30 лет Независимости

Исторический полет

2 октября исполнилось 30 лет событию, которое вошло в историю становления независимости Казахстана особой строкой: 2 октября 1991 года с космодрома Байконур шагнул во Вселенную первый казах – Герой Советского Союза Тохтар Аубакиров.

«Это летчик, который владеет методикой изучения любой новейшей техники, – характеризовал журналистам в тот исторический день Аубакирова на космодроме перед стартом уроженец казахстанского Петропавловска, советский космонавт № 13, дважды Герой Советского Союза Владимир Шаталов. – Это талант, самородок, таких не так много среди людей, которые изу­чают и осваивают с риском для жизни новейшую авиа­ционную технику. Он признан одним из лучших летчиков-испытателей не только в Казахстане и СССР, но и в мире».

«Тебя будет знать вся Земля»

Будущий первый космонавт республики родился в 1946 году в поселке колхоза имени 1 Мая Каркаралинского района Карагандинской области в семье местного кузнеца Онгарбая и его помощницы-молотобойщицы Камили. Тохтара поднимали на ноги близкие родственники и мать, оставшаяся вдовой, когда ему не было еще и года...

Послевоенная нужда заставила Камилю переехать в семью своей старшей дочери и сестры Тохтара Бикен в рабочий Темиртау. Там он пошел в школу. Однако, не привыкнув к городской суете, Камиля с сыном вернулась в село, где он с одиннадцатилетнего возраста, помимо учебы, работал в летние каникулы на колхозных полях помощником комбайнера.

После окончания сельской семилетки Тохтар и мать вновь перебрались в город. «Мы приехали в Темиртау, есть было нечего, – вспоминал впоследствии Аубакиров. – Но меня не брали на работу, потому что у меня не было паспорта. Тогда я пошел в паспорт­ный стол и просто заставил дать мне документ. Они посовещались и выписали паспорт, когда мне не было еще 16 лет».

Получив документ, Тохтар устроился на Темиртауский литейно-механический завод токарем. Вскоре его и других рабочих предприятия послали помогать сельчанам в разгар сенокоса. Тогда это была обычная практика, своего рода шефство города над селом. «И приехали мы в совхоз «Акбастауский», где я встретил девушку, приехавшую в Казах­стан по целинной путевке из Западной Украины, – рассказывал в 2004 году в интервью агентству «Казинформ» Тохтар Аубакиров. – Она работала сельским парикмахером и умела гадать по ладони. Остались мы как-то втроем – я, еще один парень и эта девушка. Она предложила погадать нам. Взяла мою руку и ахнула: «Тебя будет знать вся Земля, все земляне. Ты достигнешь таких высот, что я даже не знаю, что это может быть». Я, конечно, не воспринял сказанное всерьез, мы с приятелем посмеялись».

По достижении 16-летия Тохтар также записался на курсы парашютистов и через пару лет перешел в пилотную секцию Карагандинского аэроклуба ­ДОСААФ имени Героя Советского Союза летчика Нуркена Абдирова. С документами аэроклуба и аттес­татом о среднем образовании, полученным в вечерней школе рабочей молодежи, Тохтар поступил и в 1969 году в звании лейтенанта окончил Армавирское высшее военное авиа­ционное училище ПВО.

Уникальный взлет

После этого 6 лет Аубакиров служил на Дальнем Востоке летчиком и командиром звена истребителей-перехватчиков СУ-15. «В то время были очень тяжелые отношения СССР с Китаем, – рассказывал «Казинформу» Аубакиров, – и мы все время находились в готовности отразить любую возможную провокацию. Иначе говоря, это была боевая жизнь».

В начале 1975 года в связи с поступлением в Школу летчиков-испытателей Минавиапрома СССР капитан ВВС Аубакиров уволился в запас. Через полтора года с дипломом школы он начал испытывать в Забайкалье новые военные самолеты в качестве пилота Улан-Удэнского авиазавода, в то время строго засекреченного.

С 1976 года на этом авиазаводе, а затем в ОКБ имени Микояна и НИИ имени Громова Аубакиров проверил за 14 лет надежность более 50 типов самолетов. При этом без отрыва от испытаний в 1979 году он окончил вечернее отделение Жуковского филиала Мос­ковского авиаинститута имени Орджоникидзе по специальности «инженер-аэрогидромеханик».

Рассказывая журналистам о годах военной службы и освоения новой авиатехники, Тохтар Онгарбаевич с неизменной теплотой вспоминает о своем наставнике: «Я благодарен человеку, который определил мою летно-испытательскую судьбу – Александру Васильевичу Федотову». Этот многократный рекордсмен набора высоты на различных самолетах, генерал-майор авиации и Герой Советского Союза погиб в 1984 году при испытании первого советского боевого самолета четвертого поколения МИГ-31. Именно на таком же истребителе-перехватчике Аубакиров первым в СССР совершил беспосадочный полет с двумя дозаправками в воздухе к Северному полюсу. За выполнение этого и других заданий Аубакиров 31 октября 1988 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Спустя год, 1 ноября 1989-го, Аубакиров вторым в Союзе, через 40 минут после летчика Виктора Пугачева на истребителе СУ-27К, посадил многоцелевой МИГ-29К на тяжелый авиакрейсер «Тбилиси» в Черном море. Через полтора часа после посадки Аубакиров первым в мире на самолете подобного типа взлетел с палубы корабля. За этот уникальный взлет он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

«Этот полет нужен нашему народу»

Впервые приглашение в отряд космонавтов Аубакиров получил в 1985 году. Но отказался, всецело поглощенный испытаниями самолетов. Впоследствии этот отказ сыграл свою роль и потребовал личного вмешательства высоких персон.

«Мое отношение к Космосу, как и у многих людей, было и остается особым, – пишет в своей книге «Казахстанский путь» Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев.­ – Эта великая тайна, хранящая всю информацию о Вселенной, внеземных цивилизациях, живую связь с духами предков, всегда привлекала и волновала меня... Байконур стал колыбелью мировой космонавтики, космическим центром, портом Земли, с которого люди стартовали в космос. Именно здесь, на казахской земле, они стали космонавтами. А где же наш, казахский космонавт? Этот логичный вопрос возник передо мной как Президентом Казахской ССР четко и ясно в 1990 году».

Первым делом Нурсултан ­Назарбаев начал добиваться политического решения, то есть принципиального согласия Моск­вы на полет космонавта-казаха. Для этого глава республики неоднократно беседовал с Президентом СССР Михаилом Горбачевым и министром обороны Союза Дмитрием Язовым. А когда они дали «добро», обратился с просьбой к Минобороны поискать кандидатов на полет.

Будучи осведомленным об отказе Аубакирова в 1985 году вступить в отряд космонавтов, союзное военное ведомство о Тохтаре помалкивало, а среди первых претендентов рекомендовало Талгата Мусабаева. Мастер спорта по воздушному пилотажу, он обладал одним из рекордов набора высоты на малых самолетах, но был гражданским пилотом, на подготовку которого требовалось больше времени, чем военного летчика.

«Да и союзное космическое ведомство не сильно хотело нашего космонавта, у них свои стояли на очереди, – вспоминает в названной книге Нурсултан Абишевич. – Но я хотел быстро решить этот вопрос. Тем более что в трудных переговорах с Горбачевым и Министерством обороны этот вопрос был согласован. Однажды утром читаю в газете, что на Чимбулаке отдыхает наш земляк, летчик-испытатель военных самолетов Тохтар Аубакиров. Я немедленно вызвал его к себе...»

Между ними состоялся продолжительный разговор, в течение которого летчик долго колебался. По воспоминаниям самого Аубакирова, решающую роль сыграли слова Елбасы: «Мне это не надо, я занимаю высокий пост, я глава республики. И тебе это не надо, ты уже и так Герой. Но этот полет нужен твоему народу!»

В конце 1990 года Тохтар Аубакиров был отобран для участия в полете по казахстанской прог­рамме, а Талгат Мусабаев стал его дублером. В январе 1991-го кандидатуру Аубакирова рассмот­рела и утвердила государственная межведомственная комиссия, направившая кандидата в Институт медико-биологических проблем АН СССР на комплексное обследование, которое он выдержал не без замечаний.

Во время празднования 30-летия полета Юрия Гагарина на Байконуре 12 апреля 1991 года Нурсултан Назарбаев впервые публично объявил о замысле запуска первого казахстанского космонавта. «На пресс-конференции с участием журналистов Центрального и Казахского телевидения я сказал о намерении Казахстана участвовать в освоении космического пространства, – сообщает в своей книге Назарбаев, – и поставил вопрос о необходимости полета нашего космонавта».

С мая 1991-го Аубакиров начал подготовку в качестве космонавта-исследователя основного экипажа вместе с Валерием Корзуном и Александром Александровым. Но в июле из-за дефицита финансов экипаж был расформирован, а приоритет был отдан советско-австрийскому проекту «Аустромир-91». Для перевода в него Аубакирова и сохранения казах­станской программы вновь приш­лось вмешиваться Нурсултану­ Назарбаеву. В результате Аубакиров продолжил подготовку уже вместе с Александром Волковым и австрийцем Францем Фибеком.

«А день, какой был день тогда? Ах да, среда...»

Исторический день настал, как в песне Высоцкого…

По свидетельству очевидцев, среда 2 октября 1991 года выдалась на Байконуре не по-осеннему теплой и ясной. Усилиями местных властей Гагаринский стартовый комплекс на один день превратился в праздничный аул. Здесь было и щедрое казахское угощение, и артисты, и сувениры, повсюду звучала национальная музыка, а вблизи украшенной флагами смотровой площадки гулял избранный казахстанским символом космоса белый верблюжонок.

С пяти утра в течение четырех часов местный аэропорт Юбилейный принял несколько десятков самолетов с гостями. При этом готовившийся к старту международный экипаж корабля «Союз ТМ-13» вошел в историю, кроме прочего, не только количеством провожавших лиц, но и их рангами.

Дело в том, что накануне, 1 октября, в Алма-Ате по инициативе Нурсултана Назарбаева состоялось большое совещание руководителей 13 республик СССР. Они обсудили и парафировали Договор об экономическом сообществе, на который возлагались надежды о сохранении Союза. И как гостеприимный хозяин ­Назарбаев пригласил на Байконур всех участников встречи, большинство из которых прибыло на старт международного экипажа.

Среди 2 тыс. гостей были семь президентов союзных республик, председатель Межреспубликанского экономического комитета (орган, после путча 19–22 августа 1991 года заменивший союзный Кабмин), фактически последний глава правительства Союза Иван Силаев и федеральный канцлер Австрии Франц Враницкий. Он волновался не меньше Назарбаева­ в связи с запуском в космос первого гражданина этой цент­рально-европейской страны.

«Это в самом деле было эпохальным событием, – оценивал его спустя 13 лет Тохтар Аубакиров. – И не только для Казахстана, но и всего мирового сообщества – кто может похвастаться, что на стартовой площадке стояли юрты и гуляли верблюжата?! Да этого никогда не было и больше не будет! В этот день казахский народ ликовал, заслуженно ликовал! Я не беру в заслугу себе, что это я сделал – просто так получилось, что именно в этот момент, в это время я оказался в нужном месте, в нужной профессии, с нужным здоровьем. Я считаю, что мне просто повезло. Везение есть атрибут дерзающих людей. Кто не дерзает, тому просто не везет».

В 10 утра на площадь перед стартовым комплексом вышли в скафандрах Александр Волков, Тохтар Аубакиров и Франц Фибек. Командир экипажа полковник Волков доложил председателю госкомиссии о готовности экипажа к полету.

«И тут председатель госкомиссии генерал Владимир Иванов, видимо, поняв важность момента, сначала посмотрел на меня и затем повернул микрофон к Аубакирову, давая возможность сказать ему слово, – вспоминает Нурсултан Назарбаев. – Не растерявшись, Тохтар отрапортовал на казахском языке: «Уважаемый Президент! Космонавт Аубакиров к полету в космос с казахстанской земли готов!», и я одобряюще кивнул ему. Мы вместе с гостями побывали на всех этапах подготовки к старту, проводив космонавтов до самой ракеты, откуда приехали на наблюдательный пункт».

С него картина, которую увидели миллионы телезрителей, была как на ладони. Когда в 11 часов 59 минут местного времени в клубах огня и дыма космический корабль оторвался от земли, кто-то неподалеку от Президента Казахстана захлопал в ладоши. «Еще рано, надо только после вывода на орбиту, – сказал я новичку», – замечает Назарбаев в книге «Казахстанский путь».

«После Гагарина пошла традиция, что командир экипажа перед взлетом произносит фразу «Пое­хали!» – рассказывал в апреле 2007 года школьникам Астаны Тохтар Аубакиров. – Я был не командиром, а бортинженером, у меня была свобода слова. И перед взлетом я сказал: «Мой народ, я посвящаю тебе этот полет!»

В космосе звучит казахская речь

4 октября 1991 года из космоса впервые прозвучала казахская речь. Она раздалась во время начавшегося в 15.30 алматинского времени сеанса связи между экипажем «Мира» и Нурсултаном Назарбаевым. «Сын казахского народа впервые полетел в космос, и я открыто этим гордился, – вспоминает первый Президент Казахстана. – Тохтар, с которым мы разговаривали на родном языке, рассказал мне, как красива наша Земля из космоса, какие эксперименты ведет он по изучению территории Казахстана. Экипаж был очень дружным, веселым, остроумным, и, как позже отметил руководитель Центра управления полетов Владимир Соловьев, ребята отработали на орбите без единой помарки, что говорит не только о профессионализме, но и благоприятной обстановке в коллективе».

«Вся наша республика очень внимательно следит за полетом, – сказал Елбасы, обращаясь уже ко всему экипажу. – Все газеты, телевидение, радио подробно рассказывают о Тохтаре и его космических друзьях. Искренне рад, что вижу вас на мониторе такими жизнерадостными, красивыми, веселыми. Надеюсь, что все у вас будет хорошо».

Надежды Назарбаева оправдались. Отработав на орбите около восьми суток и успешно выполнив намеченную программу, 10 октяб­ря 1991 года вместе с Францем Фибеком и закончившим свое задание на станции Анатолием Арцебарским Тохтар Аубакиров благополучно вернулся на землю.

Отнюдь не остался без космической работы и его дублер Талгат Мусабаев. 1 июля 1994 года вмес­те с командиром корабля Юрием Маленченко Мусабаев отправился на полугодовую вахту в космос. По возвращении с орбиты они оба были удостоены высшей степени отличия – звания «Халық Қаhарманы».

В дальнейшем Мусабаев побывал в космосе еще дважды – в 1998 и 2001 годах. Его стаж на околоземной орбите в общей сложнос­ти без малого год. Семь раз он выходил в открытое пространство, где провел более 40 часов. В двух экспедициях Мусабаев был их командиром. В том числе в 2001-м он открыл эпоху космического туризма – доставил на орбиту и опекал на ней американского миллионера и любителя острых ощущений Денниса Тито.

Именно Талгат Мусабаев после второго полета предложил Первому Президенту РК создать отечественный отряд космонавтов, отбор в который шел два года. Из более 2 тыс. претендентов высокой чести были удостоены двое – родившийся в один и тот же день с Аубакировым, 27 июля, Айдын Аимбетов и Мухтар Аймаханов, родившийся в 70 км от Байконура – в райцентре Кармакши.

2 сентября 2015 года с Байконура стартовал бортинженер экипажа корабля «Союз ТМА-18М» Айдын Аимбетов. Его напарниками стали датчанин Андреас Могенсен и россиянин Сергей Волков, сын Героя Советского Союза Александ­ра Волкова, командира экипажа корабля «Союз ТМ-13», членом которого был Тохтар Аубакиров.

Айдын Аимбетов тоже стал первым – первым гражданином Казахстана, покорившим космические дали (Аубакиров летал с советским паспортом, Мусабаев – с российским). Старт Волкова-младшего, Могенсена и Аимбетова стал юбилейным для Байконура – 500-м по счету.

Раньше в космосе, чем на земле

«Я удивился историческому стечению обстоятельств, которое оказалось символичным, – отмечает в книге «Казахстанский путь» ­Нурсултан Назарбаев. – Установление суверенитета Казахстана началось с самого космоса. В преддверии распада Советского Союза, в авгус­те 1991 года, космодром Байконур был объявлен собственностью рес­публики, в октябре этого же года в космос полетел первый казахский космонавт, а Декларацию о Независимости Казахстана мы приняли в декабре. То есть о своем намерении стать национальным государством мы, получается, заявили раньше в космосе, чем на земле!»

«Стремясь отдать дань уважения мужчинам и женщинам, совершившим необыкновенные путешествия в космос, и запечатлеть их уникальные взгляды и опыт в особом сборнике, Управление ООН по вопросам космического пространства предлагает прошлым и нынешним покорителям космоса дать автограф и составить послание, которое могло бы вдохновить будущие поколения», – объявил в апреле 2016 года накануне Всемирного дня авиации и космонавтики официальный сайт ООН.

В своеобразном альбоме – обращения исследователей космоса из двух десятков стран к грядущим поколениям. Послание первого казахского, 72-го (последнего) советского и 259-го в мире космонавта Тохтара Аубакирова укладывается всего в три слова: «Мир без границ!»

Автор:
Андрей Жданов
07:00, 4 Октября 2021
0
2315
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное