В мае 2015 года в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» был инициирован ряд изменений в налоговое законодательство в части объединения Налогового и Таможенного кодексов. Налоговые реформы направлены на решение таких задач, как стимулирование роста и производительности отечественного предпринимательства, повышение эффективности налогообложения, вывод налогооблагаемой базы из теневого оборота, обеспечение налогоплательщиков должным уровнем государственных услуг.
– Одним из самых обсуждаемых вопросов был переход на налог с продаж, – отметил заместитель председателя правления НПП Рустам Журсунов. – НПП выразила свою озабоченность этим нововведением, поскольку структура перехода на налог с продаж подразумевала каскадный метод, который, по нашим исследованиям, не используется в развитых странах. Нацпалата, сделав расчеты, создав экономические модели, указала на ряд серьезных недостатков такого подхода. По всем параметрам мы увидели рост себестоимости отечественных товаров, работ и услуг от 9 до 15%. В мае текущего года было объявлено о приостановлении этой инициативы, и фокус Правительства был направлен на совершенствование взимания налога на добавленную стоимость как на наиболее распространенный косвенный налог.
Касаясь НДС, спикер напомнил, что в середине прошлого года активно обсуждалась инициатива Миннацэкономики о снижении порога для обязательной регистрации по НДС с 64 млн тенге, или 30 тыс. МРП до 6,8 млн тенге, или 3 тыс. МРП. Год назад НПП также высказала озабоченность по этому поводу, так как одномоментное десятикратное уменьшение порога приведет к увеличению налоговой и административной нагрузки для предпринимателей. Нацпалата предложила поэтапное снижение порогового значения для плательщиков НДС. В настоящее время эта норма предусмотрена в законопроекте о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, в котором предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС до 30 тыс. МРП до 2017 года с дальнейшим поэтапным снижением: в 2018 году – до 25 тыс. МРП, в 2019 году – до 20 тыс. МРП, в 2020 году – до 15 тыс. МРП.
Наряду с этим на протяжении 3 лет поднимается вопрос повышения эффективности рассмотрения налоговых и таможенных апелляций.
– Мы благодарны Правительству, Миннацэкономики, Минфину за поддержку наших предложений, – подчеркнул Р. Жунусов. – Суть новаций в том, что, во-первых, все проекты, акты налоговых и таможенных проверок предварительно будут направляться и согласовываться с налогоплательщиками. По нашему мнению, это повысит эффективность и качество налоговых проверок. Не секрет, что зачастую налогоплательщик оказывается перед фактом, когда ему показывают уже готовый акт. А любое доначисление налогов, судебное разбирательство для него это стресс. Поэтому здесь должны быть понятные и четкие правила игры. Во-вторых, с обжалованием актов налоговых проверок, на наш взгляд, необходимо идти не в Комитет госдоходов, а в Минфин, что исключит конфликт интересов. Мы предложили создать при Министерстве финансов апелляционную комиссию, в которую также войдут представители Миннацэкономики, НПП, и будут коллегиально обсуждать каждую жалобу. Это повысит качество рассмотрения жалоб, контроль за качеством проверок. Порядок работы комиссии будет определяться на уровне Правительства отдельным нормативно-правовым актом.