Коллектив академии в подготовке кадров вышел на новый, более высокий уровень. С учетом международного опыта структура вуза радикально модифицирована. Главный акцент делается на подготовку специалистов через авиационные учебные центры. Важнейшей задачей остаются обеспечение безопасности авиаперевозок людей и грузов и высокий уровень обслуживания пассажиров.
Ранее обучение и летная практика студентов осуществлялись частично в нашей стране, а в основном в Литве, Финляндии и Испании, где находится вторая база вуза. С нынешнего года прохождение практики планируется проводить на территории Казахстана. Академия, осуществляя подготовку бакалавров и магистров в полном соответствии с международными требованиями, будет первым подобным высшим учебным заведением в Центрально-Азиатском регионе. Она начнет готовить специалистов и для зарубежных стран. Более того, с текущего года начата подготовка пилотов-вертолетчиков.
– Открытие нового учебного центра является ярким примером пристального внимания Президента страны Нурсултана Назарбаева как к обучению специалистов гражданской авиации, так и к отрасли в целом, – сказал на церемонии открытия председатель правления – ректор вуза Мухтар Байжуманов.
По мнению руководства академии, современные тренажерные комплексы и учебные самолеты, а также создание станции по их техническому обслуживанию стали своеобразной эстафетой поколений, продолжением лучших традиций в подготовке авиационных кадров страны. Журналистам была предоставлена возможность подробно ознакомиться с работой на тренажерах авиалайнеров Airbas 320 и Boeing 737.
Мы заходим в салон тренажера и словно попадаем в святая святых – кабину пилотов. Слышен мерный гул работающих двигателей, ощущается легкое покачивание салона. Над панелью управления с ее многочисленными приборами, тумблерами и датчиками – огромный иллюминатор. С высоты птичьего полета мы наблюдаем, как перед нами разворачиваются картины земного ландшафта – небольшие перелески, поля, реки и озерца. Словом, мы в полете.
В креслах перед панелью будущие асы – первокурсники Нурсултан Дастанов и Бердияр Ачилов. Они под руководством пилота-инструктора Ильяса Исакова «ведут» лайнер по заданному маршруту. Все переговоры только на английском языке – таковы правила обучения.
Отвлекаясь на минуту-другую, Ильяс Исаков рассказывает нам:
– При обучении студентов мы предусматриваем создание различных нештатных ситуаций: гроза и обледенение, сильный боковой ветер и турбулентность, отказ двигателя и даже посадка на поверхность водоема. И требуем, чтобы будущие летчики умело действовали в условиях ЧС, оперативно принимали меры по обеспечению безопасности пассажиров и грузов.
– А как проводите тренировки с экстренной посадкой на водную поверхность?
– И это предусмотрено программой. В академии имеется бассейн, где и отрабатывается подобный метод спасения людей. Так что «нырять» приходится и пилотам, и стюардессам.
В вузе прекрасный профессорско-преподавательский и инструкторский состав. Так, ректор М. Байжуманов – член-корреспондент Казахстанской национальной академии естественных наук, доктор PhD, кандидат физико-математических наук. Инструктор Ильяс Исаков в авиации с юных лет, с 1995 года покорял небо над многими странами мира, налетал на разных типах самолетов почти 22 тыс. часов. В свое время в его экипаже вторым пилотом был отец первокурсника Ачилова.
– Обучал отца, теперь обучаю его сына, как знать, может, придется обучать летному делу и внука Ачиловых, – смеется инструктор. – Почему бы нет? Ведь есть же династии артистов, шахтеров. А профессия летчика сейчас все больше популярна среди казахстанской молодежи.
В небо над аэродромом Боралдай один за другим взлетают новенькие самолеты Tecnam. Перед студентами академии открываются высокие горизонты. После окончания вуза они будут получать лицензии как казахстанского, так и европейского образца. Новое поколение пилотов с уверенностью смотрит в будущее гражданской авиации республики.