Центр карты
Если визуализировать генеалогическое древо семей Азацких, Бединых и Детковых, представить его в виде карты железных дорог, то центром его станет станция Тобол в Костанайской области. Именно здесь представители первого поколения впервые осели – до этого их адресом был в основном путевой вагончик, всякий раз оказывающийся там, где работа железнодорожников была нужна и важна, где прокладывались новые железные дороги жизни. Казахстан связал судьбы людей, рожденных в разных городах и странах СССР, стал первым настоящим домом. Впервые именно здесь железнодорожные семьи обрели настоящее жилье – квартиру вместо путевого вагона. Именно здесь их дети, представители второго поколения, связали свои жизни, начали работать на благо страны, ставшей родной. То же самое продолжают делать уже их дети и внуки
Самые тяжелые годы выпали на долю первого поколения. Рожденные в начале века, они хлебнули лиха еще в детстве. Молодость свою подарили родине, защищая ее во время войны. Зрелость – восстановлению страны, Целине. Сейчас представителей первого поколения уже нет в живых. Но они смогли передать потомкам самое главное – любовь к своему делу, к железной дороге. В семье почетно быть представителем трудовой династии, истории бабушек и дедушек, самые значимые эпизоды их дорог жизни передаются следующему поколению, становятся достоянием правнуков. Ведь для того, чтобы уверенно идти вперед, всегда нужно знать, откуда ты идешь.
Бедины: под бомбежкой
Самым мучительным было пережить утро. Тело ломило от холода, волосы порой примерзали к стене вагона, приходилось отмачивать горячей водой. Тридцатиграммовый кусочек черного хлеба – это на весь день. Голодные спазмы скручивали живот, но она отщипывала крошки, а остальное отдавала тринадцатилетнему братишке. И прикрывала его собой, вжимаясь в щель, пережидая бомбежку…
У Софьи Бединой детство закончилось в пятнадцать лет. В тридцать седьмом не стало отца, нужно было идти работать, кормить младшего брата. Не на кого было оставить его и во время войны. Софья была участницей трудового фронта, попала на железную дорогу. Строили новые пути, потом толковую девушку включили в состав ремонтной бригады, которая выезжала в зону, близкую к линии фронта, а иной раз и за нее. Восстанавливали рельсы, пострадавшие от бомбежки. Порой приходилось бросать все, прятаться и выжидать, когда закончится очередной налет. И снова приниматься за ремонт: доставка продуктов и оружия, перевозка раненых – в годы войны железная дорога была одной из главных артерий жизни.
Братишку Софья сберегла. И сама уцелела. Уже после войны работала бригадиром ПМС-30 (ПМС – это путевая машинная станция), прокладывали дороги во всех направлениях, объехали практически все республики Советского Союза. Здесь же, на железной дороге, нашла свою судьбу. Муж, Николай Бедин, во время войны тоже прокладывал железную дорогу, после стал бригадиром путеремонтной бригады все в той же ПМС-30. Дочь родилась практически в дороге, в том же вагончике. Правда, по стопам мамы и отца не пошла, но зато связала судьбу с человеком, который трудился в той же сфере, что ее родители.
А Софья с Николаем, исколесив всю страну, в пятидесятых прибыли в Тобол Костанайской области. Стране, в которую ехали на покорение целины со всех концов Союза, требовались новые железные дороги. И одна из них привела на станцию, где Бедины и осели. Первое время жили в вагончике, потом получили квартиру. Успели поработать и здесь: Софья Бедина до старости работала, славилась тем, что могла вбить железнодорожный костыль одним ударом. Она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. И медалями – за труд в мирное время, в войну. В Тоболе дочь Бединых встретилась с Александром Детковым, который тоже был представителем второго поколения трудовой железнодорожной династии. Его родители работали в том же ПМС-30. В детстве ездили в одном вагоне, играли вместе. В юности увидели друг друга новыми глазами, влюбились, создали семью…
Детковы: Сталинград и «вагонный» учитель
Каждое утром начиналось с печи. Закладывала дрова, разжигала, под потрескивание смолистых поленьев мыла руки, раскладывала учебники и тетради, ждала учеников…
У Александры Детковой профессия необычная. В ПМС-30 она работала учителем начальных классов. Дети железнодорожников, которые работали на путевой машинной станции, следовали за родителями, прокладывающими пути по всей стране. Возможности учиться в стационарной школе не было, в интернат их родители не собирались отдавать. Нужен был учитель. Им стала Александра Деткова, которая до этого была председателем колхоза – во время войны, когда все мужчины были на фронте, встала во главе хозяйства, работали для фронта, для победы. Когда мужчины вернулись, Александра пошла работать на железную дорогу. Сначала воспитателем детей железнодорожников, потом учителем. Здесь же встретила будущего мужа Зиновия – тоже некогда деревенский парень, затем глава колхоза. А затем боец: финская кампания, Великая Отечественная. После ранения под Сталинградом вернуться на войну возможности не было. Но как только восстановился, не стал сидеть сложа руки, а пошел работать на железную дорогу, в ПМС-30. Невзирая на свои ордена, сначала был простым путевым рабочим, затем бригадиром, председателем профкома.
Сын, Александр Детков, родился незадолго до того, как семья осела в Тоболе. После школы пошел по стопам родителей. На станции Тобол работал машинистом хоппер-дозаторной вертушки, контролировал процесс загрузки и выгрузки товарных вагонов. После того, как отслужил в армии, вернулся на железную дорогу. Только уже теперь машинистом ВПО-3000 (выправочной подбивочной отделочной машины, которая предназначена для выполнения работ по обслуживанию железнодорожного пути, содержанию его в порядке). Александр так же, как и его родители отправлялся в командировки в разные концы Советского Союза, но в основном обслуживал железнодорожные пути в Казахстане. И в отличие от родителей, его домом был не путевой вагон, а квартира в Тоболе. Он всегда возвращался из командировок домой. Дочери ждали и мечтали так же, как папа работать на железной дороге. У старшей это получилось. Она еще и мужа-железнодорожника нашла. Или он ее.
Сила поколений
Не то, чтобы искали друг друга специально. Просто, если живешь на крупной железнодорожной станции и работаешь на железной дороге, не так сложно найти вторую половину, которая трудится с тобой бок о бок. Так у Азацких и произошло. Познакомились на работе, влюбились практически с первого взгляда. Владислав – монтер Тобольской дистанции пути № 34, Екатерина (тогда еще Деткова) – оператор по обработке перевозочных документов. В семье Владислава Азацкого железнодорожников ранее не было. Но он не смог избрать другую профессию: жил в Тоболе, засыпал и просыпался под неумолчный перестук колес. Поэтому и выбрал профессию, не сомневаясь. Вдвойне выиграл – благодаря работе и супругу нашел. Дочь и сын у Владислава с Екатериной тоже работают на железной дороге, но в России – там получили образование, там и остались.
А вот дочь сестры Екатерины, племянница Вера Быстрова, продолжает дело поколений на родине, на станции Тобол. Профессия у нее необычная – девушка работает в военизированной железнодорожной охране, сопровождает грузы. Для такого дела нужен сильный характер. И он у Веры есть – при такой орденоносной династии, при таком количестве железных дорог в истории семьи характеры потомков тоже становятся железными. Свои силу и умение трудиться они отдают родине. Как когда-то их предки.