Эксперт-совет

Навстречу ожиданиям

Последние поправки в проект новой Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан учли предложения и критику общественных активистов и экспертов, в итоге срок ее действия сократили на 5 лет – до 2025 года и дополнили конкретными мероприятиями План реализации программы. В остальном, как считают разработчики, документ готов к подписанию и в ближайшее время будет представлен в Правительстве. О его основополагающих нормах рассказывает Кайсар Нигметов, директор Центра региональных исследований АО «Институт экономических исследований».

– Социальный запрос на участие в политической жизни общества услышан. А какие задачи в этом смысле должны быть решены через реформу местного самоуправления?

– Важнейшая из них – вовлечение граждан в процесс принятия решений по вопросам местного значения. Сейчас зачастую бывает так, что управление той или иной территорией происходит без полного учета мнения ее жителей, не всегда соблюдается принцип прозрачности и подот­четности деятельности местных властей. Развитое местное самоуправление подразумевает, что сами граждане выбирают те решения, которые, по их мнению, могут повысить уровень жизни.

– Что можно сказать об экономическом эффекте от такого реформирования?

– Эффект будет зависеть от экономической базы, формируемой на уровне сельских округов. Она обеспечивается за счет уже имеющихся бюджетных статей и от передачи дополнительных источников налогов и платежей. На уровень районов также перенесен ряд налогов и неналоговых поступлений, что тоже расширит возможности финансовой поддержки сел.

Для примера, в 2019 году было принято решение оставлять поступления от корпоративного подоходного налога на малый и средний бизнес местным бюджетам. И уже по итогам следующего года, несмотря на снижение экономической активности в регионах из-за пандемии, местные исполнительные органы получили от этого налога порядка 482 миллиардов тенге – на 25% больше запланированного.

– И на этом перераспределение бюджетных полномочий не заканчивается?

– Для дальнейшего расширения доходной базы местного самоуправления в следующем году на четвертый уровень бюджета будут переданы единый земельный налог, плата за пользование, поступления от продажи и права аренды земельных участков.

В 2024 году на местный уровень поступят платежи за пользование водными ресурсами, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности и плата за пользование этими лицензиями. Собственные доходы будут направляться исключительно на развитие сельского округа и решение вопросов местного значения по согласованию со сходом жителей.

Предполагается внедрение и особого порядка работы с бюджетом местного самоуправления, он позволит оптимизировать бизнес-процессы, исключит отчетность в ручном режиме, укрупнит бюджетные программы, что также в конечном счете даст экономию времени и средств.

С учетом увеличения налоговой базы сельских округов их самодостаточность, то есть доля собственных доходов от общего объема, уже к 2025 году может достичь 35%, в 2020 году эта цифра едва превысила 13%.

– На какие сферы, согласно концепции, будут распространяться полномочия власти на местах?

– Для повышения эффективности государственного управления необходимы дальнейшая децентрализация власти и создание действенной системы местного самоуправления. Поэтапное разграничение функций органов местного государственного управления и местного самоуп­равления будет проводиться путем расширения имущественных прав и увеличения доходов бюджетов сельских округов.

Но вначале предстоит провести анализ в разрезе уровней госуправления для выявления несвойственных, дублирующих, недостающих функций. По итогам будут вырабатываться предложения о наделении, исключении и перераспределении полномочий.

Сфера ответственности органов местного самоуправления охватит вопросы развития своих территорий: благоустройство, местная транспортная, социальная и иные инфраструктуры, оказание базовых услуг, а также возможность развития смежных, совместно используемых объектов инфраструктуры.

Значительным шагом станет передача с районного уровня на уровень села вопросов содержания и внешнего оформления общественных мест, организации выставочно-ярмарочной деятельности, раздельного сбора коммунальных отходов, оказания электронных услуг с применением информационных систем и так далее.

Но для большей эффективности деятельности власти на местах еще предстоит решить ряд вопросов. Для расширения имущественного комплекса местного самоуправления необходимо упростить процедуры оформ­ления правоустанавливающих документов на коммунальную собственность. Прежде планируется проведение инвентаризации объектов, закрепленных за местным исполнительным органом, в том числе бесхозных активов, и в дальнейшем будет применяться поэтапный упрощенный порядок регистрации и постановки на учет.

– Назовите ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках Концепции развития местного самоуправления.

– Прежде всего вовлечение в процесс управления территорией граждан. Активность гражданского общества – первостепенное условие эффективной деятельности местного самоуправления, которое использует современные инструменты обратной связи с населением. Участие населения в принятии решений должно изменить качество управления, сделать прозрачной деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Общественная экспертиза усилит контроль над процессом утверждения местных бюджетов, а предваряя общественно значимые расходы на инфраструктурные и социальные инициативы, будут проводиться онлайн-опросы.

Интернет вообще должен стать мощным инструментом в вопросах самоуправления. Его влияние на социально-политическое развитие страны нельзя не замечать, он дает дополнительные возможности для проведения общественных дискуссий, освещения значимых для территории проблем и вовлечения граждан в решение многих социальных и экономических задач.

Учитывая эти современные тренды, предстоит задействовать функционал Единой платформы интернет-ресурсов госорганов: с их помощью обнародовать планы развития сельских округов, сведения о поступлениях в бюджет, решения представительного органа местного самоуправления, гражданский бюджет и многое другое.

– Какое место в таком концепте отводится новому органу народовластия – кенесу?

– Основным органом местного самоуправления остается сход местного сообщества сельского округа. Его полномочия расширятся в определении приоритетных задач для территории, сроков их реализации, согласования плана развития местного сообщества, изменения административно-территориального устройства, заслушивания отчетов акима сельского округа.

Но с 2024 года собрания местного сообщества в сельских округах будут преобразовываться в представительный орган – кенес. Его члены избираются гражданами напрямую, и полномочиями по роспуску кенеса наделяется сход местного сообщества.

Кенес, согласовывая со сходом, будет утверждать план развития и бюджет, контролировать их исполнение, а также согласовывать назначения руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующей территории.

Кроме того, кенес сможет регулировать вопросы благо­устройства, санитарии населенных пунктов, уличной торговли, проведения праздничных мероприятий и конкурсов. Он будет наделен компетенциями по утверждению тарифов на услуги, оказываемые администрацией местного самоуправления, и регулированию размеров ставок налогов и плат: увеличивать или уменьшать базовые ставки земельного налога, устанавливать коэффициент зонирования для определения налоговой базы по налогу на имущество и так далее.

Таким образом, образование кенеса станет основой для создания низового уровня самоуправления, наиболее приближенного к людям. Через прямые выборы членов кенеса граждане смогут участвовать в местной общественно-политической жизни.

– Как развитие местного самоуправления будет продвигаться по территории страны, в частности в городах?

– Вопрос внедрения самоуправления в городах еще предстоит тщательно исследовать и проработать, учитывая численность проживающих там граждан и уровень развития цифровых технологий. Но движение в этом направлении наметилось, и оно не останавливается.

Как пример, с 2020 года в столице, городах республиканского и областного значения внедряется «бюджет народного участия». Этот инструмент позволяет жителям инициировать проекты по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий. Для активного вовлечения населения в процесс используется модуль на Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов, где можно в режиме реального времени отслеживать соответствующие проекты.

Работа по реализации идей, предложенных жителями в рамках «бюджета народного участия», продолжится, в том числе путем увеличения до 5% выделяемых средств для их финансирования.

– Прямые выборы акимов – большая часть программы политической модернизации страны. Каких «дивидендов» можно ждать от этого шага?

– Реформа местного самоуп­равления направлена в первую очередь на создание такой сис­темы, которая обеспечила бы прозрачность и контролируемость деятельности местных властей. Прямые выборы – это возможность избирать акимов непосредственно самим гражданам, что обеспечивает подотчетность избранного руководителя за проделанную работу.

Это придает импульс формированию гражданского общества, продвижению демократии на местном уровне. Люди будут напрямую вовлечены в решение насущных проблем и вопросов своей жизни.

Кенес сможет вести мониторинг эффективности использования денежных средств, проводимых за счет бюджета работ, заслушивать отчет акима о деятельности администрации сельского округа. Помимо этого, проверки эффективности использования средств будут поручаться ревизионным комиссиям.

На 2024 год запланированы прямые выборы акимов районов и областей, что станет следующим этапом в развитии местного самоуправления. Кандидаты, как и в случае с выборами сельских акимов, будут предлагаться политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.

Автор:
Людмила Макаренко
01:55, 19 Августа 2021
0
3914
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное