Литературная гостиная

Путь олигарха, или Творческий подвиг писателя

В известном московском издательстве «Художественная литература» вышла книга «Жизнь горькая и сладкая» (современные короткие романы) видного казахского писателя и драматурга, заслуженного деятеля Казахстана Жолтая Жумата-Алмашулы.

Сам автор скромно называет романы «Олигарх и Олимп» и «Интерадам» короткими и даже мини-романами. Назову их компактными: они небольшие по объему, но глубоки и значительны по содержанию, а также высоки по качеству.

Если уж коснулись объема, то не лишним будет напомнить читателям, что, например, гениальный роман «Алые паруса» Александра Грина составляет всего-то неполных 4 авторских листа, а шедевр «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева и того меньше. И значительность литературного произведения отнюдь не в большом объеме, а в высокой художественности. Да и в наш стремительный век современные произведения должны быть именно компактными, потому что когда властвуют компьютерные технологии, а Интернет завладел умами подавляющего большинства человечества, вряд ли люди будут читать длиннющие романы.

В романе «Олигарх и Олимп» писатель поднимает и раскрывает актуальнейшую современную тему новых богачей – так называемых олигархов. В предисловии подчеркнуто: «Меня терзали думы о неком Олигархе – крупном казахском бизнесмене современности… Да, в стране наступило время, когда на наших глазах расплодились пугающе суровые, надменные люди, именующие себя олигархами. Да еще какими олигархами! С их несметными богатствами несравнимо не только все наше с вами общее добро, а даже количество наших волос на голове будет намного меньше их денег. Легендарные наши предки-богачи Карынбай и Шыгайбай выглядели бы перед нынешними олигархами просто нищими оборванцами…»

Как узнаем из романа, кто-то гордится, что этот олигарх – казах по национальности, и наде­ется: свой супербогач «непременно осыплет благодеяниями наше бедное и нищенствующее население». А подавляющее большинство, как водится, ненавидит богатеев.

Кстати, такое отношение к новым нуворишам наблюдается не только в Казахстане, а на всем постсоветском пространстве. Причин нелюбви к так называемой «новой элите» больше чем достаточно. Самая главная причина: к сожалению, сегодняшняя современная «элита» – и российская, и башкирская, и казахская – занята исключительно собственным обогащением. Известный писатель, сценарист и кинорежиссер Ермек Турсунов в интервью заявил об этом безапелляционно: «Наша элита абсолютно не интересуется ни историей, ни культурой, ни идентичностью. Она занимается исключительно ограблением страны. Такое впечатление, что на страну как на духовное явление, как на культурное явление нашей элите просто наплевать».

Писатель Жолтай Жумат-Алмашулы в своем романе «Олигарх и Олимп» пишет о том же. Главный герой – олигарх Аспан сначала тоже не заботится о Родине, о родной земле и о своей нации, а только печется о преумножении личного богатства. Поэтому он все больше и больше отдаляется от своих корней.

На первый взгляд кажется, что автор разрабатывает старую как мир тему «богач-бедняк». Но это не так, потому что писатель Жолтай Жумат-Алмаш­улы «копает» гораздо глубже и всесторонне раскрывает образ казахского олигарха Аспана, сравнивая его с простодушными, но щедрыми баями минувших веков, попутно упоминая славные деяния правителей – великого полководца эмира Тимура, Сайда ад-Дуаль Хамдани, гениальных средневековых мыслителей Абу Насра аль-Фараби, Ахмета Яссауи. И конечно же, противопоставляя олигарху Аспану современного продолжателя традиций тех духовных вождей нации – местного писателя Жасхана Журкабайулы.

Сначала два антагониста враж­дуют, так как писатель опубликовал в газете негативную статью о своем земляке-олигархе. Фактически супербогач Аспан прилетает из Америки с целью разобраться с провинциальным «писакой», как презрительно называет он своего оппонента.

Затем при встречах они много спорят о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о власти и народе, об истории Казахстана, о судьбах родной земли и казахской нации. Конечно, писатель Жасхан Журкабайулы умело направляет поток жарких споров и бесед в нужное русло, стараясь образумить зарвавшегося олигарха. Но и Аспан непрост, иначе бы он и не достиг таких высот в бизнесе, ведь олигарх казахского происхождения уже крепко стоит на Олимпе богатства…

Тут писатель Жолтай Жумат-Алмашулы поднимает в своем романе еще один вопрос: что значительнее и важнее для страны и народа – Олимп богатства или Олимп духа?

Писатель Жасхан Журкабай­улы не только способствует духовному возрождению олигар ха Аспана, которому удалось оседлать золотого тельца. Он предостерегает его: в бешеной погоне за призрачным богатством тот полностью оторвется от родной земли и своего народа, что непременно приведет к духовному краху. Доводы писателя убедительны, вот один из них: «А вот правитель города Алеппо и богач Сайд ад-Дуаль Хамдани остался в истории только благодаря тому, что какое-то время жил у него во дворце великий Абу Наср аль-Фараби…»

Кто величественнее, значительнее и полезнее для народа – падишах или поэт, король или мыслитель, радеющий только за свою мошну богач-скупердяй или сохраняющий и увеличивающий духовные сокровища своей нации полунищий писатель? Этот спор известен еще с древних времен и почти всегда решается не в пользу правителей. Ведь имена многих из них забыты и покрылись навсегда пылью истории, а многих помним только потому, что они имели отношение к судьбам своих современников – великих поэтов, писателей и философов…

Жолтай Жумат-Алмашулы, подчеркнув, что самым великим деянием знаменитого правителя Тимура были отнюдь не одержанные победы в сражениях, не завоеванные страны и покоренные народы, а возведение мавзолея Ахмету Яссауи – великому поэту-мыслителю, одному из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире, основателю тариката Ясавия, дает ясный ответ на этот древний вопрос.

В конце концов писатель Жасхан Журкабайулы и олигарх Аспан приходят к согласию, негативные отношения потихонечку перерастают в дружбу. Самое главное – они совместно вырабатывают общую позицию и стратегию, направленную на соблюдение интересов страны и всего народа.

Но… жизнь писателя-патриота Жасхана Журкабайулы обрывается трагично: он погибает в бескомпромиссной борьбе с местной наркомафией, потому что совесть писателя не позволяет равнодушно пройти мимо этой новой беды, обрушившейся на многострадальный народ. Оказывается, что достигнутый суверенитет страны автоматически не решает все проблемы государства, ибо не только остаются пока незалеченными язвы общества, но к ним добавляются и новые бедствия…

Это, может быть, идеалистические мечты писателя, пытающегося проложить мост между современными новыми богачами и творческой интеллигенцией для плодотворного сотрудничества в формате «интеллектуалы + капитал = процветание народа».

В наши дни трудно представить примеры таких отношений между олигархом и писателем, какие сложились между супербогачом Аспаном и писателем Жасханом Журкабайулы. Ведь они представители двух взглядов на мир: с одной стороны – упование только на материальное, с другой – на духовное начало. Да, в наши времена трудно это представить, но до Октябрьской революции меценатство и в России, и в Казахстане, и в Башкортостане было явлением распространенным: богатеи открывали больницы, картинные галереи, учебные заведения для народа, а также учреждали газеты и журналы, издательства и типографии, выпускали книги поэтов и писателей.

Например, в конце ХIХ столетия казахские капиталисты Галиаскар и Сыздык Капысулы (Халфины), Нуркен Забирулы (Забиров), династия Косшыгула (Косшыгуловы) образовали «Общество попечения о начальном образовании» (1898). А потомки бая Мамана – Турысбек, Саибаттал, Есенгул, их сыновья Кудайберген и Танирберген – построили и содержали известную на всю казахскую степь школу «Мамания», обеспечив учителей жалованьем, а учеников – стипендиями и интернатом.

В 1915 году Есенгул хаджи Маманулы учредил крупную денежную премию за лучший казахский роман, и это послужило серьезным катализатором для развития казахской нацио­нальной литературы. Премия была присуждена Султанмахмуту Торайгырулы. Из школы «Мамания» вышло немало знаменитых личностей: писателей, поэтов, общественных и государственных деятелей.

Баи-меценаты полностью финансировали казахское национально-освободительное движение «Алаш», жертвовали большие средства ради восстановления некогда утерянной национальной государственности. Когда лидеров алашординцев арестовали, они за крупные суммы выкупали из тюрем борцов за независимость Казахстана.

И таких степных меценатов до Октябрьской революции было много. К сожалению, этих казахских баев и капиталистов, благородных меценатов – настоящую элиту – беспощадно уничтожили после насильственного внедрения в Казах­стане колониальных порядков. Но их имена навечно записаны золотыми буквами в историю Казахстана. А имена тех редких баев, которые старались только ради собственного обогащения, исчезли навсегда из памяти народной.

Интересен в романе образ американского крупного бизнесмена Томаса Трамса. Его появление описано в главе под названием «Добрый американец». А это название отсылает нас к известнейшему клише в мировой литературе – «тихий американец», появившемуся после выхода одноименного романа английского писателя Грэма Грина в 1955 году. Кстати, главного героя этого романа – английского журналиста – тоже зовут Томас…

«Нежданно-негаданно в неприметном маленьком городке Шеркале появился известный бизнесмен из Америки… И богача Томаса Трамса сюда привели не коммерческие интересы, а другая задача. Оказывается, этого толстосума привела в наши края благородная цель восстановления родственных связей, а также желание обретения наследника. Ведь и ему выпала доля бездетного казахского богача Байбори из народных легенд…

Почему американец искал наследника, способного продолжить его дела в земной жизни, именно в казахских степях, поинтересуетесь вы. На это были веские причины… Ведь Томас Трамс был правнуком казахского бая, вынужденного после революции в России 1917 года эмигрировать в Турцию, затем волею горькой судьбы потерявшего Родину несчастного человека, попавшего в Америку».

Глубокий символичный смысл имеет в романе тот факт, что было потеряно даже имя казахского бая… Его чудом выживший сын женился на американке ирландского происхождения, а внук связал судьбу с африканкой, и появился на свет толсто­губый, смуглолицый, но бездетный Томас Трамс. Хоть и нажили они большие капиталы, но от поколения к поколению на чужбине зачах их род…

Один из центральных образов романа – мудрый старец Кабыш – «академик степи», как уважительно называет его автор. Вот какими словами провожает аксакал будущего олигарха Аспана в Америку:«Доброго пути, Аспан! – проскрежетал старец Кабыш. – Путь к победе всегда извилист и скользок. Как говорится, верблюжья колючка на краю обрыва достанется только отчаянному Нару. Ты тоже уподобился тому верблюду Нару… Ты же, дорогой наш, тот устремленный джигит, который на рисковой лодке мечты поплыл в дальний путь…»

Образ отчаянного верблюда Нара проходит рефреном на протяжении всего романа, символизируя образы решительных и целеустремленных бизнесменов.

Маленький городок Шеркала тоже не просто провинциальный населенный пункт. В романе «Олигарх и Олимп» Шеркала – собирательный образ всего Казахстана, где бушуют все те же страсти, как и в целом государстве. Шеркала несет ту же нагрузку в романе, какую несет Макондо в самом, пожалуй, знаменитом произведении ХХ века – «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.

Аспан – это идеал, мечта писателя Жолтая Жумата-Алмашулы, напоминание олигархам о вечных ценностях и пример того, каким должна быть на самом деле настоящая элита…

Так что есть надежда: роман «Олигарх и Олимп» подвигнет современных нуворишей задуматься и над непреходящими, вечными ценностями и направить свои усилия не только на личное обогащение, но и на созидание для пользы страны и народа.

В произведении поднимаются также такие глобальные темы, как правитель и народ, власть и писатель, народ и интеллигенция, богач и народ, интеллектуал и олигарх. Весь роман пронизан любовью к Родине – Казахстану, болью вперемешку с гордостью за прошлое, переживаниями и заботой о настоя­щем, светлыми надеждами и верой в счастливое будущее страны, радужными мечтами о возрож­дении и процветании казахской нации.

«Роман «Интерадам» – это произведение, содержащее глубокие размышления как о пользе Интернета, так и о психологической зависимости людей от Всемирной паутины, опутавшей весь мир и овладевшей человеческим разумом». Так написано в аннотации книги. Но к сим скупым словам необходимо добавить следующее: писателю Жолтаю Жумату-Алмашулы удалось совершить великое открытие – он понял, кто стоит за Интернетом и именем «Интерадам»!.. Правда, не сказал напрямую об этом своим читателям, а предоставил им возможность самим дойти до сути…

Скажу откровенно: я был восхищен писательской смелостью Жолтая Жумата-Алмашулы. Он и сам признался: это произведение далось ему нелегко… Фактически роман «Интерадам» – это творческий подвиг писателя.

Формат газетной статьи не позволяет подробно написать об этой книге большого писателя, современного классика казахской литературы Жолтая Жумата-Алмашулы. Считаю, по этим романам нужно писать кандидатские и докторские диссертации, литературоведческие монографии, потому что книга «Жизнь горькая и сладкая» – это новое слово в казахской литературе.

Видный писатель Жолтай Жумат-Алмашулы своими романами «Олигарх и Олимп» и «Интерадам» внес в казахскую литературу новые темы и новых героев, чем серьезно обогатил родную словесность. А это дорогого стоит. На такое способны только очень талантливые писатели-новаторы. Жолтай Жумат-Алмашулы поднялся на такую высоту.

Автор:
Флюр Галимов, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан, лауреат Большой литературной премии России и литературной премии им. Валентина Катаева
06:12, 2 Октября 2020
0
17819
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное