Литературная гостиная

Между вчера, сегодня и завтра

Разработанная на основе положений статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» программа «Рухани жаңғыру» основной целью ставит сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей. А они сосредоточены в книгах – главном источнике света и надежды, который в нынешних условиях поможет всем нам избежать проблемы «одиночества в толпе».

Что такое Рух?

На этот вопрос исчерпывающий гениальный ответ дал известный казахстанский философ Избасар Ергалиев.

Так в чем же состоит суть его идеи? В пирамиде Избасара Ергалиева все вышележащие слои воздействуют на нижележащие. То есть Рух (Дух), находясь на вершине пирамиды, влияет абсолютно на все: религию, философию, культуру, науку, образование, экономику и на каждого человека в отдельности. Рух пронизывает абсолютно все в жизни человечества.

Так, дух великого Абая, чей 175-летний юбилей пришелся на 2020 год, пронизывает традицион­ные верования казахов, прочтение философского наследия Ходжи Ахмета Яссауи, традиции, обычаи и культуру казахского народа. Кроме того, он присутствует в научном потенциале отечественных исследователей, учебном процессе в вузах, предпринимательском деле и жизни каждого человека, чьей настольной книгой являют­ся «Слова назидания» Абая. Полны оптимизма слова Абая, обращенные к нам, сегодняшним жителям земли Казахстана:

«Кто собран в делах,

в чувствах собран.

Основа есть благополучия

в том.

Тем не менее не может душа

жить, не зная веселья и смеха.

Кто трудится с пользой,

тот и посмеяться способен».

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания – нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Многие ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Так, Далай Лама, выступая в 2013 году в Лозаннском университете в Швейцарии, говорил о том, что существует понятие духовной этики, из постулатов которой вытекают трактования всех религиозных учений мира.

Будучи в карантине, казахстанцы в полной мере испытывают своеобразную проблему «одиночества в толпе». Эту проб­лему знаменитый японский писатель Кобо Абэ рассматривает в своих завораживающих историях, где герои живут в полуфантастических ситуациях, до предела обостренных и возникающих на грани между вымыслом и явью.

Так, герой романа-притчи «Человек-ящик», принесшего Кобо Абэ всемирную славу, делает попытку найти спасение от окружающего мира, укрывшись в доме-ящике, который он носит на себе, создав тем самым иллюзию независимости от общест­ва. Имя японского писателя Кобо Абэ не только приобрело всемирную славу, но и вошло в список величайших писателей XX века. Основная тема его произведений: «я» и «другие» – сегодня неожиданно оказалась удивительно близка огромному количеству людей.

Сегодня, по правилам карантина, мы ходим в масках, держим социальную дистанцию при общении. Кобо Абэ в своем романе «Человек-ящик» пишет: «Понятно, без лица, а также вне общества, человек утрачивает себя. Но как трактовать облачение в ящик? Чтобы быть надлежащим образом одетым для улицы, необходимо кроме того обеспечить себя тремя кус­ками плотной ткани и одной парой резиновых сапог. Пустой ящик из гофрированного картона должен быть метр в длину, метр в ширину и метр тридцать в высоту – тогда он подойдет любому. Лучше всего использовать стандартный ящик. Во-первых, его легко достать. Во-вторых, это самое главное, отличить такой ящик от других практически невозможно. Действительно, поч­ти все люди-ящики, точно сговорившись, используют именно такие ящики – видимо, если ящик чем-то выделяется, это снижает анонимность его владельца. Хроническая болезнь человека-ящика – паралич подвластного сердцу чувства направления. В такие минуты ему кажется, что земная ось отклонилась, и это вызывает у него тошноту, как при морской болезни. Да, чтобы не забыть, еще одно важное добавление. Самое главное при подготовке ящика – оставить в нем достаточно пустого места для своих записей. Хотя нет, пустого места всегда будет достаточно. Как усердно ни делай записи, заполнить пустое место целиком все равно не удастся. Меня всегда удивляет, что некоторые записи значат столько же, сколько пустое место. Ящик, по виду простой обычный куб, на самом деле, если посмотреть на него изнутри, представляет собой запутанный лабиринт с замысловато петляющими дорожками. И сколько ни мечись в ящике, он – еще один слой кожи, покрывший твое тело, изобретает все новые и новые дорожки в своем лабиринте, в которых окончательно запутываешься. Когда путеводных нитей много, то пусть сущест­вует столько правд, сколько путеводных нитей».

Благодаря романам Кобо Абэ нам хочется видеть связь между «вчера» и «сегодня», а также между «сегодня» и «завтра». Об этом он пишет в романе «Женщина в песках». Песок иногда сравнивают с водой – он ведь тоже течет. Как и вода, он отрицает форму. Как и вода, он движется – пусть даже его волны не более одной восьмой миллиметра. Но в воде можно плыть, а в зыбучих песках и утонуть легко. Он коварен, а бороться с движущимся песком – это все равно что море вычерпывать. Это своеобразный символичес­кий призыв к читателям к проявлению стойкости в сложных жизненных ситуациях.

Современные жители европейс­ких стран сравнивают борьбу с коронавирусом с настоящей войной. И сразу на память приходит знаменитый роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Тяжело читать строки самого романа, повествующие о военных событиях Первой мировой войны, но еще сложнее представить, что сегодня в Испании, Англии, Германии и Франции идет самая настоящая война медиков, полицейских и властей с невиданной эпидемией. Там круг­лосуточно дежурят в больницах точно такие парни, как герои Ремарка, лечат больных и видят, как гибнут тяжелобольные, потрясая в сердцах кулаками от бессильной злобы на тех, чьи порой неумелые и запоздалые действия порождают ужас.

Вынужденно находясь в замк­нутом пространстве в своих квартирах и домах, многие начинают нервничать, обижаться друг на друга и даже впадать в истерику. А ведь беда часто зак­лючается лишь в глупой разрушительной неспособности просто поговорить по душам. Позвонить и не соврать. Донести мысль и чувства, а не тонуть в самобичевании. Закатить скандал, а не хлопнуть дверью. Читая роман Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде», хочется решительных мудрых поступков от персонажей этой книги, но ты при этом прекрасно понимаешь, что жизнь не терпит идеальных сценариев.

В своей знаменитой повести «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери говорит о воде как символе жизни. Вода утоляет жажду затерянных в песках людей, она – источник всего сущест­вующего на земле, она – пища и плоть каждого. Это та субстанция, которая дает возможность возрождения. В нынешнее время возможность возрождения дает нам кладезь духовной культуры – библиотеки с их собранием знаменитых книг.

Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жаж­ды. Сент-Экзюпери показывает, что человек часто живет только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве этого романтика прослеживается культ детства. Но главная трагедия героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова. Только человек с богатым внутренним миром, стремящийся к духовному самосовершенствованию, имеет право называться Личнос­тью. Читая эту книгу, создается впечатление, что автор «предвидел» будущие экологические катастрофы (нынешняя пандемия COVID-19) и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете.

В своих произведениях Сент-Экзюпери всегда поднимал тему дружбы. В его авторской системе ценностей она занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимо­понимании, взаимодоверии и взаимопомощи, на том, что так важно сегодня казахстанцам, находящимся в условиях карантина и чрезвычайного положения.

Книга «Маленький принц» остается актуальной и сегодня – многие проблемы, поставленные в ней, являются вечными. Это произведение читается на одном дыхании и воспринимает­ся легко. Смысл афоризмов «Маленького принца» заключается в том, что всегда необходимо действовать. Жить нужно соглас­но законам совести. Маленький принц подает пример людям, показывает, как нужно заботиться о своей планете, на которой главный герой постоянно выпалывает, как сорняки, баобаба. Иносказательно – человеческую лень. Маленький принц словно говорит читателю, что всегда необходимо бороться со всем темным, что находится в твоей натуре, а в противном случае лень и злые мысли захватят все твое пространство.

Маленькому принцу очень нравится фонарщик, ведь он, зажигая по вечерам свет, делает что-то не для себя, а для других. В этой повести содержится очень много скрытых истин, относящихся к жизни людей.

Огромный оптимизм вселяет прочтение книги Пауло Коэльо «Алхимик». В ней говорится о том, что у каждого человека свой путь, и Вселенная будет направлять на него. И тут все будет зависеть от личности, встанет она на этот путь или нет, пройдет его до конца или остановится на полпути. Но есть одно НО: если человек сойдет с него, то ему будут посланы знаки, чтобы путь продолжился. Как тут не вспомнить слова Президента РК Касым-Жомарта Токаева, сказанные им в пользу культуры: «Вся молодежь сейчас находится по домам. Министерствам образования, культуры и спорта нужно продумать дистанционную организацию их созидательной активности, проводить онлайн-соревнования, лекции и другие обучающие мероприятия». В связи с этим учреждениям культуры, в том числе библиотекам, принадлежит огромная роль в деле поддержания прежде всего молодежи в их стремлении к знаниям, духовному развитию, особенно в нынешней сложной ситуации.

Бывают случаи, когда книге предначертано появиться в твоей жизни. И в условиях, когда мы имеем дело с внезапно обвалившимися ценами на нефть, стагнацией мировой экономики на фоне коронавирусной пандемии, наш взгляд, конечно, обращается к «Финансисту» Теодора Драйзера. Я бы рекомендовала эту книгу всем молодым предпринимателям Казахстана или тем, кто только хочет начать свое дело. Главный герой этого романа – Фрэнк считает, что человек может занимать только две позиции: позицию силы и позицию слабости. И Фрэнк, разумеется, выбирает первую. Автор показал, как надо смотреть в лицо своим страхам, никогда не сомневаться в своей силе и значимости. В то же время в книге ярко проиллюст­рированы последствия слишком рискованных поступков в экономике.

Люди сидят дома на карантине, но это не значит, что все службы жизнеобеспечения не трудятся с огромным напряжением. Такой романист, как Артур Хейли, является знатоком так называемых производственных романов. В своих литературных произведениях он стремится показать ситуацию в какой-либо отрасли «изнутри». Так, в романе-бест­селлере Артура Хейли «Аэропорт» показан вымышленный город, где находится крупнейший ­аэропорт, который неожиданно накрывает снежный буран, и поэтому все службы работают в экстренном режиме. Это литературное произведение будет интересно всем, кому интересна жизнь. В книге множество сюжетных линий переплетаются в одну, и это обстоятельство держит в напряжении до последней страницы романа.

В сложные времена для сохранения стойкости духа знаменитый художник и писатель Николай Рерих призывал черпать силы в природе. Так, в своей­ повес­ти «Пламя» он пишет: ­«Вообще, помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?»

И слова Льва Николаевича Толс­того, сказанные Рериху по поводу его первой картины «Гонец», сегодня вполне звучат как напутствие для нас, казахстанцев, испытывающих, как и население многих стран мира, объективные трудности: «Случалось ли вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». Не зря на флаге нашей страны изображен парящий высоко в небе орел – так и нам всем сегодня надо быть над ситуацией, сохранять спокойствие и веру в действия властей.

Именно великий дух человека, который воспевал казахский философ и гуманист Абай, выражая его в нравственной формуле: «Адам бол!» – «Будь человеком!» всегда будет и останется высшим этическим постулатом для каждого из нас.

Автор:
​ Умитхан Муналбаева, профессор, доктор педагогических наук, директор Национальной академической библиотеки РК
11:07, 21 Апреля 2020
0
26747
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное