– У меня несколько образований, но только в кино я по-настоящему нашла себя, – рассказывает Анна. – Это произошло не сразу. Я училась в начальной школе, когда наша семья переехала из Москвы в Германию. И шесть классов из десяти я оканчивала там. Много читала, последние три года в школе специализировалась на немецкой и французской литературе, а сразу после школы уехала во Францию.
Мне, наверное, повезло: меня всю жизнь сопровождает чувство, что я не работаю, а просто живу той жизнью, которая мне нравится. Ну посудите сами: тебе всего 18 лет, и ты попадаешь в Париж, учишься в Сорбонне, параллельно посещаешь факультет истории искусств при Лувре! Мне казалось, что друзья, которые остались в Германии изучать математику, физику, медицину, – серьезно учатся, а я бездельничаю.
В Париже так много всего связано с искусством и, конечно же, с кино. Кстати, по-настоящему смотреть кино я начала именно там. Это, наверное, единственное место в мире, где до сих пор выстраиваются очереди в кинотеатры. Любовь к походам в кино воспитывается у французов с детства. Кино – это модно, это интересно, любая премьера уже на следующий день всюду обсуждается.
Иностранные картины во Франции не дублируются – они идут с субтитрами. Мне нравится французский язык, я с детства говорю на нем, но мне важно слышать оригинальный язык фильма. А вот в Германии, например, все фильмы дублируются. В России и в Казахстане, чтобы привлечь зрителей, – тоже.
Обучаясь на факультете французской филологии, я понимала, что литература – это не профессия. А поскольку частью моего общего литературного образования был специальный курс по сценарному мастерству и меня в те годы интересовало телевидение, новостные и политические программы, я пошла учиться этому более подробно: поступила в магистратуру по специальности «журналист и продюсер телевидения».
Получив соответствующий диплом в 2000 году, уехала работать в Нью-Йорк, и это тоже было замечательно. Я считаю, что любой молодой человек, получивший специальность, связанную с телевидением или кино, должен попробовать себя в Америке.
К этому времени кроме русского, немецкого и французского я знала и английский язык, поэтому найти работу оказалось несложно. Поработав несколько лет телепродюсером и получив бесценный опыт по организации съемок и работы с людьми, поняла, что хочу заниматься кино, а не телевидением. Кино, где всегда новые проекты, истории, ситуации, люди, тянуло к себе как магнит.
В Париже я смотрела много современного кино, а киноклассику – по два-три фильма в день, пересмотрела вечерами в Нью-Йорке. Мне снова повезло: прямо около моего дома оказалась уникальная лавка с фильмами со всего мира. Продолжая работать на телевидении, параллельно работала исполнительным продюсером в кино. А чтобы овладеть техническими и практическими навыками, поступила в Нью-Йоркскую киноакадемию.
Моим первым продюсерским опытом стала картина «Перестройка» Славы Цукермана, американского режиссера, автора культового фильма «Жидкое небо». В сценарии «Перестройки» действие разворачивалось в России. И вот в 2006-м мы приехали в Москву снимать картину с участием американских актеров на английском языке.
До этого, участвуя во многих проектах, я перепробовала, кроме исполнительного продюсирования, наверное, и все другие киношные профессии – менеджера по локациям, второго режиссера, ассистента по актерам, монтажера...
– Откуда такая основательность?
– Когда я приехала в Москву, там снималось очень много фильмов людьми, мало имеющими отношения к кино. В те годы многим казалось, что любой может снимать. Но продюсирование, хотя этому необязательно учиться с точки зрения получения академического образования, – основательная профессия. Важен опыт – профессиональный и просто человеческий. Все, что я в жизни делала, – поездки в разные страны, знакомство с разными культурами, походы в кино, на концерты и в музеи – все это прививало вкус и давало бесценный опыт и связи, а пять лет жизни в Нью-Йорке стали серьезной практикой перед приходом в кино. И конечно, важную роль сыграл уникальный Европейский курс повышения квалификации EAVE (European Audiovisual Entrepreneurs), который я прошла, уже работая независимым продюсером, и который помог мне найти свое место в европейкой киноиндустрии.
– А как произошло знакомство с нами, казахстанцами?
– Мне исключительно повезло с одной встречей: на Берлинском кинофестивале я познакомилась и подружилась с продюсером Алией Увальжановой. Благодаря ей я узнала эту страну, мне она понравилась. Казахстанское гостеприимство, горы, которые я так люблю, климат, чудесный город Алматы, где у меня появилось много друзей! И, конечно, интересно было узнать, что происходит в кино. Мне кажется, в современном Казахстане, где бок о бок сосуществуют идеи тенгрианства, ислама и православия, где сильна культурная память Советского Союза и при этом преобладает дух номадизма и свободолюбия, где большинство людей от рождения двуязычны и мультикультурны, рождаются уникальные таланты.
– Ну а как вы вышли друг на друга – продюсер и режиссер «Уроков гармонии»?
– Еще в 2008 году я начала сотрудничать с киностудией «Казахфильм», позднее выступила одним из продюсеров картины «Мын бала». Уже через полгода знакомства с Казахстаном я считала, что здесь есть огромный кинопотенциал. Мне захотелось работать с местными режиссерами, и я предложила «Казахфильму» сделать кинофорум, где на публичном питчинге молодые кинематографисты могли бы представить свои проекты.
Летом 2011 года я благодаря объявленному киностудией конкурсу познакомилась, кажется, со всеми молодыми, которые хотели делать кино. Я прочитала все заявки (их было около ста) и посмотрела все присланные короткометражные картины, со многими встретилась лично, для меня это было важно. Чтобы оценить потенциал режиссера-дебютанта, не так важен предлагаемый сценарий, как фильмы, которые режиссер снимал до этого. Сегодня, к счастью, можно даже бесплатно снять любое кино, в том числе и на мобильный телефон – и по нему будет понятно, на что режиссер способен. Те восемь человек, которых удалось отобрать после просмотра огромного количества материалов, сегодня составляют ту самую «новую волну», которая считается надеждой казахского кино. Это Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Серик Абишев...
Поскольку мы поставили цель добиться именно большого международного успеха, то судить восьмерку лучших проектов я пригласила 30 наиболее ярких представителей европейской киноиндустрии – хорошо знакомых мне продюсеров, представителей кинофондов и телеканалов, отборщиков кинофестивалей. В результате прямого голосования победил проект «Уроки гармонии».
– Все кинокритики отмечают, что подбор актеров был очень удачным. Как проходил кастинг?
– Для меня было очень важно обеспечить режиссера временем, чтобы он мог хорошо поработать и подготовить актеров. Чтобы найти мальчика, сыгравшего главную роль, две девушки-ассистентки ездили по всем школам и детдомам Алматы и области. Фото Тимура они привезли в один из первых дней. И хотя у нас сразу сложилось ощущение, что он именно тот, кого мы искали, решили продолжить поиски – собрали несколько сотен фотографий и все равно вернулись к Тимуру.
– Чем же этот мальчик привлек внимание?
– Существует понимание, чего мы хотим достичь нашим фильмом, каким должны быть герой и атмосфера, в которой он живет. В Тимуре все это было: во взгляде, в выражении лица, в пластике – страх, угловатость, некий аутизм и в поведении, и в манерах. В процессе кинопроб стало видно, что Тимура любит камера, свет. То есть для меня он идентифицировался с нашим героем, который может пропустить через себя и понять достаточно тяжелую историю. Очень многое из того, что Тимур играл, ему подсказывал его жизненный опыт – он ведь воспитанник детского дома. Потому, наверное, он и смог передать задуманное с таким надрывом и в то же время – с естественным спокойствием. Я уверена, что никто другой не смог бы так точно создать такой образ. А благодаря именно этому актеру все сложилось в очень точную мозаику.
– А как складывался бюджет «Уроков гармонии»?
– Основную часть финансирования взяла на себя киностудия «Казахфильм». А потом мы получили финансовую поддержку в Европе – это дало возможность сделать полноценный монтажно-тонировочный процесс в Германии. Мы получили поддержку от Всемирного фонда кино при Берлинском фестивале и от французского национального фонда кино CNC. На фестивале в Сараево мы показали первые ролики фильма и выиграли главный денежный приз – возможность сотрудничества с немецкой компанией Post Republic.
Бюджет среднего фильма в Европе составляет 2–3, а то и 10–15 миллионов долларов. У нас же он не достиг и миллиона, но в Казахстане можно снять достойное кино и на такие деньги.
– Расскажите о дальнейшей судьбе картины...
– В кинематографе многое зависит от правильной работы с картиной. Важная часть моей профессии – понимать, как это нужно делать, чувствовать, какие площадки нужны для ее продвижения, какие партнеры, какие источники финансирования. В этом плане каждый проект – это как отдельная головоломка.
Пока шла работа над написанием сценария «Уроков гармонии», у меня появились договоренности с европейскими партнерами, которым, в случае если она получится, было интересно выпустить «Уроки гармонии» на экраны. Другой вопрос, Эмир Байгазин – режиссер-дебютант. Очень сложно продвигать, когда картина – первая, со второй или третьей – намного проще.
– С 22 марта «Уроки гармонии» идут во французском прокате. К какой же фишке вы прибегли, чтобы заинтересовать прокатчиков?
– С «Уроками гармонии» мы с самого начала хотели участвовать в большом фестивале. Это очень важно: когда фильм попадает в основную программу фестиваля класса «А», он, естественно, получает уникальную возможность быть узнанным во всем мире. А если это еще и открытие новой страны и нового режиссера, то интерес только растет.
Мне, как продюсеру, начиная проект, необходимо верить в его успешную судьбу. Именно поэтому я очень тщательно их отбираю. С самого начала важно понимать, какие творческие кадры, помимо режиссера, нужны этой картине. Например, на уровне написания сценария можно привлечь специалиста, чтобы получить наилучший результат. То же самое и монтаж – очень важный процесс в работе над фильмом, который может все поменять.
– Вы производите впечатление уверенного в себе, позитивного человека.
– Спасибо! Когда все хорошо складывается, я не вижу поводов быть другой: я делаю то, что мне нравится, окружена людьми, которых считаю своими единомышленниками. Только что закончила новый проект «Приключение» с Нариманом Туребаевым. Надеюсь, его ждет прекрасная международная судьба. И параллельно развиваю несколько совсем новых проектов, тоже связанных с Казахстаном.
– Как женщина, вы, конечно, тоже счастливы?
– Абсолютно!
– И это связано с тем, что вы связали свою судьбу с казахстанским оператором Азизом Жамбакиевым?
– Да! С Казахстаном меня многое связывает, мне здесь очень нравится.
– Когда вы все успеваете?
– Я уже говорила, что воспринимаю кино не как работу, а как образ жизни. И я не могу разделить личные интересы и профессиональные. И это гармоничное ощущение придает, а не отнимает энергию. Совсем недавно я родила сына, ему еще и года нет, но материнство не помешало мне уже в нынешнем году закончить два проекта.
Сейчас мы с семьей в Петербурге. Здесь проходят съемки российско-немецкого проекта «Синдром Петрушки». Историю об отношениях между мужчиной и женщиной в современном мире снимает российско-швейцарский режиссер Елена Хазанова. Оператор-постановщик картины Азиз Жамбакиев. Я выступаю как один из продюсеров с российской и с немецкой стороны. В главных ролях снимаются Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, находиться с ними на одной съемочной площадке – праздник. Я верю в успех этого проекта, и моя задача как продюсера – доверять режиссеру, оператору-постановщику, всей творческой группе. Недавно к нам на съемочную площадку приезжала Дина Рубина, автор книги, по которой снимается «Синдром Петрушки». Мы как раз обсуждали, что писатель – это «единоличник», а кино, к сожалению или к счастью, – коллективный процесс, который могут делать только единомышленники.
…Пока мы беседовали, Анне пришло письмо от французских прокатчиков «Уроков гармонии». Они написали, что после пяти недель проката они намереваются и дальше показывать картину незнакомого им казахстанского режиссера.
– Конечно, в смысле посещаемости – это не заоблачные цифры! Но это первый казахстанский фильм, который получает такие отзывы во Франции, – с удовлетворением заметила Анна.
Галия ШИМЫРБАЕВА,
shimirbaeva@kazpravda.kz