Фото с сайта 7sunews.kz
Комитет науки Министерства образования и науки РК распространил сообщение, в котором прокомментировал выделение сотен миллионов тенге на гранты по проекту "Стимулирование продуктивных инноваций" (ПСПИ).
Kazpravda.kz приводит полный текст информационного материала.
Начиная с 2016 года в Казахстане реализуется проект ПСПИ. Это совместный проект Правительства Казахстана и Всемирного банка. Его цель – способствовать рыночному продвижению инновационных проектов и технологических стартапов, а также стимулировать участие в них бизнеса. Основная задача ПСПИ – это развитие экосистемы взаимовыгодного сотрудничества науки и бизнеса.
ПСПИ МОН РК в течение года проводит ряд конкурсов. После тщательного отбора победители получают гранты на развитие своих проектов. Основное условие – наличие софинансирования и заказов бизнес-участников. Отбор и мониторинг проектов проводит Международный совет по науке и коммерциализации, в который вошли авторитетные иностранные и казахстанские эксперты.
В числе отобранных проектов ряд структур, которые вызывают вопросы у общественности и о содержании которых сложились ошибочные представления, мифы и заблуждения. Ниже мы попытаемся развеять некоторые мифы и разъяснить выбор этих проектов для присуждения грантов.
Заблуждение 1: ПСПИ выделил грант в размере 230 млн тенге на разработку проекта "Бесплатный сайт по поиску врачей". На сайте OLX существует аналогичная программа стоимостью 3 млн тенге. Во-первых, сумма гранта значительно ниже – всего 150 млн тенге. Во-вторых, указанная цена на сайте OLX не является вполне рыночной стоимостью продукта. В данный момент эта сумма отражает стоимость "предложения", по которой готовы продать проект в текущем его состоянии. Программное обеспечение "Сервис подбора врачей в Казахстане Dodoc.kz", предлагаемое на OLX, нуждается в существенной доработке и не позволяет масштабировать его в нужной степени ввиду ограниченности заложенной архитектуры программы при увеличении количества пользователей.
В то время как сумма гранта – это размер бюджета для проведения всех необходимых мероприятий по доработке программы, продвижению продукта, интеграции с инфраструктурой и т.д.
Другими словами, в случае покупки приложения на OLX для запуска полноценного приложения потенциальный покупатель должен вложить солидную сумму для развития продукта: 1) оплата работы программистов и других смежных специалистов на период доработки ПО и поддержки проекта, 2) покупка нескольких серверов и оборудования для колл-центра, 3) расходы по организации работы колл-центра, 4) техническая поддержка ПО, сайта и серверов, 5) работа филиальной сети в городах Казахстана, 6) расходы на рекламу и т.д. Все это в итоге приведет к суммарным затратам, соответствующим смете расходов проекта "Бесплатный сайт по поиску врачей".
В 2017 году этот претендующий на грант проект завоевал третье место на чемпионате мобильных приложений "N-factorial Challenge Astana" среди 120 участников и претендовал на поездку в Силиконовую долину США.
Известно, что IT-сектор в Казахстане нуждается в поддержке и защите, а в частности, от конкуренции со стороны российских разработчиков.
Заблуждение 2: ПСПИ выделил грант в размере 230 млн тенге для проекта "Автоматизация учебного процесса". В чем состоит актуальность проекта, ведь существуют готовые продукты типа "e-learning" и "күнделік"? И снова здесь искажение суммы гранта. На самом деле на проект было выделено не более 180 млн тенге.
Проект "Автоматизация учебного процесса" часто сравнивают с системами "e-learning", "күнделік", "bilimal" и "edupage", которые созданы для средних школ. Однако грантовый проект направлен на автоматизацию учебного процесса в вузах и в учреждениях среднего профессионального образования (колледжи, училища). На данный момент в Казахстане не существует единой системы автоматизации в вузах (в некоторых вузах имеется собственная система). В рамках данного проекта будет создана платформа с возможностью интегрирования с любой системой автоматизации учебного процесса.
Система разрабатывается по передовым технологиям программирования, к примеру, она не ограничена по количеству пользователей. Также в данной платформе будет значительно расширен функционал по сравнению с зарубежными аналогами (введение электронного студенческого билета, возможность поиска места стажировки и т.д.). Кроме того, приобретение готового продукта значительно снижает для заказчика риски при его эксплуатации.
Заблуждение 3: ПСПИ выделил грант на разработку "Аналитической платформы PANDORA". В чем актуальность, ведь в Казахстане уже существует действующий информационно-аналитический портал "Центр мониторинга и экспертизы рынка" при НПП и "Информационно-аналитический центр" при МОН РК? Проект PANDORA направлен на улучшение городских процессов на базе единой аналитической платформы, интегрирующей существующие базы данных по городу Астане с применением передовых технологий в области обработки "больших данных". Тогда как упомянутый "Центр мониторинга и экспертизы рынка" и портал МОН РК имеют узконаправленный характер и, к примеру, не позволяют рассчитывать корреляции между разными событиями (вспышки гриппа, погода, пробки, преступность) и не являются полными аналогами PANDORA, которая может производить сбор и анализ данных одновременно с разных систем: МВД, МЧС, МЗ и других городских служб.
Проект ориентируется на предоставление таких IT-услуг, как визуализация, мониторинг, анализ больших данных и прогнозирование процессов.
В качестве софинансирования предполагалось привлечение частных средств в размере 180 млн тенге. Однако в связи с несвоевременным внесением частных средств данный проект уже отклонен.
Заблуждение 4: Грантовый проект "Производство активированного угля и масла из фруктовых косточек" имеет одноименный аналог, реализованный в Узбекистане еще в 1985 году. Исследовательские работы по получению активированного угля и косточкового масла из фруктовых косточек проводятся в мире с 1960-х годов. Данной проблематикой в постсоветском пространстве занимались ученые стран Средней Азии и Закавказья. Но результаты работ никогда не доходили до внедрения в массовое производство, так же как и в Узбекистане.
Основанием для рассмотрения такого проекта является наличие достигнутых результатов научно-технической деятельности: более 70 публикаций по данной теме, патентов, предварительных патентов, инновационных патентов Республики Казахстан.
То есть такой технологии, как заявлено в грантовом проекте, не существует нигде, она является уникальной, инновационной и стопроцентно собственной разработкой казахстанских ученых – участников этого бизнес-проекта.
При сравнении показателей эффективности (по производительности и экономичности) технология, получившая финансирование у нас, в несколько раз превышает аналогичные показатели технологии, разработанной в Узбекистане. Следует отметить, что по показателю абсорбции активированный уголь из косточек, полученный по собственной технологии, выше древесного и каменного активированного угля, доступных на рынке.
Заблуждение 5: ПСПИ выделил грант в 230 млн тенге на "Разработку и организацию производства органических удобрений из птичьего помета". Эта задача уже реализована российским производителем – предприятием "Дозагран". Компания готова оборудовать заводы "под ключ" за символические 19 млн тенге. Во-первых, сумма гранта составляет 197 млн тенге. Во-вторых, российская компания "Дозагран" производит установку оборудования на заводах по переработке птичьего помета в органо-минеральные удобрения с максимальной производственной мощностью 46,7 тыс. тонн в год при стоимости строительства самого завода в 47,3 млн рублей (около 250 млн тенге). Проект грантополучателей стимулирования продуктивных инноваций направлен на внедрение технологического решения переработки 200 тыс. (минимум) тонн помета в год, что значительно превышает российский аналог.
Технология, применяемая "Дозагран" при переработке птичьего помета, может снижать его питательную ценность для растений. Основное преимущество казахстанской технологии заключается в создании отечественных биопрепаратов для переработки птичьего помета на основе спорообразующих микроорганизмов, штаммы которых могут участвовать не только в переработке птичьего помета, но и для производства из него биогумуса и биоудобрений.
При этом стоимость отечественных биоудобрений будет намного ниже аналогов российского производства за счет снижения транспортных расходов.
Экономический эффект данного проекта заключается в том, что помимо утилизации птичьего помета при применении биоудобрений повышается урожайность пшеницы в среднем на пять ц/га. Проект также направлен на импортозамещение.
В результате производственных испытаний будут отобраны наиболее эффективные биопрепараты и биоудобрения, которые позволят снизить пестицидную нагрузку на агроценозы и естественные экосистемы, что соответствует концепции перехода Республики Казахстан к "зеленой экономике".
З
аблуждение 6: Препарат против чешуекрылых вредителей "Ақ көбелек", на коммерциализацию которого выделили 230 млн тенге, с 2009 года включен в список пестицидов, разрешенных к применению в Казахстане. Стоимость его на рынке – 7 тыс. тенге за кг. Производит ядохимикат КазНИИ защиты и карантина растений – дочерняя структура АО "Национальный аграрный научно-образовательный центр", который, в свою очередь, является подведомственной организацией Минсельхоза.Важно отметить, что препарат против чешуекрылых вредителей "Ақ көбелек, с.п." не является ядохимикатом. Кроме того, ученые КазНИИ и являются грантополучателями проекта Стимулирование продуктивных инноваций.
Суть же технологии, предлагаемой в этом проекте, заключается в разработке биопрепарата "Ақ көбелек, с.п.", где использован аборигенный, запатентованный штамм микроорганизма, активный в отношении вредителей сельскохозяйственных культур, адаптированный к условиям Казахстана. Высокая эффективность препарата в отношении гусениц чешуекрылых вредителей достигается за счет высокой активности штамма и использования сбалансированного состава активаторов, протекторов и прилипателей.
Ближайшим аналогом данного препарата является "Лепидоцид" (производство РФ). Но так как все биологические объекты привязаны к геоклиматическим условиям, препарат "Ақ көбелек, с.п." по эффективности в условиях Казахстана на 30% выше русского аналога, поскольку в состав препарата грантополучателей включены штаммы-продуценты аборигенного происхождения.
Научные исследования по разработке отечественного биопестицида на основе штамма "Bt. ssp. kurstaki 2127-3к" являются завершенными и готовы к коммерциализации. Сейчас данная продукция производится на пилотной установке с производственной мощностью десять кг в год. Запущены первые тестовые продажи. Необходима дальнейшая поддержка для увеличения производственных мощностей до шести тысяч килограмм в год. Также планируется наладить собственное производство. Запуск собственного производства позволит снизить объем применения химических средств защиты растений, что значительно повысит товарное качество продуктов и будет способствовать укреплению кормовой базы животноводства и развитию продовольственной безопасности Казахстана.
Целевыми потребителями продукции являются сельскохозяйственные товаропроизводители хлопковой, овощной, плодовой и виноградной продукции.
Стоит учитывать, что данная продукция является инновационной для рынка защиты растений в Казахстане, хотя в прошлом довольно активно внедрялись методы биологической защиты, но с момента приобретения независимости Казахстана данная проблематика не развивалась и рынок биопрепаратов практически отсутствует.
И в заключение отметим, что отобранные проекты в рамках грантовой программы соответствуют потребностям Казахстана. Гранты выданы казахстанским ученым, чьи технологии лучше существующих аналогов, дешевле по себестоимости и обеспечивают импортозамещение. Все проекты основаны на обширных научных исследованиях или имеют технический задел, и, более того, были проведены надлежащие испытания.
При отборе проектов эксперты обращали внимание на размер софинансирования с привлечением частного капитала, наличие заказчика и готовность технологии. В среднем уровень софинансирования превышает 10% от суммы гранта, один проект имеет софинансирование, равное размеру выданного гранта. Более половины имеют заказчика технологии.
Некоторые ученые, к сожалению, слабо прорабатывают вопросы анализа рынка, конкурентной среды и план мероприятий по продвижению технологии на рынке, что негативно влияет на шансы получения гранта. Группа по управлению проектом "Стимулирование продуктивных инноваций" проводит семинары по республике с целью содействия ученым в подаче заявок на гранты.
Отечественные ученые в области сельского хозяйства и биотехнологии имеют высокую компетенцию и конкурентоспособны на мировом уровне. Это объясняет активность в этих направлениях и статистику распределения грантов. Наша задача – создать рабочие условия для них и оказать поддержку для внедрения новых технологий на пользу казахстанской экономики.
Помимо минеральных ресурсов необходимо также научиться зарабатывать на других видах природных богатств страны. По этому пути идут многие страны, мы также должны стимулировать наших ученых и поддерживать отечественного производителя. Аборигенные виды организмов, к примеру, гораздо эффективнее для применения в условиях местного климата в сравнении с зарубежными аналогами.
Следует отметить, что большинство отобранных проектов направлено на снижение угрозы окружающей среде и борьбу с экологическими загрязнениями.
Отобранные IT-проекты обоснованы и актуальны с точки зрения последних тенденций. Как показывают исследования McKinsey и Forrester, в ближайшее десятилетие будут перспективны IT-решения в области государственных, медицинских услуг и образования. Эти направления полностью соответствуют "Первому приоритету", указанному в Послании Президента РК "Третья модернизация Казахстана".
У грантовой программы проекта СПИ существуют некоторые ограничения. Грант выдается тем проектам, которые предлагают готовые технологии и должны доказать способность коммерциализировать технологию в течение трех лет. Некоторые проекты в области биотехнологий требует прохождения клинических испытаний и более 5-10 лет на коммерциализацию.
Достоверность предоставления данных в грантовых заявках перепроверяется Комитетом науки МОН РК в процессе мониторинга. При этом в случае отбора проекта Международным советом по науке и коммерциализации и установления факта фальсификации при подаче документов на получение гранта Комитет науки МОН РК вправе отказать в предоставлении гранта.
Кроме того, при нецелевом использовании грантовых средств, в том числе путем фальсификации документов, Комитет науки вправе приостановить или прекратить финансирование соответствующих проектов и требовать от грантополучателей возмещения любой части суммы в соответствии с законодательством РК. Необходимо отметить, что эти требования являются обязательными условиями при подписании соглашения о гранте.
Одним из требований для получения гранта является обязанность грантополучателей применять систему финансового управления и подготовки финансовой отчетности, приемлемую для Всемирного банка и Министерства финансов РК, подходящие для отражения оперативной деятельности, ресурсов и расходов. Кроме того, Всемирный банк (аудит) и уполномоченные государственные органы РК (прокуратура, Счетный комитет, Финансовый контроль МФ РК) осуществляют проверку деятельности проекта и грантополучателей. Помимо всего прочего Комитету науки предоставлена возможность дополнительно проводить проверку деятельности грантополучателей в рамках реализации соответствующих проектов.