Услышав Виктор Кель, непременно тепло улыбнутся и целиноградские старожилы, исправно посещавшие выставки в Доме художника в 1970–1980 годы, и жители столицы, имеющие о ее целинном прошлом весьма отдаленное представление. В городе на Ишиме Виктор Матвеевич работает с 1973 года, а живет еще раньше – с 1956-го, когда его семья приехала сюда из Тульской области.
Им оформлены интерьеры ряда зданий столицы, на счету художника участие во многих республиканских и международных выставках, а «персоналки» неизменно собирают поклонников его творчества, друзей, коллег, учеников. Работы Виктора Келя узнаваемы, и, более того, их запоминаешь и помнишь долго.
Например, известно, что ему близка эпоха Возрождения, и ряд портретов написаны им в «ренессансном» стиле. «Часто они несут черты фантазий и размышлений при безусловной передаче характера», – поясняет В. Кель. Если же собрать все созданные им работы этого жанра, то получится громадная портретная галерея, отразившая полувековую историю страны и сотни судеб современников художника.
Он – мастер разноплановый, работающий в разных жанрах и техниках. Но, пожалуй, больше всего почитателей у его пейзажей, особенно акварельных. Как хороши, например, его крымские зарисовки – Бахчисарай, Балаклава, Херсонес, знаменитый Ханский дворец. В Крыму живет брат Виктора Матвеевича – Вячеслав Кель, тоже художник. Несколько лет назад в Бахчисарае прошла их совместная выставка.
Художник, как сказали бы сейчас, фанат родного города. Он пишет его десятилетиями – и не повторяется. Помнится его серия «Улицы старого Акмолинска». Какие-то городские пейзажи он застал в детстве, что-то реконструировал по фотоснимкам. В 2014-м восхитила и профессионалов, и зрителей одухотворенная серия из 50 миниатюр «Зима в Астане». Виктору Матвеевичу, кстати, удается привнести свою фирменную, «келевскую», лирическую нотку даже в самый урбанистический вид левобережья Астаны.
Любимая им акварель – сложнейшая живописная техника, которая «покоряется» далеко не всем профессионалам. Она требует не только мастерства, но и особого душевного настроя, умения «остановить мгновенье», запечатлеть не только образ, но и передать свое настроение. На выставке, которая сейчас проходит в Российском центре науки и культуры (РЦНК), акварель преобладает. Астана, Ялта, Вильнюс, Рига, Чимбулак, Боровое… Горы, море, сосны, березы, иней на дереве, туман… Как удивительно подобраны краски, как внимателен к миру автор!
На картине «Скоро рассвет» как будто и не изображено ничего: только тени, расплывчатые силуэты, отражения, нюансы, полутона, намеки… Кажется, что художник пишет, затаив дыхание, боясь нарушить хрупкую тихую гармонию. А в «Осеннем лесу» словно вихрь смешал все мыслимые оттенки желтого и золотого, охристого и каких-то еще цветов и неуловимых оттенков, названий которых и не подберешь.
– Пейзажи такие легкие! Это высший пилотаж! – отмечали зрители.
Говорили со знанием дела, ведь на вернисаж пришли преподаватели и студенты (много!) архитектурного факультета Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, где более 20 лет преподает Виктор Кель.
– Никогда не думал, что буду так плотно заниматься учительством, – признался Виктор Матвеевич. – Но работа в университете стала главным делом моей жизни. Молодежь вдохновляет, ее энергия вселяет желание работать. А живопись – это и моя работа, и мое увлечение, и мой отдых.
В РЦНК собрались студенты нынешние и бывшие, для которых, впрочем, «час ученичества» до сих пор продолжается. Для них всех Виктор Матвеевич, с его тихим голосом, мягкой улыбкой, – авторитет непререкаемый.
– Это мой любимый преподаватель, наставник. Он учил нас не только специальности, но и жизни, учил быть человеком, – с волнением говорила дизайнер Анастасия Романова
Будущие архитекторы, дизайнеры, художники также давали свои характеристики: «Он дотошный, но не придирчивый», «Настоящий наставник», «Лучший педагог, исключительный», «Виктор Матвеевич похож на людей эпохи Возрождения…»
– Он трудится не покладая рук, каждую минуту. Творчество Виктора Келя приносит радость, в картинах видна его душа, его искренность, потому и любят художника, потому и пришли на вернисаж, – подчеркнула известный казахстанский живописец Лариса Жанпеисова.
Эта выставка юбилейная, называется «60 + 5. С любовью и добром!» Добавим, что издан замечательный каталог работ (почти 300 страниц) Виктора Келя, а также и настенные календари с его работами. И один из них – в редакции «Казахстанской правды».