Глина и бумага перекликаются между собой, транслируя любимые символы художника. Ваза, прорастающая деревом, сосуд, напоминающий шары чертополоха и мордовника, сосуд – божья коровка, которая тут же на графическом листе переливается в образ жар-птицы с волшебным хвостом-шлейфом. А вот человек-солнце, чьи ноги-корни врастают в землю. Декларацию битлов – All you need is love – Александра дополняет сообразно своему миропониманию – …of nature. Любовь к природе и признание ее безусловного первенства провозглашает каждая работа.
Графика художника требует внимания. Быстрый огляд «по диагонали» не раскроет секрета, оттолкнет, вызовет недоумение. Акрил напоминает фломастер – детский, по сути, материал. Образы декоративно-упрощены, с налета покажется: «Что это? Да я в 6 лет так рисовала!» Для того чтобы разглядеть, нужно всмотреться. Здесь, в радуге красок, в детском наиве зашифрован код Рогановой – бесконечная искренность и оптимизм.
«Детскость» творчества художника не случайна, у Александры контрамарка в мир детей – она учит их рисованию. Сама начала рисовать с детства, окончила художественную школу, но продолжать академическое образование не стала. Слишком много было в школе правил, которые казались насилием над собой и потерей времени.
– Я не понимала, почему кто-то за тебя решает, как и что рисовать. Почему нельзя вращать лист и для чего рисовать скучные гипсовые слепки. В итоге решила, что «это» не мое, и поступила в институт на юридический факультет, – рассказывает о своем пути к творчеству Александра. – Но на втором курсе меня буквально «прорвало» – я рисовала много и так, как мне нравилось, как чувствовала. Даже во время лекций рисовала. Я вдруг поняла, что нет таких правил, которые нельзя нарушить. Это «прозрение» сняло все вопросы и решило мою участь. Окончив институт, я окунулась в творчество. Думаю, у каждого художника свой путь. Получение академических знаний – дело вкуса и, наверное, неплохое подспорье, если ты идешь по торному пути – продажа картин, членство в Союзе художников.
Сейчас Александра учится заочно в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая на художественно-графическом факультете, чтобы получить педагогическое образование. «С тех пор, как стала рисовать по-своему, мое негативное отношение к академизму заметно смягчилось», – резюмирует художница. Но она по-прежнему считает, что искусство – это прежде всего свобода.
Светлана РАЗДОБА,
st_71@mail.ru
фото Юрия БЕККЕРА
Алматы