Раиса Кыдырбаева, член-корреспондент Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор филологических наук, профессор Абдылдажан Акматалиев, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор филологических наук, профессор, директор Института языка и литературы им. Ч. Айтматова

Сеит Аскарович Каскабасов – безусловная величина в научном мире. Он ученый с высочайшим научным интеллектом и кругозором, подготовивший и воспитавший многих учеников, круг которых сложился в академическую школу. Сеит Каскабасов оказывает особое влияние на развитие фольклористики не только в Казахстане, но и в мире – выдающийся фольклорист, литературовед, доктор филологических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, лауреат премии им. Ч. Ч. Валиханова, Государственной премии РК, автор порядка десяти монографий и сотен научных публикаций.
Научные интересы Сеита Каскабасова охватывают целый ряд проблем фольклористики, особое внимание уделено им теории фольклорных жанров и эпического творчества, мифологии. Ученым исследованы проблемы текстологии, рассмотрены вопросы записи и публикации текстов многожанрового казахского фольклора.
Отдельно следует отметить междисциплинарный подход исследователя: изучая устное народное творчество, Сеит Аскарович Каскабасов никогда не замыкается в рамках одной науки, понимает, что для решения фольклористических проблем необходимо обращаться к данным этнографии, языкознания, литературоведения, искусствоведения. Благодаря этому выдающемуся ученому удалось добиться значимых результатов в области изучения мифологии, фольклорной сказочной и несказочной прозы, а также эпоса казахского народа.
Теоретическая новизна проведенных Сеитом Каскабасовым исследований состоит в применении к казахскому фольклорному материалу ряда новых концептуальных подходов. Так, его монографии «Казахская волшебная сказка», «Қазақтың халық прозасы», «Казахская несказочная проза» стали первыми фундаментальными трудами в казахстанской фольклористике по изучению данных жанров. Автор исследует систему жанров и поэтику сказок казахского фольклора. Сеит Каскабасов дал определение этому феномену, проследил многообразие форм казахского фольклора, проанализировал содержание и структуру различных в жанровом отношении образцов поэтического творчества казахского народа – аңыз, ертегі, шешендік сөз, шежіре.
Глубокое изучение сказки привело ученого к созданию классификационной структуры этого жанра. В результате ученый выделяет такие виды, как мифологические сказки, где герои трактуются как тотемные предки и являются отголоском мифа, а также богатырские и новеллистические сказки, сказки о животных. Концепция развития прозаического фольклора, разработанная Сеитом Каскабасовым, получила широкое признание в трудах исследователей стран Центральной Азии и России.
Ученого волнуют не только прозаические жанры прошлых эпох, нашедшие свою письменную фиксацию и хранящиеся на полках рукописного фонда. Сеит Каскабасов с интересом обращается к активно бытующим жанрам, связанным с ритуальным народным бытом, традициями и обрядами. Исследователю важно проанализировать закономерность и динамику народного творчества в эпоху перемен и кризисов, а также заглянуть вперед, чтобы увидеть перспективы его дальнейшего поступательного развития.
Опора на фундаментальные методологические основы позволила ученому установить последовательность развития национальной словесности от мифологических форм до высокохудожественных письменных памятников. Тем самым доказано, что неиссякаемым источником и вдохновляющим началом письменной художественной прозы является богатейшее устное народное творчество.
Сеита Аскаровича отличает редкий дар – совмещать в себе талант ученого мирового масштаба с талантом компетентного организатора науки. Именно благодаря этому Сеит Каскабасов внес большой вклад в реализацию программы «Культурное наследие», которая и по сей день не имеет аналогов. В рамках данной инициативы Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева Сеит Каскабасов был председателем секции «Фольклористика, литературоведение и искусствоведение» и руководил ее работой, а Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова под его руководством выпустил ряд значимых трудов: свод казахского фольклора «Бабалар сөзі» («Слова предков») в 100 томах, «Антология казахской музыки», серии «Литературные памятники», а также собрание сочинений Мухтара Ауэзова в 50 томах. Даже перечисление изданных серий поражает масштабом охвата наследия казахского народа, которое смогло прийти к читателю благодаря кропотливому и напряженному труду коллектива института и руководителя и организатора этого процесса.
Не менее значимым было издание казахских эпосов «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» и «Қыз Жібек» в академической серии «Эпос народов Евразии», в подготовке текста которых Сеит Каскабасов принял самое активное участие. Данную серию, издаваемую с 1971 года Институтом мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, составили памятники эпической поэзии многих народов Евразии. Каждая книга включала в себя текст эпоса на оригинале и его перевод на русский язык, а также исследование, посвященное исторической оценке и художественной характеристике издаваемого эпоса. Участие в подготовке текстов в этой серии требует высочайшего уровня профессионализма и компетентности.
Под руководством Сеита Каскабасова были изданы академическое собрание сказок о животных на русском языке, труды исследователей-ориенталистов Василия Радлова и Григория Потанина с научными комментариями, а также произведения жырау
XVII–XIX столетий.
Жизнь состоявшегося ученого нельзя представить без наставничества, и судьба Сеита Аскаровича в этом смысле не исключение, а скорее, пример для подражания. Сеит Аскарович Каскабасов не жалеет своего времени и усилий на поддержку молодых ученых, понимая, что фундаментальность науки зиждется на преемственности поколений, на передаче опыта и знаний, их дальнейшего творческого развития.
За молодыми – будущее науки. Именно поэтому Сеит Каскабасов приложил огромные усилия для создания Высшей аттестационной комиссии Казахстана. Став ее первым председателем, разрабатывал «Положения о ВАК РК», участвовал в формировании первого президиума ВАК, экспертных советов и структурных подразделений. Под его руководством были открыты диссертационные советы по защите диссертаций, которые стали основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в стране. В течение многих лет Сеит Аскарович был председателем диссертационного совета в Институте литературы и искусства им. М. Ауэзова по присуждению докторской степени, чем внес неоценимый вклад в подготовку научных кадров не только в Казахстане, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Особо хотелось отметить усилия, прилагаемые казахстанским ученым в подготовке научных кадров для академического сообщества Кыргызстана. Мы находимся в тесном общении с Сеитом Аскаровичем и ощущаем его заботу. Десять лет Сеит Каскабасов работал в Диссертационном совете Института языка и литературы им. Ч. Айтматова Национальной академии наук Кыргызской Республики. Трудно подсчитать, сколько фольклористов и литературоведов было подготовлено за эти годы при непосредственном участии ученого, и невозможно переоценить его вклад в развитие кыргызской филологии.
Трудно найти исследователя-филолога из Кыргызстана, чьи пути к достижению научных вершин так или иначе не были бы связаны с добрым наставничеством Сеита Аскаровича. Многие ученые с глубочайшей благодарностью говорят о нем, как о внимательном, строгом, но великодушном человеке, в какой бы роли он ни выступал – научного оппонента или автора отзывов. Его критика всегда объективна и конструктивна, а предложения по диссертации – ценные и плодотворные.
Несколько лет Сеит Каскабасов работал в Астане в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева, где организовал научно-исследовательский центр «Евразия» и факультет востоковедения. Он продолжает вести активную общественную работу, являясь членом многих значимых международных обществ и входя в состав советов и комитетов. Знаком особых доверительных отношений с Кыргызстаном стало избрание его академиком Международной Айтматовской академии.

Богатое научное наследие и признание трудов Сеита Каскабасова в Казахстане, в республиках Центральной Азии, дальнем зарубежье позволяют высоко оценить вклад ученого и его влияние на развитие не только казахской, но и мировой фольклористики, литературоведения, искусствоведения.
Актуальность трудов ученого свидетельствует не только о его профессионализме, объективности интеллектуального мышления, но и характеризует его, как сильную, независимую личность, имеющую собственный взгляд на научные проблемы и социум.
Из книги Сеита Каскабасова «Золотая жила»
«Казахский фольклор является частью общечеловеческой культуры и имеет не только национальный, но и интернациональный характер. В нем, наряду с сугубо казахскими, можно встретить немало сюжетом и мотивов, общих для устного народного творчества многих народов.
Наш труд – это начало исследований вопросов устной прозы, и в этом плане он может служить основой для широко научного системного осмысления прозаического фольклора в целом.
Столь всестороннее и глубокое исследование народной прозы диктуется не только тем, что она является прекрасным памятником истории и духовной культуры, отражающей пути развития общественной и – особенно – художественной мысли народа и его эстетики, но и тем, что прозаический фольклор вместе с устно-поэтическим творчеством продолжает жить и в нашу эпоху как составная часть современной культуры.
Произведения устной прозы, как и фольклора в целом, щедро питают все виды современного искусства и литературы, активно функционируют в системе литературы и искусства, и тем самым в известной мере оказывают влияние на культуру сегодняшнего дня и общественного сознания в целом.
Это свидетельствует о том, что фольклор бытует в нашем обществе не пассивно, как лишь духовное наследие или архивные, музейные реликвии, а творчески осваивается в целях идейно-эстетического и патриотического воспитания людей, в целях дальнейшего развития казахской национальной культуры».