В системе новых транзитных координат

1483
Досжан Нургалиев

Геополитические факторы текущего времени ускорили процессы смещения акцентов международной торговли с Запада на Восток, оказывая влияние на динамику товарооборота между странами ЕАЭС, Передней Азии, Ближнего Востока и Персидского залива. Сказывается эта ситуация и на Казахстане.

Критический характер времени

Нынешний год, вопреки ожиданиям, не стал периодом пост­кризисного восстановления мировой экономики, оживления деловой активности в регионах и в сфере международной торговли в целом. После длительной пандемической «летаргии» общая ситуация не только нестабильна, но и чревата, подобно ящику Пандоры, новыми вызовами.

Российско-украинский конф­ликт, разрыв сложившихся торгово-логистических цепочек, топ­ливно-энергетический кризис, охвативший почти все страны Европы, зависимые от внешних поставок, высокая инфляция, распространяющаяся словно эпидемия по всем экономикам, включая и страны ЕАЭС, – все это реалии текущего времени.

Современный мир, сотрясае­мый неуемной «игровой актив­ностью» геополитических полюсов, а в государственных системах – нерадивыми чиновниками, нуждается не столько в переделах «сфер влияния», сколько в продуктах глубоких переделов, технологиях и новациях, наполняющих нашу жизнь новым содержанием. Однако правители и управители, получившие карт-бланш от своих избирателей, явно забывают о том, что риски критического «перегрева» существуют не только в экономике, но и в социальной сфере.

В текущем году во многих странах зафиксирована рекордная за последние три-четыре десятилетия инфляция. В качестве превентивной меры против рис­ков «перегрева» экономики и гиперинфляции центральные банки ужесточают денежно-кредитную политику, повышая базовые ставки, хотя плетью обуха не перешибешь – инфляционное давление на экономику и потребительский сектор по-прежнему растут. При этом инфляция бьет, что называется, по самому живому – покупательской способности населения. По данным Национального банка РК, в октябре текущего года инфляция в Казахстане достиг­ла 18,8%.

В целом ситуация на глобальных рынках меняется к худшему, причем ускоренно и необратимо, грозя обернуться для многих стран большими проблемами в области обеспечения. Конфликт­ный характер времени продолжает подпитываться все новыми условиями конфронтации. И это притом что ни одно государство в мире не обладает иммунитетом абсолютной самодостаточности в плане промышленной, энергетической и продовольственной безопаснос­ти, будучи в той или иной мере зависимым от внешних поставок по сырью, комплектующим изделиям и материалам, а также массе других вещей.

Понятие глобальной экономичес­кой взаимозависимости современного мира – не просто условность, а объективная закономерность, без учета которой ни в одной стране невозможно проводить эффективную внутреннюю и внешнюю политику, независимо от потенциальных и прочих возможностей.

На фоне санкционного давления Запада Россия оперативно перестраивает логистические маршруты на восточное и южное направления, снимает административные барьеры для бизнеса. Для российского экспорта основным торговым партнером, как и прежде, остается Китай, на долю которого приходится до 18% всего внешнеторгового оборота РФ.

По мнению российских экспертов, список десятка основных торговых партнеров пока не изменился в силу инерционности процесса. Но он будет меняться по мере пере­ориентации экспортеров на новые рынки.

В экономике РФ кризис торговых отношений с Западом наиболее болезненно отразился на фармацевтической отрасли: доля лекарств из стран, вводивших санк­ции, составляет почти половину всего объема потребления фармпродукции в стране (48,2%). На втором месте – сфера производства химических веществ и продуктов конечного потребления (44,7%), на третьем – сектора тяжелого машиностроения, авиастроения, кораблестроения (32,2%). Довольно высокая зависимость от импорта из стран, объявивших санкции, также наблюдается в автомобильной промышленности РФ (27%).

За девять месяцев текущего года объем импорта товаров на евразийский рынок из Европы сократился в физических объемах на 40,2%. В свою очередь поставки товаров из евразийских стран на рынки ЕС также свелись к убыли. Согласно данным Евразийского банка, за истекшие девять месяцев физические объемы торговли стран ЕАЭС с Евросоюзом сократились на 21,6%.

В условиях набирающего динамику топливно-энергетического кризиса европейские потребители испытывают немалые трудности. Как свидетельствуют независимые источники, к началу зимних месяцев в странах Европы резко вырос спрос на камины, печи и другие системы угольно-дровяного отоп­ления. Услуги поставщиков энергии и тепла становятся все более неподъемными для значительной части европейского населения, которое еще вчера было уверено в незыблемости своего энергетического благополучия и комфорта.

В 2021-м цены на ископаемое топ­ливо в ЕС резко взлетели вверх, в корне изменив ситуацию на рынке электрической энергии. Стечение целого ряда факторов привело к тому, что цены на газ на внутреннем рынке выросли на 585%, и это стало для европейских стран наиболее чувствительным шоковым потрясением со времен энергетического кризиса 1973 года.

Цены на уголь и углеродные тарифы также выросли довольно значительно. При этом себестоимость производства электроэнергии из газа увеличилась почти семикратно, что привело к взлету цен на электричество по всей Европе.

Кто-то из острословов прошлого некогда заметил, что «во Вселенной наиболее часто встречаются два элемента – водород и глупость». Но, судя по вышеизложенной ситуации, первого элемента в современном мире явно меньше, чем второго.

«Станционные» проблемы отрасли

Промышленные сектора экономики Казахстана, не менее зависимые от внешних поставок по многим товарным позициям и компонентам, также испытывают трудности в условиях осложнения ситуации в сфере международных поставок. Например, в первом полугодии текущего года в железнодорожном машиностроении РК производство грузовых вагонов сократилось на 75,5% (до 198 единиц), дизельных локомотивов – на 23,1% (до 10 единиц). И это в то время, когда в железнодорожной отрасли республики наблюдается острый недостаток в грузовых вагонах, а локомотивный парк требует дальнейшей модернизации.

Впрочем, об этих проблемах чаще говорят предприниматели, испытывающие конкретные трудности в своей практике, нежели чиновники, акцентирующие внимание больше на грандиозных проектах, чем на том, что лучше было бы вовремя преодолеть, чем запоздало сожалеть о бездарно упущенных возможностях.

Как отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов, от предпринимателей поступает немало жалоб на работу компании «Қазақстан темір жолы», в частнос­ти, на отсутствие локомотивов, неправильную маршрутизацию вагонопотоков, нехватку зерновозов и прочие неурядицы.

– Это большая системная проб­лема, которую на местном уровне не решить, – считает бизнес-омбудсмен.

Тем не менее решать эти вопросы придется. По данным НПП «Атамекен», на сегодня средняя скорость движения железнодорожных составов на экспортных маршрутах составляет не более 200 км⁄сутки при нормативе 550 км.

Сейчас она более чем в два раза меньше положенной величины. Соответственно, динамика оборачиваемости вагонов остается низкой, отсюда и дефицит вагонов.

Как отмечают представители региональных дорожно-строительных компаний, импортирующих битум из России, вагоны с сырьем от российской границы до Шымкента прибывают за три-четыре дня, а от станции Шымкент до станции Тогуз могут идти в лучшем случае пять дней, а то и более.

Железнодорожники заявляют, что у них лишь один локомотив на весь регион, да и тот часто забирают по какой-либо другой необходимости. В результате регион постоянно недополучает объемы битума, что влечет за собой его дефицит, сетуют представители бизнеса.

Другой не менее острый вопрос связан с вечным балансированием между двумя приоритетными нап­равлениями – транзитом грузов из Китая в Европу и межгосударственными поставками в ЕАЭС. Это ставит отечественных товаропроизводителей в неравные условия (тариф на транзит в 2,5 раза выше экспортного).

По мнению председателя президиума НПП «Атамекен» Раимбека Баталова, в сфере железнодорожного транспорта сосредоточено немало «станционных» проблем. Нужно развивать транспортную инфраструктуру, в том числе расшивать «узкие места».

– Назрела необходимость в разработке единых правил грузоперевозок, причем не на один год, а как минимум на пять лет, – считает глава Национальной палаты предпринимателей.

Актуальность согласованной политики

В сентябре текущего года на IV Консультативной встрече глав государств Центральной Азии Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул возросшую роль региона в продвижении и развитии трансконтинентальной торговли в новых геополитических реалиях.

По словам Главы государства, Казахстан успешно развивает Транс­каспийский международный транс­портный маршрут (ТМТМ). С 2017 года контейнерный грузопоток по нему увеличился почти в три раза. Растут объемы перевозки грузов и по железнодорожному маршруту Казахстан – Туркмени­стан – Иран, пролегающему между Центральной Азией и странами Персидского залива.

– Мы готовы участвовать и в строительстве железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, – сказал Президент, призывая ближайших партнеров активнее использовать имеющиеся транзитные коридоры в торговле со странами южного направления.

Глава государства также отметил запуск первого контейнерного состава из Казахстана в Турцию через территорию Туркменистана и Ирана. Поезда, движущиеся по данному маршруту, способны преодолеть свыше 6 тыс. км всего за 12 дней.

Вместе с тем, как считает Глава государства, странам нельзя упус­кать из виду вопросы развития межгосударственных транспорт­ных сообщений. Координация деятельности в сфере транспортных коммуникаций позволит существенно увеличить отдачу от транс­портно-логистических проектов. Правительства стран Центральной Азии должны тесно взаимодействовать по вопросам оптимизации тарифной политики и упрощению административных процедур для транзитных перевозок.

Как отмечают представители отечественной транспортной отрасли, сегодня основной поток казахстанских грузов – руда, уголь, металл и прочие экспортные товары, которые в прежние годы шли на внешние рынки через российские порты, теперь в основном переориентируются на Транскас­пийский международный транс­портный маршрут (ТМТМ) или Middle Corridor (Средний коридор).

ТМТМ пролегает из Китая через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Объемы перевозки грузов по этому маршруту возрастают с каждым годом. При этом в полной мере используется казахстанская транзитно-транс­портная инфраструктура.

По итогам 2021 года перевалка грузов здесь составила около 25 тыс. контейнеров, причем в основном это транзитные грузы. Однако с дальнейшим увеличением грузопотока в данном направлении возрастает необходимость в проведении согласованной политики между странами-партнерами в области логистики, сервисного обслуживания транзита, совершенствования тарифной и другой политики.

Как подчеркнул на состоявшемся в текущем году в РФ форуме «Транспортная неделя» министр энергетики и инфраструктуры ЕЭК Арзыбек Кожошев, сегодня эффективное и безопасное транзитное сообщение способно обеспечить экономическое единство стран ЕАЭС. Это залог надежных производственных связей между предприятиями, которым важно переориентироваться в системе новых логистических цепочек на принципах мультимодальности.

Арзыбек Кожошев отметил знаковые проекты ЕАЭС, по которым ведется работа с участием представителей транспортного блока стран-партнеров. Это и «Евразийский агроэкспресс», предназначенный для формирования регулярных поставок продукции АПК и пищевой промышленности как на внутренний рынок ЕАЭС, так и на рынки Китая, Узбекистана и Ирана. Объем поставок по этому проекту до конца года может составить около 500 тыс. тонн.

В текущем году утвержден перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, предусматривающих электрификацию порядка 1 210 км, строительство (115 км) новых и вторых (902 км) железнодорожных путей.

В автодорожной отрасли планируется построить более 1 000 км новых автодорог, а также провести реконструкцию и капитальный ремонт около 3 000 км эксплуатируемых автотрасс. Реализация этих мер позволит увеличить транзитный потенциал ЕАЭС на 5%. На сегодня евразийские транс­портные коридоры и маршруты обеспечивают третью часть общего объема транзитных перевозок в ЕАЭС.

В марте текущего года представители Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции подписали четырехстороннюю декларацию «О транскаспийском коридоре Восток – Запад», предусматривающую соз­дание совместного предприятия, направленного на укрепление сотрудничества и увеличение транзитного потенциала стран вдоль коридора ТМТМ. Новая компания в полной мере начнет работать в начале 2023 года.

Совместное предприятие нацелено на упрощение транзитных перевозок, позволяя экспортерам оперативно решать вопросы сквозного тарифообразования и декларирования грузов.

Популярное

Все
Раненую сову спасли на руднике «Суздаль»
Каждый раз, своевременно рассчитываясь за коммунальные услуги, мы надеемся, что если платим за то же отопление, то в квартирах действительно будет тепло. Иначе за что же тогда выкладываем свои кровные?
Каждая четвертая стройка в Западно-Казахстанской области, ведущаяся в рамках госзакупок, в прошлом году не была завершена вовремя
История Алаш Орды – это история казахской интеллигенции, которая сыграла неоценимую роль в судьбе страны. Имена ее деятелей известны. Но нельзя не вспомнить тех, кто предвосхитил это движение и стоял у его истоков. Один из таких людей – Серали Лапин
Казахстанский силач Закир Найманбаев может запросто поднять машину без домкрата, передвинуть ее голыми руками или потянуть за собой 55-тонный вагон, а однажды он 210 раз присел с бараном на плечах…
История о Сыганаке
Готовимся к мировым турнирам
Таланты – на сцену!
Человек слова и реальных дел
Движение на Восток
Поправки в Налоговый кодекс подписал Токаев
Казахстан планирует существенно нарастить производство товарного газа и электроэнергии к 2029 году
Водители автобусов в Семее решили начать неделю невыходом на работу
Токаев подписал закон о цифровых активах
Президент утвердил поправки в Кодекс об административных правонарушениях
Отец пытался вскрыть себе вены на глазах у детей в Таразе
Собиравшую ягоды женщину застрелили в СКО: осужден бывший полицейский
Астанчанин выбросил из окна 4-летнего племянника, зарезал тёщу и спрыгнул с 7-го этажа
Сбой в работе сайта по автокредиту объяснили в ФРП
Второе за сутки землетрясение произошло в Турции. Число жертв превысило тысячу человек
Сразу в трех регионах Казахстана ощутили землетрясение
Из космоса опасные сигналы
У каждого вайнаха есть своя казахская история
Жумангарин встретился с руководителем Wildberries
Подростку с кольцом в носу понадобилась помощь спасателей в Шымкенте
"Открыто ищут наркозакладки" – на видео очевидцев отреагировала полиция Талдыкоргана
Костанайцы стали меньше платить за тепло
В Мангистау выявили незаконную схему транзита автомобилей
Летевший в Баку самолет экстренно сел в Атырау
Токаев – Эрдогану: Казахстан готов оказать помощь братской Турции
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Названа причина смерти сенатора Гульмиры Каримовой
Инновации на развалинах аграрной науки
На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов
Льготное автокредитование: как подать заявку
Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Какие изменения будут вводить на госслужбе в Казахстане
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Почему уголовно-исполнительную систему Казахстана можно сравнить с утлым суденышком без парусов – об этом в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» рассказал доктор юридических наук, правозащитник, член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел РК Куат Рахимбердин.
Комментируя прошедшие выборы в верхнюю палату Парламен­та, следует отметить, что в целом меняется функционал Сената. Полномочия каждой из палат благодаря конституционным изменениям четче разграни­чены. Законотворческая миссия будет возложена большей частью на Мажилис
Еще раз о кино
Названы регионы-антилидеры по ценам на продукты питания
"Алматинец убил свою девушку и покончил с собой": полиция прокомментировала публикацию

Читайте также

Готовимся к мировым турнирам
Таланты – на сцену!
История о Сыганаке
Человек слова и реальных дел

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]