О том, как будут работать отечественные машиностроители в существенно изменившейся экономической ситуации, в условиях вхождения нашей республики в ЕЭАС и ВТО, какие перспективы открываются перед отраслью и как решать проблемы, с которыми уже столкнулись отдельные предприятия, мы обсуждали на III Форуме машиностроителей РК. Состоялся он в начале октября и стал эффективной диалоговой площадкой между государством, бизнесом и наукой. В мероприятии участвовали более 700 делегатов из 20 стран мира, включая представителей известных производителей из США, Италии, Австрии, России.
В рамках форума состоялись секционные отраслевые заседания по шести приоритетным направлениям машиностроения. Такая организация работы позволила нам более детально рассмотреть проблемы каждой подотрасли. Также состоялась панельная сессия по вопросам кадрового обеспечения и развития машиностроения в рамках членства Казахстана в ЕАЭС и ВТО.
Нам было что обсудить. Хотя предыдущий форум прошел всего год назад, но за это время общемировая экономическая ситуация изменилась коренным образом, что не могло не отразиться и на машиностроительной отрасли РК, для которой сегодня не самые простые времена. С одной стороны, ситуация в мировой экономике вынуждает предприятия в разы сокращать свои затраты, в том числе на закуп машиностроительной продукции, с другой, членство Казахстана в ЕАЭС и ВТО ведет к резкому росту конкуренции на рынке.
Пережив кризис 90-х, больно ударивший практически по всем крупным промышленным предприятиям стран СНГ, казахстанское машиностроение смогло не просто возродиться, но и последние 15 лет показывало восходящую динамику роста. Объем производства продукции в отрасли вырос с 66 млрд тенге в 2001 году до 870 млрд тенге в 2014-м, то есть в 14 раз. За эти годы зародились и начали укрепляться новые направления, такие как автомобильное, судостроительное, авиастроительное, энергетическое машиностроение. Особое место занимает железнодорожное машиностроение, где мы освоили выпуск не только комплектующих, но и наладили собственное производство локомотивов и вагонов, часть которых сегодня ориентируется на экспорт.
За 5 лет количество действующих предприятий отрасли увеличилось в 1,5 раза. Были успешно осуществлены проекты, которые позволили производить новые конечные виды продукции, такие как мобильные буровые комплексы, электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы, бульдозеры и многие другие. На первом этапе в рамках Карты индустриализации по данному направлению запущено 74 проекта на сумму 212 млрд тенге. Создано более 9 тыс. постоянных рабочих мест.
Неплохо для нас начинался и 2014 год. Физический объем продукции за два первых месяца составил 118,9% и 119,1% соответственно, однако потом он показал резкое снижение, и минувший год мы закончили на отметке 99,5%. Прежде всего это связано с тем, что машиностроители используют порядка 90% импортного металла, так как казахстанские металлурги не производят в нужных объемах качественную и легированную сталь, цены на которую выросли.
В январе нынешнего года ситуация еще больше ухудшилась, и на протяжении последних 7 месяцев объемы колеблются в районе 70%. Как все помнят, наши сограждане начали тогда скупать автомашины и другие товары в России. Итог – производство отечественного автопрома сократилось на 40%. Ситуация могла еще сильней усугубиться, если бы не своевременно принятые меры по сдерживанию влияния глобального кризиса на экономику Казахстана. Речь о выделении из Нацфонда 1 трлн тенге на 2014–2015 годы, из которых для автомобилестроения через БРК-лизинг выделено 10 млрд тенге на автокредитование физическим лицам и 5 млрд тенге по программе лизинга – юридическим лицам. В ближайшее время также будет дополнительно выделено 10 млрд тенге на автокредитование. Кроме того, для поддержки экспорта локомотивов предусмотрен лизинг еще на 9 млрд тенге. Надеемся, это позволит нынче выйти на восьмидесятипроцентный уровень объема отраслевой продукции от прошлого года.
Отмечу, что с аналогичными проблемами столкнулись и наши российские коллеги, о чем и говорил на форуме первый заместитель председателя Думского комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, и решают они их также при помощи государства. Кстати, по мнению В. Гутенева, развитию автопрома в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства прежде всего за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями. В целом в рамках интеграционного взаимодействия Казахстана и России сегодня делается акцент на таких секторах, как сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, станкостроение, которые имеют очень хорошие перспективы развития.
Как отмечалось во время недавнего официального визита в Казахстан президента Российской Федерации Владимира Путина, на сегодня только в рамках Карты индустриализации наши страны осуществляют 20 совместных проектов. В частности, во время встречи глав двух государств в Астане было подписано соглашение о расширении стратегического партнерства между "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" и "АвтоВАЗ". Это стало логическим продолжением сотрудничества автомобилестроителей двух стран. Напомню, в рамках прошлогоднего II форума машиностроителей президентом ОАО "АвтоВАЗ" Бу Инге Андерссоном было заявлено о том, что производственные стандарты, которые получил "АвтоВАЗ" с приходом новых акционеров, станут технологической базой строящегося в Усть-Каменогорске производства полного цикла. Это крупнейший российско-казахстанский проект в промышленной сфере. Его стоимость превысит 1,1 млрд долларов, а целевым рынком сбыта станет не только Казахстан, но и четыре ключевых региона РФ. Выйдя на ежегодный объем в 120 тыс. автомобилей, производство станет одним из важнейших драйверов промышленного роста в Казахстане. Также ОАО "АвтоВАЗ" и группа компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" договорились о совместной деятельности по развитию сбытовой и сервисной сети на рынке Сибири.
Ввод первой очереди крупнейшего в республике объекта автопрома намечен на 2017 год. По предварительным оценкам, объем выпуска в первые 7 лет работы будущего предприятия составит 500 тыс. автомобилей, что обеспечит прирост республиканского ВВП на уровне 6 млрд долларов. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тыс. новых рабочих мест.
Это – наши перспективы. Но уже сегодня, невзирая на кризис, у нас есть предприятия, которые продолжают успешно развиваться. В частности, это Экибастузский завод по производству стрелочных переводов и колесной продукции "Проммашкомплект". За 3 года существования предприятие крепко встало на ноги и заняло свою нишу, завоевало признание партнеров как среди отечественных покупателей, так и среди зарубежных потребителей. Завод не имеет аналогов не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии. ТОО "Проммашкомплект" – непосредственный участник первой пятилетки Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Сегодня потребители его продукции – НК "Казахстан темир жолы", АО "КазТемирТранс", ТОО "Камкор Вагон", "Камкор Локомотив".
Еще один адрес успеха – ТОО "Алматинский вентиляторный завод". Предприятие начинало свое работу в кризисном 2008-м буквально с нуля, но уже через три года профессионализм и наработанный опыт способствовали тому, что "АВЗ" смог принять участие в государственных программах поддержки машиностроения. Сегодня это предприятие является участником большинства государственных программ – "Производительность-2020" и "Дорожная карта бизнеса-2020", входит в региональную Карту индустриализации Алматинской области. В прошлом году завод удостоен звания лауреата Премии Президента РК "Алтын сапа" в номинации "Лучшее предприятие производственного назначения" в сфере среднего предпринимательства. На "АВЗ" внедрена японская система "лин-технологий» – "Кайдзен". Благодаря высокотехнологичному оборудованию производительность труда на предприятии увеличилась в 5 раз и достигает в настоящий момент 25 млн тенге в год на одного рабочего, а качество продукции стало соответствовать всем международным стандартам. Кстати, после корректировки курса тенге только за один месяц "АВЗ" увеличил объемы производства на 30% и в данное время восстанавливает штатную численность предприятия.
Приоритетную роль в дальнейшем развитии отрасли будет играть План нации "100 конкретных шагов" в рамках реализации пяти президентских реформ. Здесь мы хотим заявить, что все предприятия нашей отрасли будут всячески содействовать Правительству в решении стратегических задач национальной экономики. Мы также продолжаем опираться на поддержку Правительства, которое всегда реагировало на нужды машиностроителей. Поэтому на форуме мы обратились к правительственным структурам, ко всем производителям отрасли, ко всем тем, кто причастен к дальнейшему развитию машиностроения в Казахстане с несколькими предложениями.
Одно из них связано с модернизацией отрасли. Вопрос этот поднимался многократно. Положительным примером здесь могут служить заводы "Казцинкмаш", "Мунаймаш", "АЗНО", которые по программе "Производительность-2020" оснастились современным станочным оборудованием, что позволило им в разы поднять производительность труда.
Но это, к сожалению, единичные примеры. Необходима масштабная модернизация станочного парка заводов, большинство которого морально и физически устарело. Например, одним из лучших является Петропавловский завод тяжелого машиностроения. Но из почти 1 900 единиц оборудования завода порядка 950, или 50% имеют более чем 30-летний износ. Такая же ситуация на многих отечественных заводах.
Президент Казахстана сказал, что машиностроительный комплекс должен стать локомотивом преобразования экономики и индустриально-инновационного развития страны. Уверен, нам это под силу. Данная отрасль всегда была и будет одной из основ экономического роста и оборонного потенциала страны. За этим стоит труд, знания, опыт казахстанских машиностроителей, доказавших свою способность решать самые сложные задачи. Мы видим постоянное внимание и поддержку со стороны государства. Поэтому объединив наши силы, сможем дать достойный ответ новым вызовам, преодолеть кризисные явления в экономике и продолжить развитие отечественного машиностроения.
Как говорится, дорогу осилит идущий…
Мейрам ПШЕМБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента, председатель Союза машиностроителей РК