Но велорикш в Бангкоке я не встретила, это, оказывается, вымирающий вид транспорта. В центре города им запрещено ездить, как пояснили сведущие люди, с середины 1960-х, поскольку они не соответствуют современному имиджу города. А вот на окраинах тайского мегаполиса еще можно повстречать эти пережитки прошлого. Но ехать в одиночку в отдаленные районы незнакомого города не рискнула. Однако местный житель, с которым удалось пообщаться на автобусной остановке, с удовольствием рассказал, что есть велорикши с корзиной, точнее, сиденьем для пассажира, установленным сзади. А впереди – руль с колесом и водителем. Есть и такие, где водитель может педали крутить позади пассажирской корзинки. «Это мой самый любимый вариант», – добавил Винай, как назвал себя мой случайный знакомый.
В Бангкоке, как выяснилось, за велорикшами, как экзотическим приключением, гоняются в основном как раз туристы. И я их понимаю: незнакомая страна, присущий ей колорит и велорикши, вызванные к жизни самой историей, всегда интересны именно своей неповторимостью. Винай, знающий английский язык, говорит, что это стало бы для него хорошим бизнесом, но раз велорикши запрещены в центре Бангкока, то закон надо уважать. Да и велодорожек нет, самому же вклиниваться в плотный автомобильный поток опасно, заключил словоохотливый Винай.
Обидно, досадно, ну ладно, прокачусь с велорикшей у нас, в Алматы, успокаивала сама себя. Тем более что нашим велорикшам разрешено курсировать как раз в центре города. А именно по историческим местам, культурным объектам и памятникам, интересным местам отдыха, в том числе в парке Первого Президента и Центральном парке культуры и отдыха. Причем в это летнее развлечение для туристов вовлечены даже девушки-велорикши.
В отличие от перегруженного Бангкока Алматы имеет все возможности развивать и популяризировать велосипед как альтернативный вид транспорта. В центре города уже построены специальная велодорожка от Центрального стадиона до проспекта Достык; велотрек в районе улиц Байсеитовой и Курмангазы. Есть многоцелевой велодром с кольцевой дорожкой 1 200 метров; трасса для байкер-кросса и ВМХ. А для малышей открыто велосипедное кольцо на пересечении Курмангазы и Панфилова. В планах – велодорожки на других городских проспектах, а также в парке «Детский» в Турксибском районе.
Несомненно, полезнее и выгоднее для здоровья крутить педали самому. Тем более что в Алматы заработала система автоматизированного велопроката AlmatyBike. Это стало прекрасным подарком в Год 1000-летия города. Уже запустили 50 станций на 270 велосипедов. В следующем году их число вырастет до 2 500 единиц.
И еще несколько слов о велорикшах, которых выпустили на улицы Алматы. Хотелось бы пожелать светлого будущего этому трехколесному бизнесу, рассчитанному на туристов, как это практикуется в крупных городах мира. И конечно, чтобы за ними гонялись как за экзотикой.