
Впервые за много лет местным жителям представилась возможность увидеть полотна не только таразских художников, но и мастеров кисти из других регионов. В экспозиции представлено около 120 работ 39 членов Союза художников Казахстана из Алматы, Туркестана, Шымкента, Павлодара, Уральска, Караганды и Тараза. Их основная тема – становление и развитие страны в средние века и советскую эпоху, культура и традиции казахского народа. На полотнах можно увидеть аул, национальную игру кокпар, засыхающий Арал, кипчакских красавиц, сакскую царицу, декабрьские события 1986 года…
Каждая картина подобно отдельной странице истории рассказывает о жизни и быте народа, о том или ином событии, предшествовавшем обретению государственной независимости, или личности, внесшей в развитие культуры казахского народа либо сыгравшей немалую роль в достижении многовековой мечты жителей Великой степи. Авторы попытались передать их значимость в визуальных образах.
Взять хотя бы «Той в Туркестане» Араншы Шаржанова. Перед глазами зрителей возникает празднество на фоне известного на весь мир мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи. Памятник истории является святыней в мусульманском мире и имеет важное значение в жизни казахов. Автор показывает разницу между короткой жизнью и вечностью в соразмерности изображаемых объектов.
Вместе с тем многим запомнилась картина Дастана Оразаханова «Көне Тараз шаһары», которую отличает высокая степень детализации. При более близком рассмотрении видна кропотливая и тонкая работа кистью. Импонирует, как точно он сумел передать солнечный свет и блики, благодаря чему картина «ожила». Полотно «Тамерлан» Умирбека Жубаниязова запомнилось насыщенными красками, большими размерами, а также величественным образом правителя. Мухамет-Умар Паншаев продолжает работать в своей традиционной манере. Его стиль узнаваем и служит некой визитной карточкой. Картина таразского мастера кисти «Путник» демонстрирует некоторую унылость жизни странника и его нелегкие дни в дороге. В помощь созданным образам выступает цветовая палитра. Не оставляет равнодушным «Бозторғай» Умирбека Жубаниязова. Надолго врезаются в память изображенные им древние памятники на фоне современных заводов. Но главное здесь – жизнь, переданная через образ птицы. Надо сказать, что бренность бытия очень удачно подчеркивает выбранная автором картины цветовая гамма.
Что касается портретов, то в экспозиции представлены образы музыканта и композитора Курмангазы, мыслителя и просветителя Абая, поэта Мукагали Макатаева, написанные Жумакыном Кайрамбаевым, а также народного акына Умбетали, которого изобразил Токкожа Кожагулов. С других холстов на зрителей смотрят легендарный полководец Великой Отечественной войны Бауыржан Момышулы, великие композиторы и музыканты Шамши Калдаяков и Нургиса Тлендиев. Их портреты написал другой художник – Зульхайнар Кожамкулов.
Вместе с тем очень привлекательны своими несколько абстрактными образами и контрастными и чистыми цветами работы Абдуахата Муратбаева «Тұмар», «Золотой сундук бабушки» и «Музыка кобыза».
– Особенность экспозиции заключается в том, что в ней собрано немало работ с батальными сценами, – отметила заведующая выставочным залом Балнур Райкулова. – К примеру, работу Сейдрахмана Азизова «Таласская битва» отличают сложная композиция, масштабность и, самое главное, многофигурность. Видно, что над ее созданием автору пришлось потрудиться не один день.
Вместе с тем интересна картина «Жекпе жек» Каната Муратаева. Художник изобразил, как воины проверяют снаряжение, настраиваются эмоционально на встречу с врагом. Живописцу удалось четко передать настроение батыров накануне сражения. В своей работе «Тәуелсіз елдің тарихы» Дауренбек Бекназаров показал, что путь к свободе и независимости тернист и труден.
Любители искусства по достоинству оценили как открывшуюся выставку, так и новое здание выставочного зала, построенное к 80-летию Жамбылской области. По словам посетителей, представленные на суд зрителей работы действительно впечатляют. Они вызывают очень хорошие эмоции, а в памяти остаются яркие и запоминающиеся образы.