Предложения о внедрении нового налогового режима для розницы рассмотрены на заседании Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства при партии "Нур Отан". Суть изменений в том, что вместо налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) для розничной торговли предлагается внедрить единый налог с розницы, с градацией ставок в зависимости от того, в наличной или в безналичной форме компания производит расчеты.
– Ставки налога предлагаются 12% – для наличных доходов, 7% – когда товары и услуги оплачиваются посредством карточек и 5% – когда оплата идет через онлайн-магазин. Такая градация ставок установлена для того, чтобы бизнесу было выгоднее получать оплату безналичным способом, – пояснил, представляя пакет предложений директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.
Он напомнил, что сейчас компании розничной торговли облагаются по общеустановленной схеме КПН по ставке 20% и НДС по ставке 12%, а по упрощенной ставке (для малого бизнеса) – налог с продаж по ставке 3%. В рамках проводимой в Казахстане налоговой реформы предлагается заменить НДС налогом с продаж в различных секторах экономики, а для розничной торговли ввести единый розничный налог.
В случае введения единого налога с розницы, согласно предложенной схеме, НДС сохраняется только при импорте, снимается градация по объему оборотов компании. Розничный налог будет действовать только в отношении доходов, полученных от физических лиц, в секторах розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, где клиентами являются физические лица.
– Также предполагается, что поступления от розничного налога будут переданы в местные бюджеты, что позволит решить два вопроса, – пояснил О. Худайбергенов. – Во-первых, снизить дотируемость регионов, которая сейчас фактически является искусственной. И во-вторых, заинтересовать регионы в развитии розничной торговли на местах.
В случае введения розничного налогового режима (РНР), по словам главы центра макроэкономических исследований, фактически будет проведена налоговая амнистия. Предприятия, перешедшие на РНР, не будут подлежать проверке, если за прошлые периоды налоговая сумма, включая налоги с зарплаты, составляла 7% и более. Если же эта сумма была менее 7%, можно будет либо доплатить разницу, либо пройти проверку и доказать объективность фактической налоговой нагрузки.
При этом если ТОО и ИП, которые работали по упрощенным схемам налогообложения, после перехода на РНР станут неактивными, такие компании будут подлежать ликвидации.
По данным, озвученным на заседании, из работающих на упрощенном налогообложении 346 тыс. малых юридических лиц в республике активными являются только 121 тыс.
Кроме того, на заседании обсуждено и предложение о проведении в Казахстане так называемых чековых лотерей. То есть покупатели смогут использовать кассовые чеки, полученные в торговых точках и предприятиях сферы услуг, для участия в розыгрышах призов. Для каждого региона, исходя из численности населения, предлагается установить количество призов, разыгрываемых один раз в неделю, в месяц, в квартал и ежегодных призов. Закуп призов будет идти за счет средств бюджета.
По замыслу разработчиков предложений, введение РНР и чековой лотереи позволит значительно сократить объем теневого оборота в экономике Казахстана.
– Если мы посчитаем при помощи «метода доходов» параметры нашей экономики, то сейчас на доходы населения остается 11 триллионов тенге, с учетом того, что население берет кредиты или кладет деньги на депозиты, в целом у населения имеется 11,5 триллиона тенге, чтобы их потратить, – озвучил данные О. Худайбергенов. – При этом официально зарегистрированный оборот розничной торговли за 2014 год составляет 6,3 триллиона тенге, – добавляем к этому общепит и платные услуги населению. Всего получается около 7 триллионов тенге. Фактически, население имеет больше доходов. Разница составляет теневую экономику.
Эксперт также отметил, что при разработке законопроекта о введении РНР данные будут уточняться. Однако, даже по предварительным расчетам, внедрение розничного налогового режима позволит бюджету получить дополнительно 260 млрд тенге, а внедрение чековой лотереи – получить дополнительно 280 млрд тенге.