В Актобе проходят учебно-тренировочные полеты курсантов ВИСВО

На учебном аэродроме «Хлебодаровка» Военного института Сил воздушной обороны проходят учебно-тренировочные полеты курсантов. Кто-то из них поднимается в небо впервые, а кто-то – готов сдать главный экзамен и самостоятельно управлять в небе боевой машиной, сообщает пресс-служба ВИСВО.

«Отлично» на земле – «Хорошо» в небе

24 курсанта Военного института Сил воздушной обороны готовы подняться в воздух. Весь учебный год они постигают тонкости теории, сдают экзамены, проходят врачебно-летную комиссию, все ради одной цели – получить допуск к полетам. Практика на факультете армейской авиации начинается в конце мая и продолжается целое лето. На учебном аэродроме «Хлебодаровка» готовят пилотов вертолетов Ми-8.

В программу подготовки входят вывозные полеты с инструктором, выполнение упражнений на висение, полеты по кругу, в зону и по маршруту. 12 курсантов выпускного курса уже готовятся сдать экзамены. Им не терпится приступить к самостоятельным полетам. С белой завистью на них смотрят младшие товарищи. Курсанты второго курса только приступили к вывозным полетам. В кабине вертолета им доверяют управлять лишь отдельными элементами боевой машины.

«Прежде, чем сесть за ручку управления вертолетом, обучаемые проходят курс наземной подготовки, где сначала сдают теоретическую часть, затем на тренажном вертолете демонстрируют летчику-инструктору готовность подняться в небо. Здесь до автоматизма отрабатываются все элементы действий в воздухе, а также в возможных экстремальных ситуациях: при особых действиях в полете и при вынужденном покидании вертолета. Лишь после этого – добро пожаловать на борт», - рассказывает заместитель командира авиационной эскадрильи учебного центра Военного института Сил воздушной обороны майор Вадим Чубачук. 

По его словам, в небе мелочей не бывает. Как только вертолет поднялся в воздух – все очень серьезно. Поэтому у пилотов есть выражение: небо отнимает один балл. Если на земле сдал экзамен на «Отлично», то в небе твердое «Хорошо».

Принимаю управление на себя

Как управлять вертолётом, можно было спросить у опытного пилота, но гораздо интереснее поговорить об этом с курсантом. Бауржан Сабырбаев - без пяти минут офицер. На его счету более пятидесяти часов налета, двадцать из них – вывозные полеты с инструктором и тридцать – самостоятельных. Бауржан признается, что уже уверенно чувствует себя в небе, тем более, что путь к нему был долгим и трудным. После 9 класса юноша поступил в карагандинскую специализированную школу, и только после нее - в Военный институт Сил Воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова.

«О небе я грезил с детства, - поделился сам Бауржан, - много читал о летчиках, смотрел фильмы, усиленно учил физику и математику, зная, что именно они важны при поступлении. Моим первым наставником был отец, сейчас он полковник запаса».

Вертолету Ми-8, на котором учатся летать курсанты факультета армейской авиации, подходит термин «рабочая лошадка современной авиации». Именно он стал базой для многих модификаций современных вертолетов. Данная модификация – логическое завершение перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. На нем установлены современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Ми-8 является наиболее распространенным в мире транспортным вертолетом. Полезная нагрузка – до 24 пассажиров, либо 12 носилок с сопровождающими, либо 4000 килограмм иного груза. Дальность полета - 950 километров при максимальной скорости 250 километров в час при максимальной высоте 5000 метров. Он же является мировым рекордсменом по количеству модификаций, которых насчитывается более сотни.

В кабине «рабочей лошадки» множество рычагов и кнопок, каждая из них несет важную функцию.

«Ручка управления определяет циклический шаг несущего винта, - начинает свой рассказ курсант Бауржан Сабырбаев, - с ее помощью пилот управляет вертолетом по крену и тангажу. Во время выполнения упражнения на висение, работа с ручкой управления напоминает балансирование на острие ножа. Каждое малейшее действие требует корректировки с другими органами управления. К примеру, чтобы увеличить скорость, нужно отдать ручку от себя, наклоняя машину вперед, при этом вертикальная составляющая в векторе тяги винта уменьшается и приходится увеличивать общий шаг (угол атаки лопастей), чтобы не потерять высоту».

20 часов, решающих судьбу

Настоящими летчиками не рождаются, ими становятся в результате упорных занятий и тренировок. Но самые важные в жизни будущего летчика - 20 часов вывозных полетов с инструктором. Именно они определяют, дано ли курсанту самостоятельно поднимать в небо боевую машину.

«Первое, чему мы учим – это распределение внимания. Садясь за ручку управления, пилот должен держать в голове множество параметров. Один из важнейших навыков управления вертолетом – правильный выбор направления взгляда. Курсантов учат взлетать и садиться, глядя на землю на расстоянии 5-15 метров перед собой. Это простая геометрия. Если смотреть дальше, то можно не заметить значительных колебаний высоты», - пояснил начальник учебно-авиационного центра Военного института Сил воздушной обороны подполковник Нурбол Салимбаев.

По словам опытного летчика, доверяют управление вертолетом курсанту постепенно. Сначала только ручку управления, затем только шаг, потом педали. В это время летчик-инструктор находится в кабине с обучаемым, и в любой момент готов исправить оплошность. После каждого подъема в воздух – разбор полетов. Инструктор указывает на ошибки, дает рекомендации по их устранению и снова наблюдает за курсантом. Обычно в течение 20 летных часов уже понятно, усвоил ли курсант программу, может ли он поднять и посадить машину самостоятельно. Если одни и те же ошибки повторяются систематически, то курсанта рекомендуют перевести на другой, наземный, факультет.

«Таких случаев за мою практику было два, - продолжает рассказ подполковник Нурбол Салимбаев, - в обоих случаях с курсантами долго беседовали, предоставляли дополнительные часы вывозных полетов, но в итоге комиссия пришла к выводу об их непригодности. По решению начальника института курсанты были переведены на другие факультеты. Небо ошибок не прощает. Только усвоившие на «отлично» теоретическую базу и практические навыки курсанты допускаются к самостоятельным полетам».

Из двадцати четырех курсантов 2-го и 4-го курсов ни один не «завалил» главный экзамен года. Все обучаемые сдали летную практику на «хорошо» и «отлично», отметили в пресс-службе Военного института Сил воздушной обороны.

Популярное

Все
Казахстанскому индексу научного цитирования быть!
Как теперь будут изучать языки в школах, разъяснил глава Минпросвещения РК
ОСИ: не верь, не бойся, не проси?
О новшествах в новом учебном году рассказали профильные министерства
За сорок лет школа в селе Достык ни разу капитально не ремонтировалась
Мужчину изрезали ножом на автовокзале в Жетысуской области
Сокровища курганов Сарыарки
Об имантауских петуниях узнала вся страна. Как сельский бизнес стал историей успеха
В столице Казахстана прошло самое престижное соревнование по триатлону серии IRONMAN («Железный человек»)
Историки, вооруженные лопатой
Казахстан занял первое место на чемпионате Азии по спидкубингу
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 16 августа
Атмосфера здесь нездоровая
Место особое, правила те же
На пути к большому успеху
«Реал» вновь сильнейший
Нужен индекс цен
Осколки бесправия
Список погибших во время январских событий опубликовала Генпрокуратура РК
Серость и сырость
Опубликован список обладателей образовательных грантов
Тела женщины с детьми нашли в квартире в Алматы: о страшных криках рассказали соседи
МВД начал рассылать казахстанцам SMS с предупреждениями
Пропавшая в Костанайской области 5-летняя девочка найдена мертвой
Как поддержать хлеборобов и спасти нынешний урожай пшеницы, ячменя и семян подсолнечника от возможного критического снижения цен на внешних рынках, обсудили в столице участники заседания «круглого стола», организованного Зерновым союзом РК
На рассылку о новом локдауне с 1 сентября ответили в Минздраве
Стало известно, когда опубликуют список обладателей образовательных грантов
Убившей свою мать актюбинской школьнице вынесли приговор
Землетрясение зафиксировано в Алматинской области
Лесники попали в категорию самых низкооплачиваемых профессий
Молния ударила в самолет Air Astana
Истории от прокурора: о судебных ошибках, коррупции и Новом Казахстане
Минэнерго предупредило казахстанцев о вирусной рекламе в соцсетях
И ТЭЦ готовы даром передать
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 10 августа
Прежде чем выносить обвинительный приговор, не мешало бы и в зеркало взглянуть
В Северо-Казахстанской области назначена дата начала уборочной страды
Правда ли Акколь такой умный, как о нем рассказывают?
Тайна письма Абая
Прочитай книгу, получи ягненка
Восемь земельных участков Храпунова в Восточном Казахстане будут конфискованы
Учебный год планируется продлить на две недели в Казахстане
Вопрос о своей отставке после критики Токаева прокомментировал министр экологии
Мужчина с ножом напал на женщину в Алматы
Крупнейший оптовый рынок Алматы вернут государству
Нашумевшее видео с "женой прокурора" прокомментировали в полиции Шымкента
Убил знакомого из-за сообщения в WhatsApp житель Нур-Султана
Динара Садуакасова отказалась участвовать в шахматной олимпиаде
"Квартет" юных разбойников с ножом избивал и грабил прохожих в Алматы
Тела многодетных супругов нашли в запертой квартире в Атырау
Изнасилование 11-летнего мальчика расследуют в Алматы
Рассылку об отмене поездов из-за коронавируса прокомментировали в КТЖ
Закутанного в целлофан мужчину обнаружили во дворе дома в Экибастузе
Следы обитания древних людей ищут в Казахстане ученые-археологи
Цифровое пространство в Казахстане изменится в ближайшее время
Льготное дизтопливо для уборки урожая перепродавали предприниматели в Казахстане
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 22 июля
Какие ковид-ограничения при переходе в "желтую" зону могут ввести в Нур-Султане
В каком случае введут локдаун в Казахстане, рассказали в Минздраве
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 6 августа

Читайте также

Статьи
Любовь к поэзии живет
Статьи
Казахстанскому индексу научного цитирования быть!
Статьи
Осколки бесправия
Статьи
Атмосфера здесь нездоровая

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]