30 лет Независимости

Благословенный юг

На заре Независимости на казахстанском юге, как, впрочем, и везде на постсоветском пространстве, возникало немало сложностей. Остановка предприятий, забастовки, банкротства... Пустые полки магазинов, бартер и уроки при свечах... Сегодня все это в прошлом. Трудности переходного периода казахстанцы смогли преодолеть сообща, переведя экономику на рыночные рельсы.
фото Л.Доброты

Мосты в будущее

Без преувеличения историчес­ким событием для юга страны стало строительство автодороги Кзыл-Аскер – Кировский протяженностью 53 км с мостом через Сырдарью. Путепровод стал чуть ли не единственной на тот момент дорогой, соединяющей крайний юг и проживающих там 360 тыс. южноказахстанцев с другими районами облас­ти. Неудивительно, что еще на стадии строительства местные жители окрестили трассу «дорогой жизни».

Со времен освоения Голодной степи мактааральцы, чтобы попасть в Шымкент и выехать обратно, вынуждены были добираться через территорию Узбекистана. С введением таможенных постов и пограничного контроля делать это стало довольно проблематично. Появление новой дороги избавило от необходимости пересекать государственную границу, а расстояние от Шымкента до Мактаарала сократилось на 120 км.

Это стало возможным благодаря обретению Казахстаном Независимости, ведь ранее на протяжении десятилетий мактааральцы куда только ни писали о своей проблеме, но добиться ее решения не могли.

Дополнительным неудобством в пути были очереди на пунктах пограничного перехода. Одно время они закрывались в 18.00, и гражданам приходилось искать место для ночлега в Сарыагаше или Келесе, чтобы утром продолжить путь домой.

Узнав о такой ситуации, Елбасы Нурсултан Назарбаев распорядился построить прямую дорогу и мост через Сырдарью.

Десант мостостроителей на берегу Сырдарьи высадился в октябре 1999 года. За пару лет они успешно справились с пос­тавленной задачей, значительно опередив установленные сроки. Уникальность проекта в том, что пять малых и один большой мост непосредственно через русло реки были построены в пойме Сырдарьи, ширина которой в этом месте составляет 18 км.

Запуск в эксплуатацию объекта, связавшего Мактааральский район с остальной территорией области, состоялся накануне празднования 10-летия Независимости республики.

Несколько тысяч южан соб­рались, чтобы поблагодарить Президента, лично принявшего участие в церемонии открытия путепровода, за оперативное решение вопроса. Нурсултан Назарбаев пешком прошел через весь мост длиной 439 м, чтобы на противоположном берегу пообщаться с жителями крайнего юга.

Автодорога Кзыл-Аскер – Кировский обошлась государственной казне в 3 млрд 200 млн тенге. Эти затраты давно окупились с лихвой, ведь благодаря трассе социально-экономические показатели Мырзашоля выросли в разы.

За годы независимости в Южном Казахстане построены десятки мостов и переправ, значительно облегчив местным жителям транспортное сообщение.

Еще одной стратегически важной переправой стал мост через Сырдарью, связавший две части Шардаринского района. Местные жители ждали этот объект 45 лет – со времен строительства Шардаринской гидроэлектростанции и самого города.

Делая ретроспективу развития транспортной инфраструктуры региона за годы независимос­ти, невозможно не вспомнить еще об одном проекте, имеющем не только экономическое, но и стратегическое значение. Речь о строительстве дороги вдоль Шардаринского водохранилища, часть которой проходит по защитной дамбе водоема.

Дамбу высотой в 4 м насыпали в непосредственной близос­ти от государственной границы. Пограничные столбы и колючая проволока – в какой-то сот­не метров от нее. Дело в том, что рубежная линия вплотную примыкает к водохранилищу, и это существенно затрудняло техническое обслуживание Арнасайского гидроузла, поскольку дорога по суше к плотине оказалась отрезанной. Попасть на гидротехническое сооружение специалисты могли только по воде. Но если людям приходилось добираться до плотины на лодке, то как дос­тавлять туда оборудование и технику, необходимые для ремонта?!

Между тем это очень важный объект, предназначенный для аварийного сброса лишних объе­мов воды в многоводные годы.

И такой год старшее поколение местных жителей хорошо помнит. Последствия наводнения 1969 года без Арнасая могли бы быть непоправимыми, ведь вышедшая тогда из берегов Сырдарья грозила затопить все аулы вокруг, а также железнодорожное полотно Турксиба, являвшегося единственной связующей магистралью между Москвой и Цент­ральной Азией.

В тот многоводный год пришлось провести аварийный сброс воды из Шардаринского водохранилища в Арнасайское понижение – более 30 млрд кубометров, что многократно превышало проект­ные возможности водоема.

Решение о проведении реконструкции комплекса гидротехнических сооружений на Арнасайской плотине Шардаринского водохранилища принималось на правительственном уровне. Итогом стало строительство защитной дамбы на правом и левом берегах с эксплуатационной дорогой протяженностью 30 км. Ее предназначение многофункционально: она не только открывает доступ по суше к гидротехническим узлам Арнасайской плотины, укрепляет края чаши водохранилища, чтобы не допускать разливов воды на территорию соседнего государства при максимальном объеме заполнения, но и обеспечивает транспортное сообщение между двумя районами.

Коксарай

Благодаря личному участию Елбасы Нурсултана ­Назарбаева на юге страны был построен еще один чрезвычайно важный объект. Это Коксарайский контррегулятор. Всего за 2 с половиной года в степи появилось настоящее море объемом 3 млрд кубометров воды. Оно стало первым гидротехническим сооружением, которое в нашей стране проектировалось и возводилось свои­ми силами.

Решение о его строительстве было принято после вмешательства Первого Президента, поставившего точку в затянувшемся споре специалистов сельского хозяйства, ЧС, водников, проектировщиков, общественных деятелей Южно-Казахстанской и Кызылординской областей.

Нурсултан Назарбаев лично собрал рабочее совещание и выслушал заинтересованные стороны. Подводя итоги дискуссии, Президент постановил: Коксараю быть! При этом он подчеркнул социальную направленность объекта, сравнив его с прокладкой газопровода с запада на юг Казахстана, отметив, что прибыли он не принесет, но поможет решить много проблем.

На тот момент вопрос совместного использования ресурсов трансграничных рек, к которым относится и Сырдарья, заметно обострился. Токтогульское водохранилище в 90-х годах прошлого столетия перешло на энергетический режим работы, существенно увеличив зимние сбросы для выработки электроэнергии. Как следствие – усиленный приток воды в Шардаринское водохранилище приводил к его быстрому заполнению. При этом излишки направлялись в Арнасайское понижение, расположенное на территории соседнего государства.

Только за период с 1995 по 2008 год в Арнасай было сброшено 35 млрд кубометров воды, а ведь в ней ох как нуждались местные земледельцы. Да и для пополнения Арала она требовалась.

В многоводные же годы даже Арнасай не спасал от огромного объема поступающей водной массы. Соседи требовали уменьшить сбросы, и тогда излишки воды приходилось отправлять вниз по течению Сырдарьи. Это вызывало разрушительные наводнения, затопление ирригационных систем и отдельных населенных пунктов в тогдашней Южно-Казахстанской и Кызылординской областях. Власти на местах не успевали подсчитывать материальный ущерб.

Постановление Правительства о строительстве Коксарайского контррегулятора было подписано 7 апреля 2008 года, а уже в январе 2010-го водоем начал принимать паводковые воды, позволив избежать зимних разливов вдоль Сырдарьи. Учитывая сжатые сроки, отведенные на строительство Коксарая, проектирование всего комплекса велось параллельно со строительством. Это не сказалось ни на темпах работы, ни на ее качестве.

То, что решение Елбасы оказалось пророческим, сейчас совершенно очевидно. Коксарай справился с поставленной задачей, обеспечив безаварийный пропуск высоких сбросов из Шардаринского водохранилища в зимне-весенний период. Накопленный же зимний сток в водоеме поз­волил значительно улучшить обеспечение водой территорий, расположенных в низовьях реки, включая Малый Арал.

На протяжении всего периода эксплуатации объекта не зарегистрировано ни одного разрушительного паводка. Тем самым отпала необходимость в ежегодном выделении из бюджета огромных средств на ликвидацию последствий наводнений, вызванных разливом Сырдарьи.

Ордабасинская порода

Южный Казахстан – аграрный край. Подавляющее большинство жителей живет в сельской местности. Развитию аграрного сектора способствуют климатические условия, наличие водных и трудовых ресурсов, научных институтов, сотрудники которых заняты разработкой современных технологий обработки почвы, селекцией новых сортов и пород, способных поднять эффективность хозяйствования.

Селекционеры Южного Казах­стана вывели новую уникальную породу овец: мясного вида, с высокой выносливостью и низким настригом шерсти. Ее получили путем скрещивания овцематок местной казахстанской курдючной грубошерстной породы с баранами эдильбаевской и гиссарской пород.

Отличительная особенность новой породы – высокая живая масса и низкий настриг шерсти. Ордабасинская порода обладает и другими ценными продуктивными и биологическими особеннос­тями – скороспелостью, крепкой конституцией, грубой шерстью, подтянутым курдюком, приспособленностью к пус­тынным и предгорным зонам разведения.

Это результат многолетней селекции, успех 20-летнего труда целой команды, в состав которой вошли ученые Юго-Западного научно-исследовательского института животноводства и растениеводства, фермеры, руководители крестьянских хозяйств.

В прошлом году ордабасинская порода овец получила товарный знак. Бренд зарегистрировали в Минюсте республики как научное достижение. И теперь авторы новой породы с продажи каждой овцы имеют право на получение вознаграждения – роялти.

Отары овец ордабасинской породы постепенно множатся. И не только в Туркестанской области. Интерес к новой породе вполне объясним, ведь она превышает существующую казахскую курдючную грубошерстную породу овец по живой массе и скороспелости на 10–15%.

От светло-серого до коричневого

Такие оттенки хлопка-волокна вывели сотрудники Опытной станции хлопковых и бахчевых культур, проделав за годы независимости огромный объем работы. Новые сорта насчитывают 14 оттенков – от светло-серого до коричневого. Кроме того, институт планирует селекцию хлопчатника, дающего продукцию с зеленым, красным, синим и черным оттенками.

Разноцветные сорта хлопка-волокна востребованы у текс­тильщиков и позволяют на 28–30% удешевить производство цветных тканей, поскольку не требуется окраски нитей и утилизации отходов красителей. К тому же ткани, изготовленные из натурально окрашенного хлопка-волокна, не имеют противопоказаний для людей, страдающих аллергией на красители.

За годы самостоятельного развития отрасли отечественные ученые сделали серьезный шаг вперед, если учесть, что в 1991 году в Казахстане не было ни одного собственного сорта хлопчатника. Хлопкоробы сеяли исключительно узбекские сорта.

Сейчас у нас 13 своих, отечественных сортов, 7 из которых успешно прошли государственные испытания. Все казахстанские сорта серии «Мактаарал», имеющие патенты и авторские свидетельства, – конкурентоспособные, скороспелые, болезне- и засухоустойчивые, высокоурожайные, с хорошим качеством волокна.

Сегодня хлопководство Казахстана является устойчиво развивающейся отраслью, которая по сортам, семенам и технологиям не зависит от соседних стран. Более того, отечественные сорта хлопчатника вызвали большой интерес зарубежных стран. Селекционеры получили соответствующие запросы из США, Китая, Бразилии и Аргентины.

Сорт хлопчатника «Макта­арал-4011» с 2018 года внедрен в производство в корпорации «Райгород» Волгоградской области России на площади около 4 тыс. га при научном сопровождении ученых Казахского научно-исследовательского института хлопководства.

Юбилейный год для хлопкоробов обещает быть удачным. Сбор хлопчатника только начинается, и говорить о средней урожайнос­ти пока рано. Но сбор неплохой, местами достигающий 40 цент­неров с гектара, да и закупочная цена радует: она почти в 2 раза выше прошлогодней.

Более 200 хлопкоприемных пунктов от 18 перерабатывающих заводов принимают хлопок-сырец по 300 тыс. тенге за 1 тонну.

Новый древний город

И все же в ряду знаковых событий, которые вошли в историю Независимого Казахстана, особо выделяется перенос областного центра из Шымкента в Туркестан, официально закрепившего за собой статус духовной столицы тюркского мира.

Внимание развитию Туркестана Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев уделял с первых лет обретения страной независимости. И признавался, что даже рассматривал возможность переноса сюда столицы.

Не прошло и года после обретения независимости, как 31 октября 1992 года в Анкаре между правительствами Казахстана и Турции было подписано соглашение о реорганизации Туркес­танского государственного университета в Казахско-турецкий университет им. Яссауи.

Вуз стал первым учебным заведением в тюркоязычных странах, получившим международный статус. В его создании четко просмат­ривался задел на будущий статус бывшей столицы Казахского ханства. Нурсултан Назарбаев, как и руководители Турции, все эти годы внимательно следил за становлением вуза, стремясь соз­дать его студентам комфорт­ные условия для получения прочных знаний.

Празднование в 2000 году 1500-летнего юбилея Туркес­тана, подготовку к которому Нурсултан Назарбаев взял под свой личный контроль, позволило решить многочисленные инфраструктурные проблемы. Первым делом начали строительство объездной дороги, была закрыта международная трасса, проходящая через весь город, в том числе вблизи от мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, что сказалось на состоянии здания. Реконструкция жемчужины средневековой архитектуры позволила укрепить фундамент, избавиться от протечки кровли, остановив разрушительные процессы.

На научной конференции, пос­вященной 1500-летию Туркестана, Елбасы сказал: «Мы сделаем Туркестан областным центром». В восстановлении исторического статуса Туркестана заложен особый смысл. Потому что Туркестан – сакральная земля с многовековой историей, жизненная артерия Великого шелкового пути, соединяющего Европу и Азию.

Статус областного центра, который Туркестан обрел 3 года назад, после того как Первый Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ об образовании новой Туркестанской области, сделал его точкой бурного рос­та и развития. Строительство и возрождение города Елбасы сравнил с возведением столицы нашей страны, поручив развивать его не только как новый административный центр, но и как культурно-духовный центр всего тюркского мира.

На неофициальном саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшемся минувшей весной, была принята Туркестанская декларация. Туркестан официально обозначен как духовная столица Тюркского мира. В ходе саммита Глава государства Касым-Жомарт Токаев обратился к лидерам тюркских стран, призвав начать модернизацию тюркской цивилизации прежде всего с представления всему миру наследия Яссауи и священного Туркестана.

– С самого начала обретения независимости возрождение Туркестана, придание ему статуса общего духовного центра тюркских народов было мечтой и целью Елбасы, – отмечает аким Туркестанской области Умирзак Шукеев. – Эта мечта сегодня стала реальностью. Туркестанцы бесконечно благодарны за такое внимание к региону. Раньше о таком расцвете своего края мы могли только мечтать! И все это благодаря Первому Президенту! Туркестанцы помогают приехавшим казахстанцам быстрее адаптироваться и привыкнуть к местной специфике. За последние несколько лет в новом областном центре выросли не только административные здания и жилые дома, но и сооружения, удивляющие своим архитектурным решением. И этот факт накладывает большую ответственность, так как с каждым днем увеличивается поток туристов, желаю­щих посетить святые мес­та, например всемирно известный мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, и заодно взглянуть на новый облик древнего Туркестана. Все это, однозначно, благоприятно сказывается на качестве жизни местного населения.

Автор:
Любовь Доброта
07:00, 7 Октября 2021
0
2112
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное