Эксперт-совет

Поработаем над имиджем

​Чтобы стать полноценным участником международного туристического рынка, Казахстану предстоит определиться: какую нишу он хочет занять и что может предложить мировому туристу? Не раз эта тема звучала и в программных документах Главы государства, в том числе в октябрьском Послании народу страны: «Особое внимание следует уделить развитию въездного и внутреннего туризма для использования нашего богатого природного и культурного потенциала. Правительству необходимо в сжатые сроки принять отраслевую госпрограмму». О том, каковы наши сильные и слабые стороны, что уже сделано и над чем предстоит потрудиться, рассуждают участники очередного «Эксперт-совета» «Казахстанской правды».

* * *

Своеобразной точкой отсчета можно считать выставку «ЭКСПО-2017». Благодаря этому событию туротрасль нашей страны получила такое продвижение, которое не видела никогда прежде. Чтобы поддержать этот вектор, была разработана комплексная Государственная программа развития туризма. Подробнее о ней рассказывает председатель Комитета индустрии туризма Министерства культуры и спорта Майнюра Мурзамадиева.

– Несомненным туристическим магнитом стала Международная выставка «ЭКСПО» в Астане, проведение которой позволило заметно увеличить все основные показатели туристской сферы. В 2017-м Казахстан посетили 7,7 миллиона человек, что больше цифр 2016 года на 18,3%. Учитывая, что в предыдущие годы рост составлял в среднем не более полутора процентов, данный годовой прирост можно считать лучшим показателем независимого Казахстана.

Согласно данным Комитета по статистике Министерства нац­экономики, по итогам 6 месяцев текущего года туристичес­кие показатели вновь растут: ­выездной туризм увеличился на 7,1%, въездной – на 21,8, внут­ренний – на 7%.

Дальнейшим стимулом для этой сферы станет Государственная программа развития туристической отрасли Респуб­лики Казахстан до 2025 года, разработанная комитетом совместно с международными и отечественными экспертами. В ее рамках мы выделили 6 приоритетных направлений.

По первому планируется провести работу по инфраструктурному развитию объектов Карты туристификации топ-10 и топ-50. Наверняка казахстанцы знают этот список, поскольку эта работа получила широкое освещение в средствах массовой информации.

Второе направление касается либерализации визовой и миграционной политики. Граждане 64 политически стабильных и развитых государств уже имеют право безвизового въезда в Казахстан. До конца нынешнего года внедрен 72-часовой безвизовый транзит для граждан Китая и Индии, следующих через Астану и Алматы. С Узбекистаном обсуждается механизм взаимного признания виз в рамках Silk Way Visa для продвижения трансграничных турмаршрутов.

Третье направление – повышение транспортной доступности туристических объектов и дес­тинаций. Этот блок решается в том числе за счет Программы инфраструктурного развития, госпрограммы «Нұрлы жол» и займов МФО. В качестве примера можно назвать строительство транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, вдоль которого расположены ключевые туристические дос­топримечательности. Ведутся работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог, например, до 2020 года предстоит обеспечить полный доступ к озеру Алаколь со стороны Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, в направлении Баянаульской курортной зоны уже идет реконструкция трасс.

За четвертое направление – повышение эффективности маркетинга и продвижения тур­услуг – отвечает нацкомпания Kazakh Tourism.

Пятое направление представляет собой стратегический фундамент госпрограммы, без которого невозможно участие инвесторов в развитии инфраструктуры, – это повышение эффективности господдержки.

Шестое направление предполагает совершенствование стандартов сервиса и кадрового обеспечения. С учетом международного опыта (Зальцбургской школы туризма в Австрии, Университета Джорджа Вашингтона в США, учебных заведений ОАЭ, Швейцарии, Гонконгской высшей школы по менеджменту туризма) планируется создать Международный университет туризма и гостеприимства Цент­ральной Азии.

В проект госпрограммы включены системные меры. И речь не только о создании приоритетных территорий и развитии инфраструктуры, но и о таких мерах поддержки, как льготное кредитование, натурные гранты (земельные участки), освобождение от КПН, земельного и имущественного налогов для приоритетных проектов. Сюда же можно отнести субсидирование авиа- и железнодорожных перевозок, введение госрегулирования цен на авиакеросин.

Для населения будет важным наше предложение, направленное на массовый внутренний туризм, – в период школьных каникул субсидировать бесплатный перелет детей по принципу Kids Go Free. И этот список можно продолжить: введение инструмента Tax Free для иностранных турис­тов, не являющихся гражданами ЕАЭС (НДС возвращается на покупки, сделанные иностранными гражданами, при выезде из страны, в которой они были приобретены), обновление парка автотранспортных средств и железнодорожного подвижного состава, разработка принци­пиально новой модели развития устойчивого туризма в национальных парках, внедрение механизма турсертификата для стимулирования внутреннего туризма и так далее.

Конечно, есть определенные трудности в развитии туротрас­ли Казахстана. Например, по уровню развитости инфраструктуры Казахстан занимает 92-е место в Индексе конкурентоспособности сферы путешествия и туризма ВЭФ. Данный показатель включает в себя инфраструктуру авиатранспорта (71-е мес­то), инфраструктуру наземного транспорта (91-е место) и инфраструктуру туристского сервиса (97-е место), в том числе наличие отелей, качество туристской инфраструктуры, присутствие в стране основных компаний по аренде автомобилей и наличие банкоматов.

Однако даже без инфраструктуры можно развивать туризм, ведь есть такие виды, которые не требуют ни дорог, ни пятизвез­дочных отелей, ни курортных зон и развлекательных центров, – это Adventure Tourism (приключенческий), и во всем мире интерес именно к нему растет.

Да, у нас есть проблемы с дорогами, придорожным сервисом. Но не обязательно ждать, пока все появится, так как наличие инфраструктуры само по себе не гарантирует большой поток туристов. Мы должны уже сейчас продвигать наиболее привлекательные места. Естественно, что упор будет делаться на самые подготовленные регионы в плане инфраструктуры, что над ее развитием и дальше будут упорно работать.

Куда более важно понимать, что мы можем предложить туристам. Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития этнотуризма на международном и региональном рынках. Активно развиваю­щимися территория­ми в этом направлении стали Туркестанская и Жамбылская области, Западный и Восточный Казахстан. Например, знаковая достопримечательность Жамбылской области – ущелье Бекара, где возведены 47 этноаулов традиционного для казахского народа образца.

Также Казахстан имеет большие возможности для развития экологического туризма: 12 государственных национальных парков, 10 заповедников, множество памятников природы и неосвоен­ные девственные территории. Уже во всех парках и резерватах утверждены генпланы, определены земельные участки, которые могут предос­тавляться на конкурсной основе в долго­срочное пользование для строи­тельства туробъектов.

Все это – наше преимущество, которое мы обязаны использовать для успешного развития отрасли.

* * *

Рашид Кузембаев, председатель правления АО «НК Kazakh Tourism», акцент сделал на том, как привлечь иностранного туриста в Казахстан. Неудивительно, ведь эта компания и создавалась для продвижения нашей страны за рубежом, а также для популяризации внут­реннего туризма среди наших граждан. Как и Майнюра Мурзамадиева, он подчеркнул, что нам важно занять свое мес­то на международном рынке, предложив не масс-маркет, а уникальный этно- и экопродукт.

– Казахстану очень важно использовать все свои преимущества. Например, территориальную близость к развивающимся внешним рынкам, в которых растет туристский спрос (Россия, Китай, Индия, Ближний Восток) и наличие прямых перелетов. Это открывает новые возможности для Казахстана, ведь показатели выездного туризма из азиатских стран растут с каждым годом, и их граждане становятся наиболее желаемыми туристами в мире.

Кроме того, сегодня с уверенностью можно сказать, что повсеместно растет интерес к новым турнаправлениям и погружению в местную культуру. Туристы все больше предпочитают получать уникальные впечатления, непосредственно принимая участие в происходящем, а вот отдых на пляже и групповые экскурсии с обзором монументов постепенно теряют свою актуальность. Также приключенческий туризм – активный отдых в необычных местах – становится все более популярным.

Нашим туристическим брендом вполне могут стать эко- и этнотуризм, включая приключения и активные виды отдыха: трекинг, хайкинг, рафтинг, даунхилл, параглайдинг, джип-туры и многое другое. Большую перспективу имеют ежегодные международные фестивали на территории Казахстана, основанные на известных фактах: родина яблок, путь тюльпана, одомашнивание лошади, «Алтай – колыбель цивилизации», Великий шелковый путь. Также Астана и Алматы имеют все возможности для проведения масштабных международных мероприятий.

Четыре элемента объединены в концепцию «4Е» (Eco, Ethno, Events, Entertainment), которая ляжет в основу казахстанского туристского бренда.

По количеству прибывших в Казахстан туристов на первом месте находится Россия, на втором – Китай, далее идут Азербайджан, Германия, Турция, Украина, США. Из всех стран стоит выделить Индию, откуда за первые 6 месяцев 2018 года в Казахстан прибыло более 12 тысячи человек (рост 71%). Продолжает расти количество турис­тов из Малайзии (81%), Польши (36%), ОАЭ (24%) и Южной Кореи (12,5%).

Увеличение количества турис­тов – одна из первостепенных задач нацкомпании. Мы разработали маркетинговую стратегию, где определены 3 группы наших целевых рынков: приоритетная группа – наши ближайшие соседи Россия и Китай, вторая группа – страны Западной Европы, Индия, Иран и перспективная группа – страны ЮВА, Ближнего Востока, Япония, США. В ближайшей перспективе мы планируем сконцентрироваться на первой и второй группах целевых рынков и нацелены на повышение осведомленности о Казахстане как туристской дестинации.

По мнению международных экспертов, основной причиной, по которой туристы не едут в Казахстан, является то, что они мало знают о стране в целом, а также не имеют представления, чем себя здесь можно занять.

Вопросы продвижения и рек­ламы напрямую связаны с бюджетом. В среднем продвинутые дес­тинации тратят до 10% доходов от туризма на рекламу турпотенциала страны. Для сравнения: бюджет на продвижение в ОАЭ составляет порядка 40 миллио­нов долларов США, в Израиле – 73, в Исландии – 105, в Грузии – 21 миллион. В Казах­стане при общем вкладе туризма в экономику на уровне 700 миллиардов тенге на продвижение выделяется менее 1%. Для зак­репления за страной имиджа туристо­ориентированной дес­тинации в первые 3–4 года, если брать за отсчет год проведения первого значимого глобального мероприя­тия – ЭКСПО-2017, необходимо поддерживать продвижение на очень высоком уровне. При этом в настоящее время АО «НК Kazakh Tourism» большинство мероприятий по продвижению внутреннего туризма ведет на партнерской основе без затрат бюджетных средств.

Согласно существующим мировым трендам и международному опыту, продвижение будет осуществляться с применением всех современных инструментов коммуникаций. Особое внимание будет уделено цифровому маркетингу. Мы участвуем в международных выставках, проводим роуд-шоу за рубежом, чтобы туроператоры и турагенты целевых рынков узнали больше о нашем потенциале и продуктах. Провели несколько блог-туров и инфотуров, в том числе для блогеров-миллионников из Китая. В данный момент идет масштабная рекламная кампания на телеканале Euronews: Казахстан впервые показывается именно с точки зрения туристов, здесь же вышли эпизоды программы Adventures, где рассказывали о лучших местах для активного отдыха в нашей стране.

Также в данный момент мы занимаемся модернизацией нацио­нального туристского портала Kazakhstan.travel, где иностранные туристы могут получить всю интересующую их информацию на 6 языках и вдохновиться на путешествие. К слову, портал в обновленном виде уже доступен, каждый день добавляются новые разделы и интересные статьи. Кроме этого, планируется провести рекламную кампанию в зарубежных аэропортах и городах целевых стран, пресс-туры для зарубежных журналистов, а также продвижение на популярных интернет-ресурсах.

Учитывая все особенности нашего рынка и необходимость его развития, мы считаем необходимым сделать акцент наряду с продвижением на цифровизацию отрасли и на повышение инвес­тиционной привлекательности.

При непосредственном взаи­модействии с местными исполнительными органами и заинтересованными субъектами квазигосударственного сектора наша компания сформировала базу данных инвестиционных проектов туристской отрасли. Наиболее подготовленные проек­ты на сегодня – это курорт «Ақ Бура» в Боровской зоне на берегу озера Большое Чебачье и парк семейного отдыха Happy Land. Данные проекты презентовались на различных площадках как в Казахстане, так и за рубежом. И уже есть заинтересованный зарубежный инвестор, готовый вложиться в проект «Ақ Бура».

В этом месяце в Астане мы организовываем первый международный инвестиционный форум по туризму с участием местных и зарубежных компаний, где будут представлены наиболее подготовленные проекты, курортные территории, вошедшие в перечень топ-10 Карты туристификации Казахстана. С 2022 года Kazakh Tourism планирует начать собственную инвестиционную деятельность. Реализация проек­тов будет осуществляться на партнерской основе: компания будет выступать соинвестором (не более 49% вложений).

Если осуществить все задуманное, к 2025 году мы нацелены на увеличение количества иност­ранных туристов по меньшей мере в 2 раза и достижение доли туризма в ВВП страны в 8%.

* * *

Немало цифр привел и замес­титель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Олжас Ордабаев. Все они послужили аргументом к тому, что туристическая отрасль Казахстана растет, но проблем остается немало: финансовые потоки в тени, инфраструктура не развита, продвижение странового бренда хромает.

– Соглашусь с мнением ряда специалистов, что официальная статистика в некоторых аспектах отражает завышенные показатели: считает туристами всех, кто провел на территории страны более суток, что не всегда корректно. Но мы понимаем: отечест­венный туризм за последнее время показывает рост, причем как по въездному направлению, так и по внутреннему.

Помимо этого, в туризме есть понятие платежного баланса, который показывает разницу объемов вывезенных средств и ввезенных в страну. Несмотря на то что наши сограждане больше вывозят средств, чем иностранцы привозят, динамика положительная. В 2016–2017 годах этот отрицательный баланс сократился в разы: с -109,3 миллиона до -10,0 миллиона долларов США.

Что касается предложений рынка, то картина следующая. Количество мест размещения туристов в Казахстане составляет 2 987 единиц. Данные статистики по объему оказанных услуг (108,4 миллиарда тенге) говорят о том, что предприятия туристской инфраструктуры в 2017 году показали устойчивый рост в 30%.

Среднегодовая заполняемость гостиниц также дает положительную динамику, составив 25%, но эта цифра по-прежнему остается низким показателем. В мировой практике гостиничного бизнеса прибыльной эта сфера считается лишь в случаях, когда заполняемость выше 40%. А туристская дестинация считается инвестиционно-привлекательной при заполняемости гостиниц от 60% и выше. Вместе с тем, согласно данным официальной статистики, за последние 5 лет количество мест размещения в Казахстане выросло на 80%.

Из этого можно сделать вывод, что большая часть рынка гостиничных услуг в стране находится в тени, иначе бы мы наблюдали не рост, а тенденцию к сокращению количества гостиниц. Так что сегодня перед нами стоит большая задача по выводу отрасли из тени.

Безусловно, сейчас в нашей стране уделяется большое внимание развитию туризма и соз­данию комфортных условий ведения бизнеса в этой сфере. Многое уже сделано. Однако все еще остаются проблемные вопросы, которые поднимают представители бизнеса. Это в первую очередь инфраструктура – дороги, придорожный сервис, санитарные узлы вдоль дороги и вблизи туристских объектов. Во-вторых, так называемая доступность объектов. Сюда можно отнести вопросы логистики, то есть прилет в Казахстан и передвижения внутри страны, разрешительные про­цедуры для доступа к объектам в пограничной зоне.

Так вот решение многих этих проблем зачастую зависит от центральных или местных государственных органов.

Для наглядности можем рассмотреть авторитетный индекс конкурентоспособности «Туризм и путешествия», в котором Казахстан занимает 81-е место из 136 стран. Этот рейтинг состоит из 14 разделов, которые содержат порядка 100 индикаторов.

Так, наша страна занимает высокие позиции по индикаторам «ценовая конкурентоспособность» (8-е место), «бизнес-среда» (36-е), «здоровье и гигиена» (6-е) и другим. Но по некоторым индикаторам, которые напрямую зависят от активности государственных органов, мы сильно отстаем на мировом рынке. К примеру, индикатор «международная открытость» (113-е место), который включает визовые требования, соглашения о воздушном сообщении, индикатор «наземная инфраструктура» (91-е), который касается вопросов качества и плотности автомобильных дорог, качества портовой инфраструктуры.

Привлечение инвестиций также необходимо держать на особом контроле, предлагая выгодные условия финансирующей стороне. В нынешнем году всем заинтересованным ведомствам удалось добиться того, что туристская отрасль включена в перечень приоритетных видов деятельности, где предусмотрена господдержка. Это большой плюс в виде налоговых преференций, таможенных льгот и натурных грантов.

Но пока минимальный порог для таких проектов, согласно Предпринимательскому кодексу, составляет 4,9 миллиарда тенге. А ведь стоимость туристских проектов зачастую не превышает 800 миллионов тенге. Мы это знаем и продолжаем работу в этом направлении. Наша цель сегодня – снизить данный порог хотя бы до 450 миллионов тенге. Хотя существует мнение, что и этот показатель непосилен проектам в сфере туризма. Это предложение уже включено в проект государственной прог­раммы, который находится на согласовании госорганов.

Отдельно стоит изучить воп­рос маркетинга и продвижения страны и странового бренда. И здесь эксперты Всемирного экономичес­кого форума дают низкую оценку эффективности маркетинга и брендинга для привлечения туристов (102-е мес­то), а также рейтингу стратегии странового брендинга (102-е).

А ведь благодаря нашим географическим и климатическим особенностям мы можем предложить большое разнообразие турпродуктов: пляжи Алаколя и Каспия, горы Алматинского и Восточно-Казахстанского регионов, исторические и сакральные объекты вдоль Шелкового пути, этно- и экотуры практически по всей территории нашей страны. На все эти направления в мире есть потребители, важно знать, кто они и как их привлечь.

На сегодня тренды в туризме, как и во многих других сферах, определяют миллениалы – люди, рожденные с 1980 по 2000 год. Они же являются важной демографической частью путешест­венников. Именно наземных путешественников, поскольку турист в нашем понимании «вымирает». Новое поколение турис­тов выросло в период цифровых технологий и очень сильно от них зависит в своих путешествиях. Естественно, нам нужно идти навстречу клиенту – в Интернет, оцифровать все услуги и продукцию, обеспечить удобные и простые решения.

Также важно понимать, что мы не должны и не сможем конкурировать с пляжами Турции или Египта. Они нацелены на массового туриста, это так называемый масс-маркет. Мировой рынок все больше движется в сторону индивидуального подхода в организации путешествия, когда оператор формирует продукт исходя из пожеланий клиента. Это еще один тренд – крафт-продукт.

Здесь же стоит отметить, что наше конкурентное преимущест­во – длительный зимний сезон и обилие снега. Это позволяет развивать зимние виды отдыха. Нужно лишь обеспечить проведение качественных и интерес­ных ивентов в зимний сезон. По этому примеру наши соседи из Алтайского края Российской Федерации успешно продвигают свои продукты.

Ну и, конечно же, нельзя забывать про семейные путешествия, которые занимают до 40% всех поездок в мире. Для таких турис­тов важно обеспечить безо­пасность, комфорт размещения и удобную логистику.

В странах – лидерах по туризму перестали делить гостей по странам их проживания, в эпоху глобализации важно распознавать людей по их психотипам, увлечениям и привычкам. В этом вопросе Казахстану еще есть чему поучиться.

* * *

Еще один наш сегодняшний эксперт – Нуржан Алгашов, менеджер проектов респуб­ликанского общественного объединения Qazaq Geography. Нуржан – страстный путешественник, он объездил весь Казахстан, был во многих странах, так что ему есть с чем сравнивать. Он же создал сайт travelblog.kz, где с единомышленниками размещает не только путевые заметки, но и множество полезных советов и рекомендаций. В разговоре о том, какие слабые и сильные стороны туристической отрасли нашей страны видит Нуржан, акцент он сделал не на инфраструктурном блоке, а на содержательном: что мы можем предложить миру и как заявляем об этом.

– Предпосылки для развития туристической отрасли у Казахстана большие, но все будет зависеть от последовательности действий государства и бизнеса.

Первая сильная сторона у нас – это относительная безо­пасность. Если сравнивать, например, с такими регионами мира, как Южная и Центральная Америка, где большой туристический поток, то там уровень прес­тупности достаточно высокий, и в рекомендациях посещения этих стран черным по белому пишут: «Будьте осторожны, нередки уличные грабежи днем и в центре города». А вот в отношении Казахстана я нигде таких рекомендаций не видел.

Второй плюс – разнообразие, хотя это скорее достижение не самой туристической отрасли, а страны в целом. Допустим, приехал турист в Алматы – он в 300 километрах от города увидит и живописные горы, и ледники, и каньон, и горные реки-озера, и даже полупустыню по направлению к Балхашу, естественно, исторические объекты – те же петроглифы Тамгалы, входящие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, культурные объекты самого города.

В какой-то степени туристическую неразвитость пока еще можно назвать и преимуществом, потому что те туристы, кто ­приезжает к нам сейчас, полу­чают уникальный продукт. Иностранцы как раз и хотят увидеть нетронутую природу, хищных птиц в естественной среде, цветение степи… Экотуризм – это наше преимущество, это «незамыленное» направление, на которое нужно делать ставку, чтобы все знали – это Казахстан.

Минусов, к сожалению, больше. И наша скудная инфраструктура далеко не главный из них.

Первым подчеркну высокую стоимость перелетов, высокую даже для приезжих, не говоря уже о самих казахстанцах, все-таки у нас очень большие расстояния. В то же время мы равноудалены как от Азии, так и от Европы, что по идее должно создавать базу для транзита, но наше небо «закрыто» – очень мало авиакомпаний с нами сотрудничают. Цены, которые мы видим сегодня, – огромная преграда.

Плюс к этому создает трудности ярко выраженная сезонность нашего туризма. И хотя это все-таки природные данные, но ведь можно изменить подход. Мне кажется, что если бы были доступными авиабилеты, то из Павлодара, Астаны, Костаная даже зимой и осенью был бы стабильный поток внутренних туристов в Алматы, Актау, Шымкент, Усть-Каменогорск в выходные и праздники, на каникулах.

Долгое время был большой проблемой жесткий визово-миграционный режим. И то, что не так давно отменили визы для граждан целой группы развитых стран, стало большим шагом вперед, пожалуй, ключевым в развитии въездного туризма со стороны государства за все годы независимости.

Но ограничиваться отменой виз не стоит, важно отрегулировать внутренние барьеры – не обязывать приезжих туристов регистрироваться в мигра­ционной полиции в течение 5 дней, ведь не все останавливаются в гос­тиницах, но на границе или в аэропортах есть контроль. Важно пересмотреть визовый режим и для тех стран, где ВВП на душу населения выше, чем в Казахстане, – оттуда к нам не приедут трудовые мигранты, зато среднему классу нам есть что предложить.

Одна из основных проблем для туристической репутации Казахстана – это повсеместное и характерное отсутствие информации. Совершенно нет надписей на придорожных, культурных, исторических, природных объек­тах хотя бы на английском языке, уже не говорю о французском, китайском и так далее. На кириллице ведь мало кто умеет читать. И в целом в Интернете не найти информации о туристичес­ких возможностях и местах Казахстана на языках тех народов, кто много путешествует. Мизер есть на английском – скудные, неполноценные тексты, повторяющиеся из одного ресурса в другой. А вот уникальных данных и полезных сведений – как добраться, где интересные марш­руты, качественные фото – нет. На немецком, китайском, хинди, испанском, то есть языках, на которых говорят наши основные приезжие туристы, такой информации вообще нет.

Так сложилось еще и потому, что у Казахстана нет позиционирования для всего мира своего туристического направления. Это большой пробел. Кыргызстан определился для туристов с тем, что это страна с нетронутой горной природой, с пешими и конными походами, Узбекистан позиционирует себя как историческая местность с древними городами и мавзолея­ми, с культом ремесленничества. Монголия своей фишкой сделала кочевой образ жизни: сейчас спроси иностранца, где найти юрту, он первым делом скажет – в Монголии, а о Казахстане даже не вспомнит.

Второй имиджевый пробел – у нас нет своей ключевой ассоциа­ции, туристического символа. Когда мы говорим «Франция», на ум приходит Эйфелева башня, говорим «Россия» – видим Кремль, говорим «США» – думаем о статуе Свободы, «Бразилия» – о статуе Христа. Нам нужен какой-то распиаренный объект, который знал бы каждый десятый житель планеты.

Иностранный турист откры­вает карту, все страны с окончанием «-стан» в названии видит в одной части. Из истории он знает, что 5 из них когда-то были в сос­таве Союза, а Афганистан и Пакистан – нестабильный регион. Но для него все наши 5 постсоветских стран – одно и то же. Он гуг­лит. Сначала ему был интересен весь регион, а после Интернета появилась информация о турах. И он видит активных кыргызских и узбекских туроператоров, они сейчас смело работают на мировом рынке. Скажу больше: многие кыргызские туроператоры, которые привозят зарубежных туристов в свою страну, на пару дней организовывают им групповые туры на Чимбулак, Медео, в Чарын, то есть нашими фишками привлекают средства в свой карман.

А наши предприниматели находятся в стороне. Вообще у казахстанского туристического бизнеса очень слабая конкуренция. Почему она не развивается, мне сложно понять, но многое де­лается спустя рукава: и так сойдет, все равно выбора нет, это не основной бизнес… В Казахстане туризм не рассматривается до сих пор как отрасль экономики, как, например, сельское хозяйство, металлургия, машиностроение. Здесь нет научного сопровождения, хотя бы проектного подхода и современного менедж­мента. Даже те, кто работает в этой сфере, рассматривают свое дело как сезонный доход или экс­перимент. Поэтому и уровень сервиса у нас низкий. И в какой-то степени это замкнутый круг: нет должных инвестиций, нет привлечения грамотных кадров, низкая оплата труда, поэтому более или менее компетентные гиды, ресторанные менеджеры, организаторы ищут другие варианты.

Как только появится нормальная конкуренция у операторов, турфирм, у самих гостиниц и других объектов, чьи владельцы захотят полноценно зарабатывать именно на туризме, будет прогресс. Когда к этому прибавится четкое позиционирование туристического Казахстана со стороны государства и общест­ва в целом – будет результат.

Автор:
11:40, 14 Ноября 2018
0
54035
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное