Акимат Алматы и Музей истории города как организаторы пригласили к разговору ученых Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Узбекистана, Республики Кореи и Японии. Главными в повестке стали вопросы значимости города в политико-экономическом, социально-культурном развитии страны и региона. Специалисты говорили об истории Алматы через призму столиц в древние и средневековые периоды, о взаимосвязи города и кочевого народа.
Заместитель директора Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Нурлан Атыгаев напомнил, что именно Алматинский регион, или Жетысу, является центром формирования Казахского ханства. «В 870 году хиджры или в 1465–1466 годах здесь возникло национальное государство казахов, – продолжил он. – Его образование стало важным этапом в эволюции государственности Казахстана, обеспечило консолидацию народа, объединение его этнической территории, развитие духовной и материальной культуры».
Произошло это знаменательное событие после поражения в 1457 году шибанида Абулхаир-хана. Тогда его политические противники – джучиды Керей (Гирей) и Жанибек, из потомков известного правителя Ак-Орды Урус-хана, откочевали от него в Могулистан, а именно в местность Козыбасы. Она находится примерно в 80–90 км от современного Алматы. Именно там будущие казахские правители основали свою первую ставку. К сожалению, сегодня возникла проблема сохранения Козыбасы: там добывают камни, а это разрушает его первозданный облик. Мы попросту теряем исторический памятник.
Заведующая отделом восточного источниковедения Института востоковедения, член-корреспондент НАН РК Меруерт Абусеитова продолжила, что сведения об Алматы встречаются в арабских, монгольских, маньчжурских и китайских источниках, в записках западноевропейских и русских путешественников. Первое упоминание Алматы, или Алмалыка, относится к 1211 году. «В IX веке Алматы был крупным центром торговли и столицей государства киданей, а впоследствии найманов, – продолжила ученый. – Согласно «Монгольской секретной истории», Чингисхан дважды неудачно пытался взять Алматы и 10 лет безуспешно воевал с найманами. Лишь с третьей попытки он завоевал город, а затем направился к Отрару».
Древний писец Елюй Чуцай, сопровождавший Чингисхана в походе на запад, оставил сведения, что Алматы были подчинены 8–9 других городов. По его данным, в Илийской долине «возделывали все пять родов хлеба», что свидетельствует о развитом земледелии и искусственном орошении, считают ученые. Алматы упоминается также в свитках Бабура, а Мухаммад Хайдар Дулати называл город одним из известных урочищ Моголистана. Любопытно, что в ойратско-монгольских источниках Алматы назван как Гурван Алматы или Гуербан Алимату, то есть «Три Алматы». По мнению М. Абусеитовой, это название произошло, скорее всего, от названий трех речек – Большая, Малая Алматинка и Есентай.
Следует добавить, что исследования последних лет подтверждают, что история и культура Казахстана развивались во взаимодействии с древними цивилизациями. А это значит, что о зарождении нашей государственности необходимо судить в контексте с Ахеменидским Ираном, Древней Грецией, Ханьским Китаем, Кушанской империей, Бактрией и Хорезмом. Эти научные выводы подтверждает выставка «Алматы – 1000 лет», состоявшаяся в рамках конференции. Здесь представлены уникальные артефакты, свидетельствующие об истории города как одного из старейших центров цивилизации.