
– Бейбут Баймагамбетович, как мы знаем, Мажилис одобрил законопроект «О статусе педагога», и до конца текущего года он может быть принят. Скажите, что предшествовало появлению этого законопроекта?
– Прежде всего это накопившиеся проблемы в сфере обучения и воспитания нового поколения. С одной стороны – безостановочное желание управленцев непременно реформировать систему образования. Зачастую такие «новые подходы» приводили к неверным решениям: неэффективно использовался бюджет, росло недовольство родительской и педагогической общественности.
С другой стороны, мы видим, как быстро развивается мир вокруг нас, ежедневно генерируются новые знания, их нужно осваивать. Повышаются требования к педагогам. Изменилась сама педагогика как сфера деятельности. Изменился характер образования. Теперь те, кто хочет быть конкурентоспособным, учатся всю жизнь.
Поэтому в своем Послании Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение дохода и качества жизни» отметил, что считает необходимым разработать и принять в 2019 году Закон «О статусе педагога», который должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций.
В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева от 2 сентября 2019 года есть целый раздел о новом этапе социальной модернизации, где на первом месте – повышение качества образования, поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества. При этом Президент особо обратил внимание на дефицит кадров квалифицированных педагогов на селе. По статистике, у нас количество сельских школ 5 225. Это почти 75% от общего числа школ (6 973) республики. От этой цифры 40%, то есть 2 819 школ, – это малокомплектные учебные заведения, где обучение имеет свою специфику. К сожалению, действующая в республике программа «С дипломом – в село!» пока не решает все вопросы, условия для молодых педагогов и медиков создаются не везде.
Качество среднего образования в городских и сельских школах – это проблема, и она будет обсуждена на Парламентских слушаниях.
– Как трактуется в законопроекте понятие «статус педагога»?
– Статус педагога – понятие многогранное, и его определение требует целой системы критериев. Среди них основополагающими, на наш взгляд, являются знания педагога и качество работы педагога. Из чего складывается статус? Изначально из самой подготовки к педагогической деятельности, требующей осмысленной ориентированности на профессию, широкого кругозора, психологического, эмоционального и физиологического соответствия будущей профессии педагога (способность работать с детьми, в том числе с особенностями развития). Очень важно иметь соответствующее образование, активную гражданскую позицию и ответственность, правовую грамотность и постоянное стремление к саморазвитию. Главная обязанность учителя и воспитателя – формирование личности обучающегося и привитие ему навыков самостоятельного поиска знаний. В этом суть профессионализма педагога, и он должен утверждаться повседневной работой.
– Какие ключевые вопросы сферы отражены в законопроекте?
– Законопроект небольшой, в нем порядка 20 статей. Вместе с тем они охватывают значительный круг вопросов, которые касаются профессиональной подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации. С участием представителей педагогической общественности, директоров школ обсуждались в рабочих группах вопросы обеспечения их профессиональной деятельности, пересмотра нормативов учебной нагрузки в неделю, обязанностей и прав, в том числе на материальное обеспечение и поощрение. В отдельных статьях обозначены социальные гарантии педагогам и наставничество. Но сказать, что в одном законопроекте решены все вопросы, касающиеся статуса педагога, трудно.
– Как Вы относитесь к подушевому финансированию в системе образования? На Ваш вгляд, поможет ли его внедрение улучшить качество среднего образования?
– Полномасштабное внедрение подушевого нормативного финансирования, по мнению МОН, создаст благоприятные возможности для возникновения конкуренции между образовательными организациями за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.
Апробация подушевого финансирования в среднем образовании в республике началась с 1 сентября 2013 года в 50 пилотных школах в 4 областях (Алматинская (4 школы), Актюбинская (15 школ), ВКО (12 школ) и ЮКО (19 школ). С сентября 2020 года планируется полномасштабное внедрение подушевого финансирования во всех городских школах.
Все действия профильного министерства направлены на улучшение качества образования. Но возможно ли решить проблему качества обучения в средней школе только внедрением нового механизма финансирования, сказать трудно. Идет эксперимент, выводы пилотных проектов не получили своей оценки и не обсуждены пока широкой общественностью. Нужен серьезный всесторонний анализ с привлечением компетентных специалистов. Как показывает история реформ-новшеств в системе образования, скорость и количество их зачастую не достигают своей цели – повышения качества образования. Декларативность, непродуманность планирования, спешка в реализации, «глухота» к голосу общественности, гипертрофированная тяга к контролю-надзору – все это приводит к тому, что родители не вовремя информированы или же получают информацию через вторые-третьи руки. Отчасти отсюда и возникает в диалоге взаимное непонимание.
– Поборы в школе – всем известная проблема, замалчивать которую смысла нет. Отражена ли она как-то в проекте?
– В принципе, подушевое финансирование, по замыслу Правительства, должно решить проблему финансирования школ. Однако вопрос финансирования с повестки дня не снят. И причина здесь не только в объемах финансирования, но и в самом менеджменте системы образования.
Механизмы доплаты педагогам пора пересмотреть. Новый механизм доплат не должен ставить педагога в зависимость от заполнения многочисленных бумаг с представлением всяких сертификатов о повышении квалификации, курсов и так далее, а быть напрямую связан с результатами работы конкретного специалиста. Что, кстати, и было доказано многолетними исследованиями лауреатов Нобелевской премии 2019 года в области экономики (результаты учеников улучшались более всего при прямом стимулировании учителей за результаты учеников и менее всего от изменения технической оснащенности). Безусловно, для этого требуется привести в порядок нормативы нагрузки.
Отсюда вывод: проблема поборов в школах сама по себе не решится. Необходимы комплексные и системные решения, связанные как с увеличением финансирования, так и улучшением менеджмента в системе образования.
– Вы считаете, что педагогическая наука поможет в укреплении статуса педагога и самому процессу обучения?
– Необходимость качественных научных исследований в области педагогики и психологии ни у одного профессионального педагога не вызывает сомнений. Потенциал у нас есть: это соответствующие кафедры крупных и региональных вузов гуманитарного профиля, это Назарбаев Университет, где работают уже несколько лет приглашенные зарубежные профессора, которые знакомы с отечественной педагогической школой. Словом, было бы желание… Не надо забывать, что требуется корректировка по таким дисциплинам, как «возрастная психология» и «возрастная физиология». У меня бывает ощущение, что многие учителя и воспитатели забыли даже классические курсы по этим предметам, прослушанные в стенах вуза. Ведь есть такие понятия, как порог внимания, пределы усвояемых знаний, особенности восприятия нового материала. Читая некоторые учебники, начинаешь сомневаться: это для 1-го класса или для 5-го? Ведь если разница между взрослыми 40 и 45 лет условна, то разница между 3- и 4-, 9- и 11-летними детьми колоссальная. Сейчас эти давно известные вещи преподносятся на различных тренингах как революционные открытия.
Кроме того, нужны новые исследования, решающие вопросы, связанные с влиянием Интернета, увеличением массива информации, внедрением полиязычия. Как правильно вести занятия с учетом этих факторов, как обратить их на пользу ребенку? И наука педагогическая должна перестроиться, кроме чисто теоретических выкладок, использовать активнее и полевые исследования, привлекать родителей, их мнение также важно.
– Как Вы думаете, обязательно ли высшее педагогическое образование для учителей? Ведь, в принципе, инженер-химик мог бы преподавать химию, а, например, выпускник колледжа IT – информатику…
– Убежден, высшее образование для современного учителя необходимо и обязательно! Особенно учитывая скорости информационных потоков, глобализацию мира в целом и знаний в том числе. Кроме предметной подготовки, будущие учителя системно и последовательно обучаются методике преподавания своих предметов, возрастной психологии и физиологии, проходят практику под руководством опытных педагогов, разрабатывают собственные концепции преподавания предмета. Это не ново и тем не менее необходимо. В класс должен входить профессиональный педагог. Тем более в любом случае он еще неоднократно будет на протяжении всей своей карьеры повышать квалификацию.
Другой вопрос – воспитатели детских садов, в садиках могут спокойно работать выпускники педагогических колледжей. Заметьте, педагогических колледжей. Пусть среднее специальное, но профильное образование. В самом юном возрасте закладываются основы мышления ребенка, его способность искать новое и применять его. Вы же не захотите, чтобы вашими детьми или внуками в садике занимался, например, бывший инженер-технолог или специалист по ремонту телевизоров? Везде нужны профессионалы, и особенно в педагогике.
А представлять давно известные знания за революционные открытия давайте оставим тем «специалистам», которые проводят всевозможные тренинги по правильному воспитанию, правильному развитию детей и не только, и тем родителям, у кого не хватает сил и знаний собственных, чтобы заниматься воспитанием и развитием детей. Первые хотят заработать побыстрее, вторые – снять с себя эту непростую работу – ежедневно думать и направлять деток, вместе с ними расти и меняться.
– Решит ли новый закон все проблемы педагогов? Можно ли сказать, что в скором времени жалобы учеников и родителей прекратятся, а педагоги перестроятся под новые реалии и спокойно будут работать?
– Не будем забывать также, что очень многое зависит от самих педагогов. Профессиональная гордость, знания наших педагогов с опорой на новый закон должны продвинуть нас вперед в сфере образования. Хочу сказать, что и родители тоже должны меняться, не перекладывать всю ответственность на школу и учителя. Большая ответственность за менеджментом образования – в соответствии с новым законом создать достойные условия для жизни и работы учителя. Все проблемы разом не решить, но совместными усилиями мы можем практически все. Жизнь меняется быстро, и настанет день, когда снова придется перестраиваться под новые реалии. Пока же задачи определены, давайте их решать сообща.