Время требует неординарных решений

О том, как будут работать отечественные машиностроители в существенно изменившейся экономической ситуации, в условиях вхождения нашей республики в ЕЭАС и ВТО, какие перспективы открываются перед отраслью и как решать проблемы, с которыми уже столкнулись отдельные предприятия, мы обсуждали на III Форуме машиностроителей РК. Состоялся он в начале октября и стал эффективной диалоговой площадкой между государством, бизнесом и наукой. В мероприятии участвовали более 700 делегатов из 20 стран мира, включая представителей известных производителей из США, Италии, Австрии, России.

В рамках форума состоялись секционные отраслевые заседания по шести приоритетным направлениям машиностроения. Такая организация работы позволила нам более детально рассмотреть проблемы каждой подотрасли. Также состоялась панельная сессия по вопросам кадрового обеспечения и развития машиностроения в рамках членства Казахстана в ЕАЭС и ВТО.

Нам было что обсудить. Хотя предыдущий форум прошел всего год назад, но за это время общемировая экономическая ситуация изменилась коренным образом, что не могло не отразиться и на машиностроительной отрасли РК, для которой сегодня не самые простые времена. С одной стороны, ситуация в мировой экономике вынуждает предприятия в разы сокращать свои затраты, в том числе на закуп машиностроительной продукции, с другой, членство Казахстана в ЕАЭС и ВТО ведет к резкому росту конкуренции на рынке.

Пережив кризис 90-х, больно ударивший практически по всем крупным промышленным предприятиям стран СНГ, казахстанское машиностроение смогло не просто возродиться, но и последние 15 лет показывало восходящую динамику роста. Объем производства продукции в отрасли вырос с 66 млрд тенге в 2001 году до 870 млрд тенге в 2014-м, то есть в 14 раз. За эти годы зародились и начали укрепляться новые направления, такие как автомобильное, судостроительное, авиастроительное, энергетическое машиностроение. Особое место занимает железнодорожное машиностроение, где мы освоили выпуск не только комплектующих, но и наладили собственное производство локомотивов и вагонов, часть которых сегодня ориентируется на экспорт.

За 5 лет количество действующих предприятий отрасли увеличилось в 1,5 раза. Были успешно осуществлены проекты, которые позволили производить новые конечные виды продукции, такие как мобильные буровые комплексы, электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы, бульдозеры и многие другие. На первом этапе в рамках Карты индустриализации по данному направлению запущено 74 проекта на сумму 212 млрд тенге. Создано более 9 тыс. постоянных рабочих мест.

Неплохо для нас начинался и 2014 год. Физический объем продукции за два первых месяца составил 118,9% и 119,1% соответственно, однако потом он показал резкое снижение, и минувший год мы закончили на отметке 99,5%. Прежде всего это связано с тем, что машиностроители используют порядка 90% импортного металла, так как казахстанские металлурги не производят в нужных объемах качественную и легированную сталь, цены на которую выросли.

В январе нынешнего года ситуация еще больше ухудшилась, и на протяжении последних 7 месяцев объемы колеблются в районе 70%. Как все помнят, наши сограждане начали тогда скупать автомашины и другие товары в России. Итог – производство отечественного автопрома сократилось на 40%. Ситуация могла еще сильней усугубиться, если бы не своевременно принятые меры по сдерживанию влияния глобального кризиса на экономику Казахстана. Речь о выделении из Нацфонда 1 трлн тенге на 2014–2015 годы, из которых для автомобилестроения через БРК-лизинг выделено 10 млрд тенге на автокредитование физическим лицам и 5 млрд тенге по программе лизинга – юридическим лицам. В ближайшее время также будет дополнительно выделено 10 млрд тенге на автокредитование. Кроме того, для поддержки экспорта локомотивов предусмотрен лизинг еще на 9 млрд тенге. Надеемся, это позволит нынче выйти на восьмидесятипроцентный уровень объема отраслевой продукции от прошлого года.

Отмечу, что с аналогичными проблемами столкнулись и наши российские коллеги, о чем и говорил на форуме первый заместитель председателя Думского комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, и решают они их также при помощи государства. Кстати, по мнению В. Гутенева, развитию автопрома в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства прежде всего за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями. В целом в рамках интеграционного взаимодействия Казахстана и России сегодня делается акцент на таких секторах, как сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, станкостроение, которые имеют очень хорошие перспективы развития.

Как отмечалось во время недавнего официального визита в Казахстан президента Российской Федерации Владимира Путина, на сегодня только в рамках Карты индустриализации наши страны осуществляют 20 совместных проектов. В частности, во время встречи глав двух государств в Астане было подписано соглашение о расширении стратегического партнерства между "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" и "АвтоВАЗ". Это стало логическим продолжением сотрудничества автомобилестроителей двух стран. Напомню, в рамках прошлогоднего II форума машиностроителей президентом ОАО "АвтоВАЗ" Бу Инге Андерссоном было заявлено о том, что производственные стандарты, которые получил "АвтоВАЗ" с приходом новых акционеров, станут технологической базой строящегося в Усть-Каменогорске производства полного цикла. Это крупнейший российско-казахстанский проект в промышленной сфере. Его стоимость превысит 1,1 млрд долларов, а целевым рынком сбыта станет не только Казахстан, но и четыре ключевых региона РФ. Выйдя на ежегодный объем в 120 тыс. автомобилей, производство станет одним из важнейших драйверов промышленного роста в Казах­стане. Также ОАО "АвтоВАЗ" и группа компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" договорились о совместной деятельности по развитию сбытовой и сервисной сети на рынке Сибири.

Ввод первой очереди крупнейшего в республике объекта автопрома намечен на 2017 год. По предварительным оценкам, объем выпуска в первые 7 лет работы будущего предприятия составит 500 тыс. автомобилей, что обеспечит прирост республиканского ВВП на уровне 6 млрд долларов. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тыс. новых рабочих мест.

Это – наши перспективы. Но уже сегодня, невзирая на кризис, у нас есть предприятия, которые продолжают успешно развиваться. В частности, это Экибастузский завод по производству стрелочных переводов и колесной продукции "Проммашкомплект". За 3 года существования предприятие крепко встало на ноги и заняло свою нишу, завоевало признание партнеров как среди отечественных покупателей, так и среди зарубежных потребителей. Завод не имеет аналогов не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии. ТОО "Проммашкомплект" – непосредственный участник первой пятилетки Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Сегодня потребители его продукции – НК "Казахстан темир жолы", АО "КазТемирТранс", ТОО "Камкор Вагон", "Камкор Локомотив".

Еще один адрес успеха – ТОО "Алматинский вентиляторный завод". Предприятие начинало свое работу в кризисном 2008-м буквально с нуля, но уже через три года профессионализм и наработанный опыт способствовали тому, что "АВЗ" смог принять участие в государственных программах поддержки машинострое­ния. Сегодня это предприятие является участником большинства государственных программ – "Производительность-2020" и "Дорожная карта бизнеса-2020", входит в региональную Карту индустриализации Алматинской области. В прошлом году завод удостоен звания лауреата Премии Президента РК "Алтын сапа" в номинации "Лучшее предприятие производственного назначения" в сфере среднего предпринимательства. На "АВЗ" внедрена японская система "лин-технологий» – "Кайдзен". Благодаря высокотехнологичному оборудованию производительность труда на предприятии увеличилась в 5 раз и достигает в настоящий момент 25 млн тенге в год на одного рабочего, а качество продукции стало соответствовать всем международным стандартам. Кстати, после корректировки курса тенге только за один месяц "АВЗ" увеличил объемы производства на 30% и в данное время восстанавливает штатную численность предприятия.

Приоритетную роль в дальнейшем развитии отрасли будет играть План нации "100 конкретных шагов" в рамках реализации пяти президентских реформ. Здесь мы хотим заявить, что все предприятия нашей отрасли будут всячески содействовать Правительству в решении стратегических задач национальной экономики. Мы также продолжаем опираться на поддержку Правительства, которое всегда реагировало на нужды машиностроителей. Поэтому на форуме мы обратились к правительственным структурам, ко всем производителям отрасли, ко всем тем, кто причастен к дальнейшему развитию машиностроения в Казахстане с несколькими предложениями.

Одно из них связано с модернизацией отрасли. Вопрос этот поднимался многократно. Положительным примером здесь могут служить заводы "Казцинк­маш", "Мунаймаш", "АЗНО", которые по программе "Производительность-2020" оснастились современным станочным оборудованием, что позволило им в разы поднять производительность труда.

Но это, к сожалению, единичные примеры. Необходима масштабная модернизация станочного парка заводов, большинство которого морально и физически устарело. Например, одним из лучших является Петропавловский завод тяжелого машиностроения. Но из почти 1 900 единиц оборудования завода порядка 950, или 50% имеют более чем 30-летний износ. Такая же ситуация на многих отечественных заводах.

Президент Казахстана сказал, что машиностроительный комплекс должен стать локомотивом преобразования экономики и индустриально-инновационного развития страны. Уверен, нам это под силу. Данная отрасль всегда была и будет одной из основ экономического роста и оборонного потенциала страны. За этим стоит труд, знания, опыт казахстанских машиностроителей, доказавших свою способность решать самые сложные задачи. Мы видим постоянное внимание и поддержку со стороны государства. Поэтому объединив наши силы, сможем дать достойный ответ новым вызовам, преодолеть кризисные явления в экономике и продолжить развитие отечественного машиностроения.
Как говорится, дорогу осилит идущий…

Мейрам ПШЕМБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента, председатель Союза машиностроителей РК

Популярное

Все
В Казахстане ежегодно пропадают до тысячи человек. Кого-то благополучно находят, а некоторых разыскивают и по сей день
В Уральске школу, ожидающую капитального ремонта, оштрафовали за… ветхость
«Виновны!» – таков приговор суда, рассмотревшего уголовное дело по обвинению в покушении на убийство журналиста
Мы фактически избежали гражданской войны, потери государственности. Любой здравомыслящий человек сделал выводы из сложившейся ситуации
Солидарная ответственность за кредиты грозит обернуться для многих фермеров банкротством
На Казахстанском Алтае начался лавиноопасный сезон
Только 10% потенциальных потребителей газа в трех поселках, расположенных в 20–30 км от Жезказгана, подключились к газопроводу
Ряд назначений провел Касым-Жомарт Токаев
​​​​​​​Что не так с ночным тарифом?
Помогать не магазинам, а заводам
Испытание морозом не прошли
Предприниматели тоже плачут
Astana Club в Париже
Astana Piano Passion: юные, талантливые, перспективные
«Якорь» для сельской молодежи
Не пей, можешь не выжить
Проекты на перспективу
Талантам надо помогать
В Алматы побеждает «Бенфика»
Франция уже в плей-офф
Фотографии Бишимбаева, разъезжающего на внедорожнике, прокомментировал Антикор
Десятки человек погибли, сотни пострадали при землетрясении в Индонезии
Хотел спасти котёнка: мальчик провалился под лёд на реке в Астане
Акмолинец пришел в полицию, чтобы признаться в убийстве
"Был 10 лет в рабстве": видеообращение к полиции записал житель Жетысуской области
Си Цзиньпин поздравил Касым-Жомарта Токаева
5-летнего акмолинца связывали и морили голодом в многодетной семье: начато расследование
Токаев и Эрдоган поговорили по телефону
Подростки-автоворы попали на видео в Астане
Жигули Дайрабаев поздравил Токаева с победой на выборах президента Казахстана. Видео
Токаев после объявления итогов еxit poll: Мы должны оправдать это доверие народа
Договор о демаркации госграницы подпишут Казахстан и Узбекистан
Два ДТП на угнанных авто совершил 18-летний житель Аркалыка
Выборы президента: итоги третьего exit poll озвучили в Казахстане
Требовавших выкуп за гражданина Индии похитителей задержали в Астане
Генпрокуратура проверит обоснованность приватизации ряда энергетических объектов РК
Эмомали Рахмон поздравил Касым-Жомарта Токаева с победой на выборах
Развитие нефтегазовой отрасли обсудил Смаилов с представителем Shell
"Институт общественной политики" партии Аманат озвучил свои итоги exit poll
Тело пропавшего неделю назад парня нашли в Костанайской области
Иманбек Зейкенов женился
Новый праздник появился в Казахстане
Водителям "скорой помощи" запретили проезжать на красный и выезжать на встречную полосу
Закон Республики Казахстан Об амнистии
Акимат Алматинской области сделал заявление после гибели мужчины в массовой драке
Двое рабочих упали с 14-го этажа в Астане, один погиб
Российский блогер снимал на видео свои нарушения на дорогах Алматы
Избранница Иманбека из родного Аксу
Дайрабаев высказался о внешней политике Казахстана
Жительница Балхаша убила свою мать за замечание
Ребенок под защитой государства – Кошанов о позиции Токаева
Ауесбаев ответил на критику оппонентами его партии
"12-летнюю внучку развращал дедушка" – в полиции Алматы прокомментировали публикацию
14-летняя девочка сбросилась с 19-го этажа в Астане
Токаев поручил активнее защищать национальные экономические интересы на международных рынках
Вопросы развития отечественного машиностроения рассмотрены в Правительстве
Трос лифта оборвался в многоэтажке Петропавловска: погиб мужчина
Несмотря на потерю зрения, режиссер Станислав Цих создал свой театр и пообещал Усть-Каменогорску фестиваль мирового уровня
Закон Республики Казахстан
Бабушка попросила полицию забрать у нее 3-месячную внучку в СКО

Читайте также

Статьи
Astana Club в Париже
Статьи
Испытание морозом не прошли
Статьи
Помогать не магазинам, а заводам
Статьи
В Алматы побеждает «Бенфика»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]