Акции "Казахстанской правды"

Свидетельства дружбы

Необычный урок провели журналисты «Казахстанской правды» и работники Государственного архива города Нур-Султана для старшеклассников столичной школы-гимназии № 22.

Встреча прошла в школьном музее в рамках совместного проекта «Казахстанской правды», столичного архива и школы «Связь поколений». Говорили о важности сохранения мира и межнационального согласия в нашей стране, без которых не удастся построить процветающий и передовой Казахстан.

– В Казахстане живут люди более 130 национальностей, а в нашей школе представлены около 50, – говорит учитель истории школы-гимназии № 22 Лаура Хачатрян. – Все мы, представители единого народа Казахстана, живем дружно, уважаем нацио­нальные традиции, помогаем друг другу в трудностях, вместе празднуем успехи. Люди всех национальностей являются главным богатством нашей страны, и мы должны беречь добрые традиции взаимопонимания и стараться передать их новым поколениям казахстанцев.

По словам учителя, Первый Президент, Председатель Ассамблеи народа Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно подчеркивал необходимость внедрения в учебный процесс программ, направленных на духовное единение и преемственность поколений, формирование толерантного сознания и казахстанского пат­риотизма. Поэтому в школе при поддержке кафедры Ассамблеи народа Казахстана Евразийского национального университета им. Л. Гумилева создан уникальный музей дружбы.

В нем представлены образцы культуры и искусства многих казахстанских этносов, редкие исторические книги, костюмы, фольклорные и музыкальные произведения. Есть редкое и наиболее полное издание «Тарих-и-Рашиди», повествующее об эпохе образования Казахского ханства и борьбе казахов за сохра­нение независимости и территориальной целостности своего государства. Рядом – сборники документов о переселенческом движении в Казахстан XIX–XX веков, связанном с прибытием в нашу страну людей самых разных национальностей, собраны свидетельства по истории депортации народов в нашу республику в период сталинизма. А жемчужина музейного собрания – коллекция кукол в костюмах представителей этносов, которые учатся в этой гимназии. Они сделаны со старанием и любовью руками учеников и родителей и символизируют единство нашего народа во всем его разнообразии.

В этом музее стало доброй традицией проведение встреч школьников с известными об­щест­венными деятелями, представителями этнокультурных цент­ров, учеными и специалис­тами в разных областях знаний. Они обогащают знания школьников об истории Казахстана, общей исторической судьбе представителей этносов и помогают воспитанию толерантности в школьной среде. А вдохновляет учителей на творческие поиски интересный педагог и директор школы-гимназии Ботагоз Жунусова.

Во время встречи главный науч­ный сотрудник государственного архива города Нур-Султана Акшолпан Алимбаева рассказала ребятам о богатстве архивных фондов, важных свидетельствах, подтверждающих многовековую дружбу всех этносов, проживающих в нашей стране. А журналисты «Казахстанской правды», в свою очередь, предложили ребятам попробовать на уроке наиболее эффективные методы работы с текстами для их дальнейшей интересной передачи слушателям и читателям.

Архив Нур-Султана содержит значительный массив документов, без которых невозможно представить жизнь нашей страны. Они хранят воспоминания акмолинцев о Великой Отечественной войне, эвакуации, освое­нии целинных земель, информацию о развитии городов и сел, науки и культуры, образования и здравоохранения с XVII века и до наших дней.

Есть хранящиеся в архиве важные свидетельства заботы нашего государства о поддержке всех этносов. К примеру, документы свидетельствуют, что 27 сентября 1999 года начало свою деятельность городское общест­венное объединение Polacy. Основная цель объединения – это популяризация и возрождение польского языка и культуры, традиций и обычаев, широкое ознакомление с историей, культурой, литературой, искусством, фольклором польского народа, создание коллективов художест­венной самодеятельности, выявление и сохранение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью поляков.

«За годы существования Ассамб­лея народа Казахстана прошла длительный путь развития как институт народной дипломатии, сыграла большую роль в сохранении мира и стабильности. Она демонстрирует всему миру успешность политики, проводимой Казахстаном в области межэтнических отношений», – так отзывается о межнациональной политике Казахстана председатель ОО «Polacy» Елена Роговская.

По ее словам, слияние разных культур в современном Казах­стане способствовало возникновению уникального общества, в котором каждый этнос является важной и гармоничной его час­тью. Сегодня нашим главным общим достоянием являются единство народа, стабильность и согласие. Как известно, в тяжелые годы высылки, в 1936 году, выжить полякам помог казахский народ. Сегодня каждый гражданин Казахстана, независимо от межэтнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой граж­данских прав и свобод, которые гарантируются Конституцией РК. Сохранять и развивать свою этническую самобытность имеют возможность представители всех народов, в том числе и поляки. С сентября 2006 года в нашем городе открылась и работает польская воскресная школа, которая заняла 1-е место среди 23 воскресных школ города.

История массовой депортации азербайджанцев в Казахстан началась в 30-х годах XX столетия, когда по решению НКВД СССР репрессированные азербайджанцы, как и другие народы, были выселены со своей исторической родины. В то время численность их достигала 13 тыс. человек. Сегодня в Казахстане проживает более 200 тыс. азербайджанцев. В столичном культурном центре «Хазар» работает воскресная школа, где дети и взрослые могут изучать азербайджанский язык, одноименный ансамбль, действующий с момента открытия культурного центра, а также открыта секция каратэ для мальчиков.

«На казахской земле проживают представители более 130 национальностей. У каждой из них своя культура, обычаи и традиции. Мы объединились под одним шаныраком. Казахский шанырак стал нашим общим домом. Народы Казахстана на сегодняшний день живут в мире и согласии. Это все благодаря Ассамблее народа Казахстана и нашему Первому Президенту», – такие добрые слова председателя азербайджанского общественного объединения «Хазар» Видади Агаева хранит государственный архив Нур-Султана.

Конечно, архивные собрания этими данными не ограничивают­ся. Есть много свидетельств того, как представители разных национальностей нашей страны вместе бились с врагом на полях сражений Великой Отечественной войны, поднимали после разрухи промышленность и сельское хозяйство, строили мирную, счастливую жизнь. Об этом эмоционально и красочно повествует коллекция документов из личных архивов ветеранов войны, в частности участников Сталинградской битвы. В битве за город на Волге прославилась 387-я стрелковая дивизия, скомп­лектованная из призывников Акмолинской и Карагандинской областей. К началу 1942 года 387-ю дивизию перебросили к Сталинграду, где она участвовала в разгроме немецкой группировки «Дон» генерал-фельд­маршала Манштейна.

29-я стрелковая дивизия также была сформирована в Акмолин­ске. В начале апреля 1942 года на железнодорожных станциях Акмолинск и Караганда час­ти 29-й дивизии погрузились в эшелоны и направились в Тульскую область. Затем дивизию бросили на Сталинградское направление, и бойцы сразу же оказались в самом пекле сражений за Сталинград. Им удалось нанести гитлеровцам большой урон как в живой силе, так и в технике. В ходе уличных боев с 10 по 31 января 1943 года было уничтожено более 5 тыс., взято в плен более 13 тыс. немецких и румынских солдат и офицеров, в том числе 2 генерала. За героизм, проявленный акмолинцами при обороне Сталинграда, 29-я стрелковая дивизия была преобразована в 72-ю гвардейскую. Летом 1943 года дивизия участвовала в сражениях на Курской дуге под Белгородом, прошла через тяжелые бои, участвовала в освобож­дении от фашистов Румынии, Венгрии, Австрии.

Копии документов, о которых рассказала Акшолпан Алимбаева, пополнят коллекцию школьного музея и будут использоваться учителями на уроках истории и обществоведения как документальное свидетельство дружбы всех этносов Казахстана.

Урок прошел в форме устного журнала, который позволил сделать занятие динамичным и содержательным. Кроме того, каждому школьнику раздали для изучения и использования копию архивного дела с воспоминаниями наших земляков-участников Сталинградской битвы.

Разумеется, документы, рассказывающие о жизни людей в нашем крае, более близки и понятны учащимся, чем отвлеченное повествование исторических событий в учебниках. Конкретизация фактов с помощью местных документальных материалов интересна большинству старшеклассников вне зависимости от выбранного ими профиля обучения.

– Непосредственная работа с источником информации, осмыс­ление и творчество, эффективная передача изученного материала с использованием различных стилей – это главная часть занятия, которая приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия, понимание важнос­ти точной передачи содержания архивного документа, – говорит специальный корреспондент «Казахстанской правды» Игорь Прохоров. – Прикосновение (в прямом и переносном смысле) к подлинным текстам, несущим многоплановую информацию, изучение содержания и способов подачи информации вызывают не только познавательный интерес у школьников, но и имеют колоссальный образовательный эффект. Потому многие отзывы, полученные мною от учащихся в конце урока, начинались со слов «я узнал», «я почувствовал», «меня удивило». По итогам занятия ребята получили новые навыки работы с текстами, представили свои творческие отчеты в виде небольших сочинений, эссе, репортажей по заданной теме, а это уже путь к овладению журналистским мастерством, во всяком случае, первые шаги.

В заключение старшеклассники заинтересовались возможнос­тью поработать в столичном архиве, чтобы собрать материал для написания журналистских статей по истории многонационального народа Казахстана, о дружбе представителей разных национальностей в нашем городе и подготовке к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Ребята задавали вопросы. В частности, Ерасыл Жасбасов интересовался возможностью использования архивных фондов во время предстоящей учебы в вузе.

Милана Хасенова поставила для себя цель найти информацию о своих предках и приступить к созданию родословного древа. Арслан Мэрт рассказал о нелегкой судьбе своего деда-фронтовика в надежде разыскать в городском архиве детальную информацию о его судьбе и написать об этом рассказ.

Стремление школьников не только самостоятельно изучать документы, но и передавать их содержание другим людям, в том числе в формате газетных пуб­ликаций, не может не радовать учителей, журналистов «Казахстанской правды» и архивистов. Ведь сопричастность к познанию истории прививает ученикам чувство патриотизма. Одной из главных проблем современной школы считается резкое снижение, а иногда и полное отсутствие интереса учеников к предметам. Сделать урок интересным и увлекательным, эмоциональным, продуктивным, нравственно и эстетически воспитывающим, сложно.

На этот раз организаторы встречи постарались сделать необычный урок, на котором главным действующим лицом стали свидетели эпохи – архивные до­кументы. Участники, вчитываясь в летопись героических и важных событий, словно почувствовали дыхание времени, сопереживали их участникам и окунулись в атмосферу прошлых лет.

В заключение Акшолпан Алимбаева посоветовала, как ученикам лучше организовать свою исследовательскую работу, а журналисты «Казахстанской правды» поделились опытом работы с найденным материалом, подготовки на его основе газетных материалов. Теперь ребята договариваются о времени, когда они впервые придут в столичный архив, а затем принесут в «Казахстанскую правду» свои первые статьи.

Автор:
Илья Русланов
10:55, 31 Января 2020
0
37662
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное