
В условиях глобализации мировой экономики растет спрос на транзитные услуги, вызванный ростом объемов мировой торговли и связанными с ней растущими транспортными расходами. Перед экономиками многих стран, территории которых удалены от морских портов, стоит проблема наличия у них транзитного потенциала и его максимального использования. В настоящее время транзитные возможности Казахстана не задействованы в полной мере, большинство грузоперевозок осуществляется внутри республики, а объем грузового транзита незначителен.
Между тем в пользу возможности более эффективной эксплуатации международного транзитного потенциала РК свидетельствуют транснациональные транспортные коридоры, проходящие через территорию республики. В том числе – 9 железнодорожных, 6 автомобильных и 4 воздушных коридора международного значения. Наиболее перспективными для Казахстана направлениями транзита считаются: через Россию в страны ЕС; в Китай, Японию, страны Юго-Восточной Азии; через страны ЦА и Закавказья в Иран и Турцию.
Современная транспортная инфраструктура республики состоит из сети железных и автомобильных дорог, речных судоходных путей, объектов транспортного сервиса, а также нефтяные, газовые трубопроводы и водоводы. За 2017 год объем перевозок грузов всеми видами транспорта составил 3 916,21 млн тонн, что на 5% больше объема 2016 года (рис. 1). За период 2012–2017 годов наблюдался рост на 21% совокупного объема грузоперевозок по республике, рост грузооборота на 16,2%, а в период с 2014 по 2016 год – его сокращение на 6,5%. Грузооборот за этот период составил 555,4 млрд т/км, или вырос на 7,1%. Особым динамизмом на этот фоне отличается развитие трубопроводной отрасли, что связано с огромным рывком газовой добычи в Казахстане.
Этот вид транспорта очень важен для всей нефтяной и газовой промышленности страны. По разведанным запасам природного газа (1 трлн кубометров) республика занимает 25-е место в мире (0,5% от общих мировых запасов), извлекаемые запасы газа – на уровне 3,9 трлн кубометров, в том числе растворенного – 2,6 трлн, и свободного – 1,3 трлн кубометров. Но не менее важны и транзитные возможности страны. Ведь сегодня через РК осуществляется транзит природного газа из Туркменистана и Узбекистана в Китай и РФ. Транзит газа через Казахстан идет по магистральным газопроводам (МГП):
– Средняя Азия – Центр в направлении Узбекистан – Казахстан – Россия: транспортируется туркменский и узбекский газ;
– Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы в направлении Узбекистан ̶ Казахстан: транспортируется узбекский газ;
– Оренбург – Новопсков и «Союз» в направлении России: российский газ;
– Бухара – Урал в направлении России: туркменский газ.
В 2017 году объем транспортировки голубого топлива по магистральным газопроводам к предыдущему году вырос на 12,7 млрд кубометров и составил 101 млрд кубометров. За первое полугодие 2018 года на 41% выросла реализация газа. При этом рост его экспортных продаж достиг 2,9 млрд кубометров, в том числе за счет поставок в Китайскую Народную Республику.
Благодаря геостратегии, направленной на транзит и экспорт, АО «КазТрансГаз» по итогам полугодия 2018 года получило консолидированную чистую прибыль в размере 83,2 млрд тенге, что выше аналогичного периода прошлого года на 88%, и уплатило налогов в бюджет на сумму более 38 млрд тенге.
За последние годы значительно обновилась газотранспортная система (ГТС) страны. Запущены новые газопроводы: Казахстан – Китай; Жанаозен – Актау; Бейнеу – Бозой – Шымкент. В настоящее время отечественная ГТС способна пропустить до 85 млрд кубометров газа, с перспективой увеличения объемов прокачки до 120 млрд кубов.
Только за последние 10 лет протяженность магистральных газопроводов увеличилась почти вдвое – с 10 тыс. до 19 тыс. км.
Все газопроводные магистрали собраны в единую систему транспортировки, произведен запуск мощных высокотехнологичных компрессорных станций.
Таким образом, газовая отрасль стала новым трендом экономических достижений республики. Являясь самой молодой подотраслью энергетики, транспортировка газа в ближайшие годы может вывести Казахстан в число ведущих производителей, экспортеров и транзитеров природного газа.
Следует отметить, что для повышения эффективности использования транзитного потенциала страны необходима стратегия развития каждой отрасли. Только наличие четкой стратегии может обеспечить планомерное развитие всех видов транспорта, совершенствование транспортной инфраструктуры. С транспортом связаны не только перевозки, но и развитие регионов в целом, решение социальных проблем, таких как занятость населения, снижение инфляционного давления на цены, повышение качества и уровня жизни.