас производятся независимо от того, имеем ли мы сырье или нет, и долгосрочным, при котором не всегда удается найти производителей в Казахстане. В этом случае мы ведем работу с зарубежными поставщиками на предмет того, чтобы комплектующие из нашей страны входили в цепочку добавленной стоимости. То есть мы не получаем локализацию, но позволяем нашем товару участвовать в цепочке, – пояснил Е. Больгерт. – Да, пока у нас не будет собственных тканей, серьезного прогресса в производстве собственной продукции легкой промышленности мы не достигнем. Но у нас есть потенциал для увеличения доли казахстанского содержания: пусть эта продукция в том числе из импортного сырья, но с использованием нашей фурнитуры и рабочей силы.
Подчас заказчики даже не знают, что тот или иной необходимый товар уже производится в Казахстане и, не получив необходимую информацию, принимают решение работать с зарубежным поставщиком. Нужно усиливать компетенции казахстанских производителей в продажах – то, на чем они экономят, но в итоге проигрывают в конкурентной борьбе, резюмировал Е. Больгерт, подчеркнув, что сам давно старается приобретать продукты первой необходимости отечественного производства, благо таковые сегодня имеются во всех магазинах шаговой доступности.