Практика показала, что для выхода малого и среднего бизнеса на планируемые параметры роста необходима дальнейшая активизация усилий Правительства и Национальной палаты предпринимателей РК по устранению административных и законодательных барьеров, препятствующих нормальной работе бизнеса.
Субъективная преамбулаВ новой экономической политике "Нұрлы жол" Глава государства особо подчеркнул важность развития малого и среднего бизнеса в качестве драйвера экономического роста. При этом он заявил о необходимости эффективного использования кредитных линий международных финансовых институтов на общую сумму 155 млрд. тенге, предназначенных для стимулирования МСБ на 2015–2017 годы.
Как известно, успешное развитие экономики государства в значительной степени связано с качественной динамикой роста МСБ как категории, в наибольшей мере способствующей формированию и укреплению средней прослойки общества. Согласно классическим канонам, экономически развитую и стабильную страну узнают не по количеству монополий и трубопроводов, рассредоточенных в сфере недропользования, а по удельному весу малого и среднего предпринимательства в структуре национальной экономики. Исторически представители именно этой категории деятельности призваны обеспечивать экономическую и финансовую стабильность государства, в том числе надлежащий уровень занятости населения. То есть, по сути, МСБ в рыночной модели развития – это хребет экономики, на котором покоится социально-экономическая и общественная стабильность государства, а не сытое "брюхо" местной бюрократии.
Так или иначе, но субъективная преамбула взаимоотношений бизнеса и власти во все времена создавала обильную пищу для возникновения разного рода противоречий между сторонами. В рыночную эпоху, когда деловой полюс представлен множеством частных собственников, а власть – емким блоком контрольных функций, вопросы гармонизации взаимоотношений между сферами администрирования и производства являются важными приоритетами экономической политики государства.
В текущем году в числе кардинальных мер, направленных на поддержку отечественного предпринимательства, в Казахстане Указом Главы государства был объявлен мораторий на проверки бизнеса, действующий до конца 2014 года.
– Деятельность "без опеки" бизнесу необходима прежде всего для концентрации внимания к узким местам своей работы. Предпринимателям следует использовать это время для наведения порядка в своих делах, выявления потенциала для дальнейшего развития. В сущности, нужно уяснить, что деловая активность бизнеса растет не благодаря, а вопреки силовым методам регулирования, – отмечает заместитель председателя правления НПП РК Абылай Мырзахметов.
Согласно данным национальной палаты, только в 2013 году государственными органами было проведено свыше 182 тыс. проверок, из которых 92% – субъектов МСБ. Значительная часть этого бизнеса – порядка 80% – не относится ни к числу злостных нарушителей правил, ни к объектам, представляющим какую-либо потенциальную угрозу с точки зрения природоохранной, санитарно-эпидемиологической, пожарной и другой безопасности. Все они исправно отчисляют налоги в бюджет и явно не собираются «падать низко» в глазах контролирующей и потребительской массы своими антизаконными действиями. Судя по этим данным, в системе государственного контроля предпринимательства сложилась такая практика, когда вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на субъектах, несущих более существенные риски, проверяющие органы продолжают "парить", как беркуты, над сферой услуг, торговлей, общепитом, стройиндустрией и прочей средой обитания малого и среднего бизнеса. А им, как известно, и без того нелегко работать в конкурентной среде в условиях кредитной "засухи", наплыва импорта и прочих сложностей. При этом излюбленной карательной мерой госконтроля в отношении предпринимателей остаются штрафные санкции.
Так, по итогам минувшего года, доля штрафных санкций в общем количестве административных взысканий составила 98%, или 13,8 млрд. тенге. Из них порядка 23% – доля штрафов, наложенных на субъекты малого и среднего бизнеса. Львиная доля этих взысканий – около 90%, или 11,1 млрд. тенге, – приходится на внеплановые проверки, что свидетельствует о нежелании тех, кто контролирует, применять в качестве административных взысканий за нарушения требований такую общепринятую меру, как предупреждение.
В текущем году по поручению Правительства РК была проведена проверка этих госорганов, в результате которой установлены системные нарушения, допускаемые в ходе контрольных мероприятий.
Согласно данным Совета по защите прав предпринимателей НПП РК, только в нынешнем году в центральный аппарат и региональные палаты предпринимателей РК поступило 3 800 обращений от субъектов МСБ. Из них 220 вопросов были рассмотрены в ходе 78 заседаний советов, проходивших как в столице, так и в регионах. При этом 103 вопроса разрешились в пользу бизнесменов. Больше всего жалоб рассмотрено палатами предпринимателей Алматы – 20 обращений, ВКО – 17 и Алматинской области – 14.
Усилиями экспертов центрального аппарата и региональных палат НПП РК удалось отменить штрафы и пени субъектам предпринимательства на общую сумму 8,4 млрд. тенге.
Преобладающее большинство обращений предпринимателей – 590, или 16%, – связано с бюрократическими и прочими действиями государственных и правоохранительных органов в отношении прав предпринимателей. При этом на нарушения местных исполнительных органов в сфере земельных правоотношений, архитектуры и строительства от бизнеса поступило 552 заявления – 15%. Жалоб касательно закупок государственных органов и национальных компаний – 385 (10%), обращений по налоговым правоотношениям – 326 (9%). Сферы транспорта касаются 192 обращения (5%), взаимоотношений с субъектами естественных монополий – 137 (4%). По вопросам внешнеэкономической деятельности, в том числе по таможенным вопросам, в НПП РК поступило 125 обращений (3%) от предпринимателей и 104 жалобы (3%) – по аграрно-промышленному комплексу.
На расширенном заседании Совета по защите прав предпринимателей НПП РК, посвященном итогам уходящего года, было сказано о предстоящем 50-процентном участии представителей региональных палат предпринимателей в местных консультативно-совещательных органах, деятельность которых связана с развитием предпринимательства.
ТенденцииОдним из положительных моментов текущего развития МСБ эксперты называют нарастающую динамику роста выпуска продукции в МСБ, что достигается не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть когда рост производительности труда превышает темпы роста занятости в малом и среднем бизнесе. Это говорит о том, что МСБ в Казахстане активнее других сфер использует в своей деятельности новые технологии, обеспечивающие более высокую производительность и дополнительную экономию ресурсов, в том числе за счет минимизации человеческого фактора в тех или иных процессах. Так, если количество субъектов МСБ за последние годы выросло на 23%, то производительность труда здесь увеличилась на 51%, а объемы производства товаров и услуг – на 85%.
Следующая тенденция – это преобладающая доля в общем валовом объеме производства МСБ предприятий обрабатывающей и другой промышленности, что, несомненно, происходит во многом благодаря активной реализации программы ГП ФИИР. При этом, как полагают в НПП, у МСБ есть существенный задел для прорыва в виде неохваченного контингента трудоспособного населения страны, привлечение которого в эту сферу могло бы обеспечить резкий рост уровня производства малого и среднего бизнеса. Но как это сделать, если этот "задел" в основном состоит из людей менее активных в деловом плане и дезориентированных в условиях рыночной действительности, где на каждое "сегодня" есть свое "завтра"?
Представители Национальной палаты предпринимателей считают, что, во-первых, во всех районах должны функционировать центры обучения бизнесу. Во-вторых, необходимо работать над повышением рентабельности и конкурентоспособности действующих предприятий малого бизнеса, помогать им в модернизации и получении кредитов на развитие, в том числе обеспечивать меры для повышения общей квалификации предпринимателей на основе стажировок за рубежом.
Между тем зарубежные стажировки стоят денег, которые явно будут стимулироваться за счет тех ресурсов, об эффективном расходовании которых говорилось в Послании Главы государства. Поэтому, чтобы не бросать зря деньги на ветер, нужно посылать на зарубежные стажировки именно таких людей, от которых впоследствии будет толк, а не просто галочка для отчетности. Ведь не секрет, что даже в этом важном деле до сих пор повсеместно существуют формализм и порочность подходов в определении кандидатов на зарубежную стажировку.
Впрочем, о реальном развитии этого сектора вряд ли можно судить исключительно по статистическим данным, отражающим преимущественно количественную, но не качественную сторону процесса. На деле за последние годы в этой сфере произошло немало позитивных трансформаций качественного характера, которые за количественными показателями, как за дымовой завесой, к сожалению, остаются менее звучными параметрами роста.
Как известно, любой прогресс определяется именно качественными факторами точно так же, как поступательное развитие предприятий МСБ характеризуется не столько количеством производимых товаров и услуг или использованной электроэнергии, сколько конкретными качественными результатами, например, рентабельностью производства за счет высокой производительности труда и энергоэффективности, инновациями и многими другими характерностями. Поэтому, говоря о росте МСБ, было бы куда логичнее вести речь о потенциальных слагаемых этого сектора, его конкурентоспособной, наукоемкой и менее энергоемкой продукции, которая, в сущности, и составляет реальное содержание вклада МСБ в экономику, в то время как остальное – условности.