Графику долго выставлять нельзя из-за того, что бумага на свету желтеет и начинает портиться, поэтому каждая выставка становится событием. Следует добавить, что музей им. А. Кастеева обладает крупнейшей в Казахстане коллекцией графики европейских художников, и, значит, многие из работ зритель не увидит в других музеях.
– Большую часть экспозиции мы посвятили творчеству выдающегося голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606–1669), потому что он один из тех, кто закладывал основы графического искусства в Европе и превратил его в самостоятельный жанр, – пояснил куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея Амир Джадайбаев.
Организаторы предварили выставку словами этого яркого представителя золотого века Нидерландов: «Внимай лишь одному учителю – природе». Мысль Рембрандта понятна, поскольку он сам стремился к природной естественности. И своих учеников призывал вглядываться в природу, стараться запоминать, как люди ведут себя в обыденной жизни, как они плачут от счастья или смеются, когда им хочется плакать.
Всего музей выставил более 100 образцов великолепной графики художников Голландии, Германии и Франции. Это Рембрандт, Антони Ватерло, Ян Ливенс, Альбрехт Дюрер и Жак Калло.
– Классическую графику и живопись необходимо изучать, иначе развитие современного и национального искусства сложно представить, – говорит Амир Джадайбаев. – Выставленные работы – это классика, с которой студенты, начинающие художники, обязательно должны знакомиться. В этом плане музей сделал значительный вклад, предоставив редкую возможность увидеть гравюры, офорты, факсимильные оттиски живописцев прошлого. Думаю, каждому интересно и полезно прикоснуться к высокому искусству.
Основную часть экспозиции заняли офорты с известных картин Рембрандта. Среди них есть оттиски, которые художник делал сам со своих работ, как, к примеру, композиция «Нищий». Рембрандт был талантливым во многих областях, после смерти у него обнаружили огромное количество офортов и гравюр с произведений других художников, поскольку он был коллекционером и арт-дилером, покупал и перепродавал картины. А еще занимался педагогической деятельностью, воспитав более 50 учеников.
С 1632-го у Рембрандта начались самые благополучные в его жизни годы. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесло широкое признание. У него появилась своя школа и ученики. В этот период Рембрандт создал такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией», «Даная».
Счастливое время завершилось внезапно. В 1642-м «Ночной дозор» был отвергнут заказчиками – членами Стрелковой гильдии Амстердама, не оценившими новаций художника в написании группового портрета.
На самом деле в картине виден тонкий вкус и маньеристическая выучка автора, который изобразил на одних героях сапоги со шпорами, на других – чулки с подвязками, на третьих – туфли с украшениями. Рембрандту удалось показать людей в движении: из глубины картины они словно идут вперед, на зрителя. Направление единое, и одновременно каждая фигура в пространстве полотна существует отдельно. Некоторые герои застыли в изящной позе, подчеркивающей их индивидуальность.
Несмотря на художественное совершенство полотна, Рембрандт перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.
Неудачи преследовали художника: в 1656 году его объявили должником и с аукциона распродали имущество. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» разделило судьбу «Ночного дозора». А в 1663-м он похоронил вторую жену и сына.
Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать, он отказался от театральных эффектов, а в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Так, эмоциональной насыщенностью полны его «Святое семейство», серия автопортретов и пейзажи. Итогом его творчества многие называют такой шедевр, как «Возвращение блудного сына» – офорт с этой картины также представлен на выставке.
Амир Джадайбаев напомнил, что история офорта начиналась с изобретения Иоганном Гутенбергом в 1450 году печатного станка. В Германии офорт пришел на смену традиционной гравюре на дереве. Именно такую доофортовую гравюру на дереве «Герб города Нюрнберга» прославленного немецкого мастера Альбрехта Дюрера (1471–1528) мог увидеть зритель.
Французская школа графики представлена выдающимся мастером XVII века Жаком Калло (1592–1635). Его офорты из военных серий изображают трагический захват войсками его родной Лотарингии. Чрезвычайно интересна серия офортов Balli di Sfessania, созданных Калло в 1622 году по мотивам итальянской комедии масок, где он показал характеры людей очень разнообразно, часто в гротесковой форме.
Тему европейской графики музей планирует продолжить в следующих тематических выставках. Вполне возможно, что зритель вскоре увидит работы французских художников минувших веков.