

Президент Нурсултан Назарбаев уделяет повышенное внимание высшему образованию. В своей недавней статье «Астана – великая эпоха и стратегический вектор Казахстана» Глава государства пишет: «Предметом моей особой заботы было развитие действующих и создание новых высших учебных заведений Астаны. В 2010 году был открыт Назарбаев Университет, который уже сегодня является ведущим флагманом абсолютно новой научно-образовательной системы страны, нацеленной на подготовку кадров для инновационного Казахстана. Он стал первым казахстанским университетом, который готовит специалистов в соответствии с международными стандартами, работает в соответствии с принципами автономности и академической свободы. По образцу и подобию Назарбаев Университета выстраивается работа всех крупнейших вузов Казахстана».
Сегодня Министерством образования и науки РК разработаны и приняты стратегические программные документы развития сферы знаний, создана эффективная нормативно-правовая база функционирования системы образования и науки. Как известно, ведется активная работа по обеспечению тесной связи с производством. Но этой триады в современных условиях инновационного развития экономики недостаточно. И сейчас ученые говорят об актуальности пентаспирали, включающей в себя образование, науку, бизнес, государство и гражданское общество.
Отличительная черта нашего образования – его восприятие и понимание «как краеугольного камня казахстанской идеологии». Как справедливо отметил
Нурсултан Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050»: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Сегодня немало делается для обеспечения конкурентоспособности самой высшей школы Казахстана. Присоединение нашей страны к Болонскому процессу, вступление в единую европейскую образовательную зону повлекло за собой смену образовательной парадигмы, иное содержание, иные подходы и педагогический менталитет. Современное казахстанское высшее образование – это индивидуализация образовательных программ, где акцент смещен на самостоятельный выбор траектории обучения, развитие способности оперирования информацией, равнозначное владение теоретическим набором необходимых знаний и умение их практически применять. Казахстанская высшая школа сегодня предполагает наличие программ с международной аккредитацией.
Отличительная черта современного высшего образования – актуализация системы подтверждения квалификации. Глава государства считает необходимым создать независимую систему подтверждения квалификации, подчеркивает, что руководителям современных инновационных производств важно не только быть хорошим специалистом, но знать экономику страны, уметь грамотно, эффективно управлять.
Одна из задач нашего института – наполнение экономического контента образовательных программ технических специальностей. Мы готовим экономистов, ориентированных на реальный сектор экономики, со знанием специфики конкретных отраслей. Функционирование Института экономики и бизнеса при КазНТУ дало начало такому актуальному направлению, как бизнес-образование инженерных специалистов, топ-менеджеров крупных компаний. С января 2012 года в «Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан» введена новая специальность магистратуры – «Деловое администрирование» с присвоением академической степени «Магистр делового администрирования» (МВА). Мы реализуем образовательные программы МВА по следующим направлениям: «Управление нефтегазовым бизнесом», «Финансовый менеджмент горного производства», «Стратегический менеджмент архитектуры и строительства» и другим. На стадии разработки важная для Казахстана программа – МВА в области космической деятельности как одно из направлений сотрудни чества с французскими коллегами. Все программы МВА осуществляются совместно с зарубежными партнерами с выдачей двойных дипломов и сертификацией. В институте ведется активная научно-исследовательская работа. Одна из финансируемых тем – «Разработка модели бизнес-образования на основе компетентностного подхода» – проходит апробацию именно на наших образовательных программах.
В нынешнем году на IV Астанинском экономическом форуме наш вуз выступал организатором панельной сессии «Макроэкономический анализ, параметрическое регулирование и государственная политика в рамках региональных экономических союзов». Выступления модераторов – научных руководителей и соруководителей данной темы – фактически стали апробацией результатов, полученных группой ученых под руководством академика НАН РК Абдыкаппара Ашимова, а также презентацией монографии «Макроэкономический анализ и параметрическое регулирование национальной экономики», выпущенной в соавторстве и рекомендованной к присуждению Государственной премии РК в 2013 году.
В заключение приведу слова известного эстонского эксперта, доктора экономических наук Ханона Барабанера: «Один из главных ресурсов, определяющих успешность любого государства и общества, – это интеллектуальный потенциал населяющих его людей, подготовка кадров. Этот потенциал создается или как минимум совершенствуется системой высшего образования. Вузы должны стать активным элементом спирали, обеспечивающей инновационное развитие экономики, я бы сказал пентаспирали, которая включает в себя – образование, науку, бизнес, государство и гражданское общество». Эти мысли одного из учредителей Евразийского экономического клуба ученых как нельзя лучше подходят к актуальным задачам, стоящим перед высшей школой Казахстана, создающей этот потенциал.
Сауле АБДЫГАППАРОВА, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и бизнеса Казахского национального технического университета им. К. Сатпаева