Акции "Казахстанской правды"

Юным архивистам - серьезная поддержка

«Казахстанская правда» в рамках программы «Рухани жаңғыру» продолжает проект «Связь поколений», который проходит совместно с государственными архивами городов Казахстана и местными школами. Цель этой инициативы – помочь школьникам в научном поиске исторической информации, способствующей модернизации сознания, и лучших примеров служения Родине.

На этот раз в Государственный архив Нур-Султана вместе с журналистами «КП» пришли ученики столичной школы-гимназии № 77 с казахским языком обучения. Лица детей радостны и немного взволнованы, ведь многие из них давно занимаются научной работой в школе и уже хорошо осведомлены, какие бесценные исторические богатства хранит Государственный архив главного города страны.

Скажем прямо, основным носителем информации для школьников стали уже не книги, а коллективный мозг Интернета, но работа с архивными документами продолжает привлекать молодых исследователей своей необычностью и неожиданными находками. Архив – одна из немно­гих организаций на планете, которая может поспорить с Интернетом по объему и качест­ву имеющейся информации. Ведь в Сеть выложено далеко не все, что есть в хранилищах...

Поэтому и вопросы учеников своей серьезностью и продуманностью могли бы озадачить и маститых ученых, проведших за изучением архивных документов долгие годы.

– Расскажите, пожалуйста, о новых приобретениях архива, какие редкие документы нашей истории удалось привезти из-за рубежа, – обращаются они к научному сотруднику Айзат Бектурсын.

Не менее интересны юным исследователям личные докумен­ты выдающихся казахстанцев, наших земляков – акмолинцев, а также деятелей движения «Алаш». Об этом ребята тоже много спрашивают работников столичного архива.

Айзат Бектурсын говорит старшеклассникам о возвращенных в нашу столицу письмах хана Абылая российской императ­рице Екатерине II, документах хана Абулхаира и хранящемся в архиве обширном научном наследии великого казахского ученого Шокана Уалиханова. Все они свидетельствуют о широких международных связях казахского государства, большом вкладе нашей страны в мировую историю.

– А в рамках проведения рес­публиканской акции «Впиши свое имя в летопись столицы» известным коллекционером Нур-Султана Валерием Семеновым архиву переданы интересные экспонаты, представляющие историческую ценность прошлого столетия, а также освещаю­щие историю Акмолинска и его жителей, – уточняет Айзат Бектурсын.

По ее словам, новые документы столичного архива привезены из Омской, Оренбургской областей, Республики Татарстан и других регионов Российской Федерации. Многие из них ранее не использовались в научной работе профессиональными историками, а потому кропотливых исследователей ждут удивительные открытия и находки.

Следует пояснить, что Государственный архив Нур-Султана образован намного позднее других архивов Казахстана, его создание напрямую связано с событиями по переносу столицы, но он уже во многом сумел наверстать упущенное время. Ведь сейчас перед архивистами открылись большие возможнос­ти по пополнению коллекций документов.

– Сначала на базе Акмолинского городского архива, который дополнял фонды Государственного архива Акмолинской (Целиноградской) области, создали Государственный архив столицы, – поясняет Айзат Бектурсын. – Пришлось провести большую работу по созданию фондов, разделению документов между столичным архивом и Государственным архивом Акмолинской области, расположенным в Кокшетау. Затем мы стали собирать редкие документы в других городах и странах, многие из них передали нам и Национальный архив Казахстана, и Центральный государственный архив РК, расположенный в Алматы. Вот поэтому сегодня архив столицы содержит уникальные документальные богатства, без которых невозможно представить и описать историю Казахстана.

Теперь в столичном архиве составлен обширный список редких документов. В целом это 323 источника комплектования. На основе найденных в зарубежных архивах и привезенных на правах подлинников копий до­кументов образован объединенный архивный фонд-коллекция, а это документы за 1755–1920 годы. Среди них сведения о населенных пунктах Акмолинской области с обозначением лет их основания, расписание расходов и доходов города Акмолинска, свидетельства о значении нашего города как важного торгового пути.

Особый интерес для исследователей представляют указы Сената Российской империи о награж­дении Абулхаир-хана (28 июня 1744 года), об избрании Нуралы-султана ханом Меньшей орды (7 апреля 1774 года), об избра­нии Уали-султана ханом Среднего жуза (15 августа 1781 года).

– А вот и диплом об избрании Джангира Букеева почетным членом Казанского университета, свидетельство о пожертвовании им в дар библиотеке этого университета редких книг, – показывает копии редкого документа Айзат Бектурсын.

Помимо этого, в архиве собираются документы наших выдаю­щихся граждан. Сейчас в этом списке 84 человека. Это ветераны Великой Отечественной войны, работники культуры и искусства, журналисты, писатели, деятели науки и другие известные личнос­ти, которые внесли значительный вклад в развитие столицы и всего Казахстана.

Среди них уникальные докумен­ты нашего земляка – писателя Кажимурата Рахимова. Он родился в окрестностях Акмолы в 1924 году. В 1941 году юноша окончил школу и поступил на трехмесячные курсы учителей. Сразу после окончания отправился солдатом на Великую Отечественную войну, получил тяжелое ранение. В послевоенные годы начался период литературного творчества Кажимурата Рахимова. Работая в областной газете, в телестудии Целинограда, он писал романы, повести и рассказы. Первое объемное произведение писателя – повесть «Ласточки». Трилогия «Тайны вершины», посвященная истории родного края, занимает особое место в его творчестве. Кажимурат Рахимов много писал о духовном наследии, оставляемом акмолинскими казахами на протяжении нескольких веков. Его перу принадлежат уникальные истории о людях, бежавших в давние времена от произвола властей в кургальджинские степи и нашедших убежище у местных казахов.

– Со дня рождения Кажимурата Рахимова прошло больше 90 лет, но он не забыт, его произведения все так же любят и ценят, они – ценный источник духовного наследия казахского народа, – поясняет школьникам работник столичного архива.

Айзат Бектурсын также рассказывает о хранящихся здесь документах видного политичес­кого деятеля Казахстана Смагула Садвакасова, в 1918–1920 годах работавшего в казахском отделе земского управления Акмолинского уезда, а также преподававшего в то время на учительских курсах. В дальнейшем, будучи на высоких постах, он отстаивал идею государственности и территориальной целостности Казахстана.

Не менее интересны, как говорит Айзат Бектурсын, архив­ные документы о творчестве современных деятелей культуры и искусства Казахстана – Айман Мусахаджаевой, Нуржамал Усенбаевой.

По словам научного работника, на архивистов – хранителей памяти народа – возложена высокая миссия: не только сохранить достояние предков, но и духовно укрепить казахстанскую независимость, помочь нашему обществу выйти на новый уровень развития, отвечающий стандартам передовых демократических стран.

Ребятам также интересны работа по созданию генеалогичес­кого древа, поиски документов о своих предках. Поэтому они знакомятся с другими посетителями архива и просят их рассказать об успехах в таком нелегком деле.

Исследователь Ревмира Татаринова говорит детям, как она по крупицам собирает сведения о своей семье, чтобы передать своим потомкам историю их рода.

– К сожалению, заняться этим раньше, когда все можно было спросить у родителей, не хватило времени, – сокрушается она.

Просмотрев немалое количест­во документов в столичном архиве, исследователь уже нашла данные о своих предках и была несказанно удивлена тому факту, что ее отец мог познакомиться с мамой во время совместной работы на одном из предприятий города.

– Работали они оба в артели «Швейник», где, вероятно, и позна­комились. То, что родители вместе трудились на одном предприятии, больше всего меня поразило. Затем, когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт, вернулся домой в 1943 году, имея многочисленные ранения и контузии. Сразу же после возвращения отца с войны они с мамой поженились. Из детских воспоминаний помню, что отец после войны работал в организации «Плодоовощ», но в каком именно подразделении – а их существовало немало – точной информацией не располагаю. И вот, просматривая архивный фонд организации «Плодоовощ», нахожу нужные свидетельства о приеме отца на работу, а также о повышении в 1966 году ему зарплаты на 50%. Kогда вижу эти документы, сердце сильно бьется и готово выпрыгнуть из груди, – делится она своей ра­достью с учениками.

Ревмира Федоровна отмечает, как же удивительно передаются профессиональные наклонности. Отец ее работал счетоводом. И к своему удивлению, она тоже пошла по его стопам: окончила экономический факультет Целиноградского сельскохозяйственного института и долгое время работала бухгалтером.

Таким образом, столичный архив, по словам Ревмиры Татариновой, на самом деле помогает восстанавливать историю наших предков. Поэтому она благодарит его коллектив за помощь в создании своей родословной.

А ребята в свою очередь делятся с работниками архива и журналистами «Казахстанской правды» своими проектами и достижениями:

– Мы ведем научную работу по 4 направлениям: «Ұлы тұлғалар», «Ұлы шежірелер», «Тарихи тұлғалар», «Қазақстан жолы – тәуелсіздік дәуірі», – говорит ученица Жанель Ануарбек. – А по проекту «Туған елге тағзым» исследуем духовное наследие казахского народа, святые исторические места, ездим в Туркестан и Тараз, Кокшетау...

– Поэтому нам очень важно подкрепить наши исследования и поездки документами столичного архива, – продолжает тему ученик Касым Жалгасулы. – Мы очень рады, что наконец-то, благодаря приглашению журналис­тов «Казахстанской правды», пришли в столичный архив, узнали о его возможностях и богатствах. Конечно, одной экскурсией по архиву мы не ограничимся, обязательно обстоятельно поработаем в свободное от учебы время с нужными фондами, выберем необходимые документы, используем их в своих научных работах...

Его товарищ Руслан Туран добавляет, что в школе-гимназии № 77 много внимания уделяется изучению духовного наследия деятелей движения «Алаш», а потому ведется специальный проект «Алаш ұрпақтары»:

– Собираем исторические материалы об Алихане Букейханове, обсуждаем их вместе с учителями и в конце года готовим презентации о проделанной работе. А еще мы сами организуем в школе театральные постановки об исторических событиях эпохи деятелей «Алаш», чтобы лучше понять людей и атмосферу тех далеких уже от нас времен, – поясняет ученик.

Самое главное – школьники этого возраста уже сформированные личности и имеют четкое мнение о всем происходящем. Молодежь интересует, каким образом известные историчес­кие деятели Казахстана строили отношения с окружающими, из-за чего совершали ошибки, как боролись за свои идеи и отстаивали право на собственное мнение. Это вопросы, правдивые ответы на которые мы можем найти только в архиве.

Желание ребят самостоятельно изучать документы не может не радовать журналистов «Казах­станской правды» и архивистов, ведь сопричастность к изучению истории прививает ученикам чувство патриотизма. Они узнают, каким образом ученые-историки восстанавливают по документам летопись ушедших эпох, какие группы исторических источников существуют, каковы особенности исследовательской работы с каждой группой. Наконец, юные исследователи осознают важность и ценность архивных документов как одного из главных источников исторических знаний.

Есть и сложности. Это прежде всего отсутствие у школьников опыта работы с неадаптированными текстами документов и умения вести самостоятельный архивный поиск. Если в учебниках по истории для 9-го класса текст документов составляет в среднем 5 строк, то в 10-м его объем резко возрастает до 2 страниц. Однако это документы глобального значения, методика их анализа хорошо разработана, в отличие от содержащихся в региональных архивохранилищах разнообразных документов по частным вопросам истории. Но уже никто не спорит, что одна из основных компетенций образованного человека – это умение работать с «живыми», неадаптированными текстами, разнообразие которых как раз и может предоставить архив.

Поэтому столичные архивисты дают пояснения о том, как ученикам лучше всего организовать свою исследовательскую работу, журналисты «Казахстанской правды» рассказывают юным исследователям, как правильно обработать собранный материал и на его основе подготовить научные и публицистические статьи, а ребята договариваются между собой о времени, когда они вновь придут в столичный архив.

В знак дружбы и серьезных намерений развивать дальнейшее сотрудничество по проекту «Казахстанской правды» «Связь поколений» встреча в архиве завершается совместным фотографированием школьников, архивистов и журналистов.

Автор:
Игорь Прохоров
10:06, 1 Ноября 2019
0
33349
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное