РЕГИОНЫ, НЕ СТАВШИЕ СИЛЬНЫМИ
Приоритеты Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года направлены на обеспечение экономических условий для повышения уровня жизни, приведения его в соответствие со стандартами стран ОЭСР. Семь системных реформ, предусмотренных документом, охватывают все ключевые аспекты функционирования государства: от развития человеческого капитала, бизнеса, внедрения новых технологий, обеспечения верховенства права до улучшения схем управления, совершенствования связи общества и госсектора.
Акценты государственной политики развития направлены в том числе на усиление экономического потенциала регионов, чему будет способствовать предоставление местной власти большей самостоятельности в выборе решений, нацеленных на повышение благосостояния граждан прежде всего через трудовую активность. При этом процессы урбанизации в Казахстане должны стать более равномерными и предсказуемыми. Для этого предполагается охватить реформами не только агломерации, но и средние города, призванные стать новыми центрами притяжения инвестиций, технологий и трудовых ресурсов. Но пока здесь есть проблемы.
На недавнем заседании Правительства Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев напомнил руководителям ведомств, курирующим вопросы регионального развития, что с привлечением якорных инвесторов в моногорода дело продвигается ни шатко ни валко.
– Привлечение якорных инвесторов в проекты моногородов должно было способствовать открытию новых производств и созданию новых рабочих мест. Однако сейчас этому вопросу уделяется недостаточно внимания, – заявил глава Правительства.
Как известно, данный вопрос вытекает из приоритетов Плана нации «100 конкретных шагов», и его откладывание в долгий ящик уже невозможно в силу того, что без развития экономики малых и моногородов нельзя вести речь о кардинальном решении проблемы диспропорции в социально-экономическом развитии регионов, равномерности и управляемости процессов миграции.
В 2012 году в Послании народу «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Глава государства выделил 10 важных пунктов развития нашей страны, один из которых связан именно с экономикой регионов. При этом Президент озвучил ключевой тезис о том, что «сильный Казахстан – это прежде всего сильные регионы».
На том этапе основной упор в региональной политике делался на развитии точек экономического роста, строительстве новых предприятий, увеличении рабочих мест, укреплении социальной и другой инфраструктуры. Тогда же началось использование мер содействия переезду казахстанцев в регионы с наибольшим дефицитом трудовых ресурсов. На основе механизмов Программы развития моногородов на 2012–2020 годы немало усилий прилагалось для развития инфраструктуры ЖКХ, бизнеса и социальной сферы малых городов страны.
Однако моногорода так и не стали центрами деловой и инвестиционной активности, точками притяжения рабочих ресурсов, как планировалось ранее, а миграция в большие города только усилилась.
Сальдо миграции в последние годы остается отрицательным. В среднем, как показывает ситуация, из малых и моногородов ежегодно уезжает около 12 тыс. человек.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ...
В Казахстане, кроме 27 моногородов, есть еще 41 малый город. На сегодня в общей сложности здесь проживают 2 429 406 человек (13,4% от общего населения страны): в моногородах – 1 325 641 человек, в малых городах – 1 103 765 человек. Проблемы этих потенциальных центров роста общеизвестны. На сегодня в них остаются нерешенными вопросы технологической отсталости большинства промышленных предприятий, безработицы, оттока кадров, недостаточного уровня развития всех видов инфраструктуры.
Согласно данным Института экономических исследований МНЭ РК, с 2012 по 2016 год доля объема промышленного производства малых городов в общем объеме промышленности страны варьировалась от 0,6% до 1,7%, моногородов – от 11,6% до 13,7%. Инвестиции в основной капитал предприятий малых городов составили всего 3,7–4,3% от республиканского объема, в моногородах – 7,4%.
Безусловно, эти данные свидетельствуют о низкой доле объема промышленного производства и инвестиций в основной капитал предприятий малых и моногородов к республиканскому уровню. Несмотря на меры, принятые и принимаемые в рамках прежних и нынешних программ, здесь по-прежнему остается высоким уровень износа инженерных сетей и коммуникаций. Как свидетельствуют данные за 2016 год, в среднем этот показатель составляет порядка 53,1%, а в отдельных местах положение и вовсе критическое. Например, износ водопроводных сетей в Атбасаре доходит до 80%, Макинске – до 82,5%, моногородах Курчатове и Риддере – до 86%.
Между тем ахиллесовой пятой являются низкая плотность населения (в среднем 6,6 человек на 1 кв. км) и средний уровень урбанизации (55,5% по сравнению с 74% в России и 77% в Малайзии). Это увеличивает себестоимость предоставления социальных услуг, строительства инфраструктуры, дорог, коммуникаций и объектов бизнеса. Поэтому в малонаселенные районы с неразвитой инфраструктурой и промышленностью зарубежный инвестор, обладающий капиталами и передовой технологией, не больно спешит, если речь не идет о добыче и переработке минеральных ресурсов или размещении в этих местах промышленных производств, переносимых в рамках глобальной технологической трансформации.
Ведь любой средний и крупный бизнес прежде всего стремится туда, где есть емкая потребительская среда для широкого разворота деятельности. Поэтому сегодня важно не только сохранить, но и преумножить население малых и средних городов, которые при верной постановке дела могут стать эпицентрами притяжения значительной части мигрируемого населения прежде всего внутри страны.
В отраслевом плане из 27 моногородов республики обрабатывающие производства сосредоточены в 21 городе, добывающие – в 5: Серебрянске, Степногорске, Жезказгане, Сатпаеве и Хромтау. Город Курчатов остается форпостом ядерной науки. Предприятия обрабатывающей промышленности сегодня либо частично загружены, либо простаивают из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса и потери квалифицированных кадров в результате миграции.
Уровень безработицы в малых и моногородах по-прежнему высок. В 2016 году он составил 5,2% при среднереспубликанском уровне 5%.
Как отмечает заместитель председателя правления АО «Институт экономических исследований» Бауыржан Мукан, основные проблемы моногородов касаются не только инфраструктуры. Главные из них связаны с состоянием градообразующих предприятий или доминирующей отрасли, которые сталкиваются с такими проблемами, как истощение ресурсной базы, снижение спроса на продукцию в условиях современной рыночной конкуренции, где лидируют компании с передовыми технологиями.
Например, горнорудное производство Аркалыка сегодня находится перед фактом истощения запасов бокситов. Системообразующее предприятие Житикары – АО «Костанайские минералы», которое является единственным производителем асбеста в Казахстане, сталкивается с проблемой снижения спроса на продукцию на традиционных рынках сбыта.
Аналогичные трудности еще недавно имели место и на свинцово-цинковом комбинате города Текели, однако там нашли нового инвестора и диверсифицировали производство на выпуск новой продукции – товарного чугуна. Очевидно, в этом есть немалая заслуга руководства области, которому явно не нужно лишний раз напоминать о своих обязанностях и задачах. Ведь под лежачий камень вода не течет…
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
С учетом вышеизложенной ситуации в рамках Стратегического плана-2025 на национальном уровне формируются макрорегионы с центрами экономического роста в крупных агломерациях – Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе. На региональном уровне точками роста определены областные центры и города Семей и Туркестан, перспективные малые и моногорода, а также опорные села (314 из 6 660) и приграничные территории.
Важный фактор в решении проблем малых и моногородов – пересмотр их типологии по потенциалу экономического развития. Эксперты ОЭСР, ссылаясь на изучение российского опыта, также отмечают низкую продуктивность недифференцированного подхода к развитию моногородов. То есть здесь, как и во всех других делах, нужно знать, где бьют фонтаны нефти, а где ветры-суховеи гоняют соленую пыль по пустынным улицам.
В связи с этим, как считают в Министерстве национальной экономики, необходима классификация городов областного и районного значения с учетом их экономического потенциала и специализации на предмет возможности внедрения дифференцированных (селективных) мер поддержки.
По мнению Бауыржана Мукана, малые и моногорода Казахстана можно разделить на агломерационные, сырьевые и промышленные в зависимости от экономической базы и отраслевой структуры. В соответствии с этим предполагается разработка дифференцированного пакета мер для каждого типа. Это позволит учесть специализацию, социально-экономические условия каждого населенного пункта.
С учетом реального положения вещей, в том числе природно-климатических, демографических и трудовых факторов, решить проблему региональной диспропорции в Казахстане куда сложнее, чем в странах ОЭСР. При этом в рамках среднесрочной перспективы до 2025 года столь же невероятно сложно обеспечить уровень жизни наших граждан, сопоставимый со странами ОЭСР. Тем не менее Правительство ставит перед собой такие цели, как доведение к 2025 году ВВП на душу населения до 46,1 тыс. долларов. Для этого, как считают эксперты, необходимо в разы усилить эффективность мер в сфере развития региональной экономики и роста бизнеса на местах.
В предыдущие годы представителями Министерства по инвестициям и развитию РК отмечалось, что в 25 моногородах республики реализуются 48 якорных инвестиционных проектов на сумму 1,1 трлн тенге с созданием порядка 26 тыс. рабочих мест. Сегодня об этих проектах никто не упоминает, будто их и не было вовсе.
Депутаты Парламента не раз высказывали критику в адрес Министерства по инвестициям и развитию, отмечая слабость якорных объектов, которые с момента ввода в строй не могут дотянуть и до 50-процентной мощности, а некоторые и вовсе стоят, создавая моногородам еще больше проблем, чем раньше.
При этом законодатели отмечали отсутствие в этом процессе главного – системности, которая должна иметь место в таком многосложном деле, как перевод экономики и социальной сферы моногородов с экстенсивного на интенсивный путь развития.